В России активно реализуют федеральный проект «Чистый воздух». В национальной программе «Экологическое благополучие» принимают участие и восемь крупных городов Иркутской области. Цель проекта — снижение выбросов к 2036 году в два раза от уровня 2020 года. Основными источниками загрязнения являются теплоэнергетика и котельные, которые отапливают твердым топливом. Для сокращения выбросов в атмосферу предлагается перевести частные дома и городские котельные с печного и угольного отопления на электроотопление.
Однако реализация перечисленных мероприятий возможна только при сохранении диапазонов дифтарифов, которые действуют сейчас в Иркутской области. Их уменьшение может спровоцировать в будущем строительство котельных, использование печного отопления, что негативно скажется на экологии региона и не позволит достигнуть цели экологической программы.
Эти опасения вполне справедливые, считает эколог Елена Творогова. Она уверена, что подходить к вопросу дифтарифов необходимо вдумчиво, особенно учитывая размеры нашей страны.
— Любой эколог скажет вам, что ресурсы сбережения — это важно, нужно, правильно. Электроэнергия — такой же ресурс, и мы постоянно говорим о том, что к нему нужно относиться бережно. Но в Иркутской области, к сожалению, в связи с тем, что тариф на электроэнергию низкий, мало кто об этом задумывается, поэтому энергопотребление у нас зашкаливает. Влияет на это и майнинг. В результате регион столкнулся с чудовищной проблемой — недостаток мощностей. Область не может запускать новые проекты, строить социально-значимые объекты просто потому, что на это не хватает электроэнергии, — рассказала Елена Творогова. — У нас огромная страна, поэтому между регионами значительная разницы в климатических и географических условиях. А сейчас получается, что нас всех уравняли, ни к чему хорошему это не приведет. Государство должно подходить к этой проблеме вдумчиво.
По мнению эксперта, многие люди, имеющие большие частные дома, рискуют не уложиться в отведенные границы потребления. К печному отоплению перейдут не все, и жители будут искать другие способы отапливать помещения, не гарантирующие экологичности. Однако Елена считает, что сложившаяся ситуация может стать толчком для того, чтобы региональное правительство начало стимулировать использование альтернативных источников получения электроэнергии и тепла.
— У нас есть прекрасные разработки создания ветрогенераторов, солнечных батарей и других инновационных источников. Но раньше они никому не были нужны, потому что все использовали электроэнергию от центральных сетей. Может быть, эти ограничения сподвигнут людей начать производство уже разработанных технологических способов автономного получения экологически чистой энергии, — считает эколог. — Но многое будет зависеть от позиции правительства региона и областных программ. Для того, чтобы помочь людям правильно перейти с одного источника теплоэнергии на другой, чтобы народ не создавал кустарные способы отопления, которые могут приводить и к повышению пожароопасности, то, конечно, имело бы смысл экстренно создать структуру, которая бы оперативно начала рассматривать эту проблематику и вырабатывать реальные рекомендации. Но при этом региональная власть может содействовать развитию и внедрению альтернативных способов безопасного получения электроэнергии, потому что до сих пор у нас никаких подвижек в этом плане не было.
Конечно, кроме вышеперечисленных вариантов есть еще один источник энергии — газ. Но в Иркутской области не развита транспортная инфраструктура сетевого газа. При этом на территории Центральной экологической зоны, которая расположена в границах региона, недопустимо строительство альтернативных источников теплоснабжения, работающих на твердом или жидком топливе. Это контролирует постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
В крупных городах Иркутской области сосредоточены все объекты жизнедеятельности, использующие электроэнергию, генерируемую крупными местными ГЭС. Эти населенные пункты расположены в зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории, в границах которой также есть ограничения на строительство объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Эколог, председатель регионального общественного совета партийного проекта «Чистая страна» Нина Баринова считает, что в действующих условиях на крупных предприятиях региона невозможно достичь цели экологической программы «Чистый воздух». «Компании не смогут снижать объемы производства, так как это нерентабельно, но при этом внутренние резервы по энергопотреблению у них сведены до минимума, крупные предприятия уже работают по наилучшим достигнутым технологиям. Остается только вариант перевода всей промышленности на газ, с учетом, что мы вообще не будем использовать уголь. Поэтому важно решать, какую энергию на территории региона вырабатывать», — подчеркнула Нина Баринова.
После того, как кабмин РФ принял решение об установлении единых границ объемов электропотребления, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой пересмотреть нормы потребления электроэнергии для региона с учетом его климатических особенностей. Также делегация из правительства Приангарья во главе с губернатором представило в Москве Комитету Госдумы РФ по энергетике расчеты для обоснования необходимости отдельного подхода к Иркутской области с учетом использования электричества как основного источника тепла. Специалисты собрали большое количество данных: подсчитали домовладения, которые затронут нововведения, провели анализ объемов потребления. Ранее в регионе создали штаб по предотвращению энергодефицита, куда вошли представители исполнительной власти, депутаты Госдумы, Заксобрания, сенаторы, ученые.
Для того, чтобы представить, к чему может привести сложившаяся ситуация, достаточно взглянуть на соседний регион — Республику Бурятия. В федеральной программе по улучшению качества воздуха он участвует с 2024 года. Вот уже на протяжении 10 лет столица республики — Улан-Удэ — попадает в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. И видно это даже невооруженным взглядом: зимой над городом стоит смог. По данным Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в городе ежемесячно в числе других вредных веществ регистрируют превышение концентрации токсичного бензапирена. В 2023 году этот показатель превышал в 30 раз предельно допустимую среднесуточную норму.
Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха стали частные дома, отапливаемые углем. В планах правительства Бурятии перевести на электроотопление 45 тысяч домов, что позволит значительно снизить вредные выбросы в атмосферу. Кстати, в 2021 году Бурятия стала первым регионом, где автономным котельным, уже подключенным к центральному к центральному теплоснабжению, на законодательном уровне запретили использовать твердое топливо.
Похожая ситуация с экологией и в Красноярске. Согласно Государственному докладу о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае, опубликованному на официальном сайте министерства экологии Красноярского края, в 2023 году уровень загрязнения в Красноярске характеризовался как «очень высокий». Основными веществами, попадающими в атмосферу, были бензапирен, формальдегид, взвешенные вещества, гидрохлорид, оксид азота. Наиболее высокие значения выбросов наблюдали зимой. На сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ указано, что в Красноярске выброс вредных веществ составляет 70,96 тысячи тонн. Их большая часть попадает в атмосферу из труб промышленных предприятий, но 3% от этого объема приходится на печное отопление.
В Иркутске уровень загрязнения воздуха в 2023 году оценивался как «высокий». Однако концентрация вредных веществ все же немного ниже, чем в Красноярске и Улан-Удэ. Например, среднегодовая концентрация бензапирена превышает предельно допустимую в 3,3 раза. По мнению экологов, увеличение количества домовладений с печным отоплением, строительство новых котельных, отапливаемых углем, безусловно, приведет к усугублению ситуации с загрязнением воздуха в Иркутской области. И сейчас именно тот момент, когда необходимо сделать все, чтобы хотя бы не улучшить имеющиеся экологические показатели, но сохранить их на прежнем уровне.
Фото пресс-службы правительства Иркутской области, Маргариты Романовой из архива IRK.ru
Марина Палеева, IRK.ru
Готовая тема для докторской диссертации.
Из разряда: «Как влияет притяжение Луны на цвет волос моей любимой».