Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Запрет пропаганды чайлдфри в России — необходимость или преждевременная мера?

В последнее время все чаще в информационном поле возникает понятие «чайлдфри». Так называют людей, которые не хотят иметь детей. И дело тут не в медицинских противопоказаниях к рождению и не в вопросах жилья или денег, а именно в сознательном
стремлении не быть родителем. Среди причин отказа от деторождения может быть нежелание брать ответственность за ребёнка или страх быть отцом или матерью. Мы узнали у иркутян, как они относятся к чайлдфри, есть ли такие люди среди их знакомых и что они думают об этом движении.

В октябре депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который предлагает запретить распространение в фильмах, рекламе, СМИ и интернете информации, пропагандирующей отказ от деторождения. «В тематических пабликах и сообществах в социальных сетях зачастую проявляется неуважение к материнству и отцовству, агрессия к беременным женщинам и детям, членам многодетных семей. Речь идет именно о запрете пропаганды отказа от деторождения. Решение, рожать детей или нет, принимать женщине», — прокомментировал инициативу один из ее авторов — председатель ГД Вячеслав Володин.

Согласно документу, владельцы соцсетей должны будут вести мониторинг для выявления пропаганды отказа от деторождения. В противном случае сайт могут внести в единый реестр запрещенной информации Роскомнадзора. Также проект закона предусматривает, что реклама не должна пропагандировать чайлдфри, а информация об этом в фильмах станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения. При нарушении закона, как правило, полагается штраф. В данном случае для физлиц он составит от 50 до 400 тысяч рублей, для должностных лиц — 100 до 800 тысяч рублей, для юридических лиц — от 800 тысяч рублей до пяти миллионов рублей.

После таких предложений складывается впечатление, что власти намерены с детства закрепить в голове у детей традиционные семейные ценности и не допустить в их сознании даже мысли о том, что можно жить без детей. Если ввести в поисковой строке в социальных сетях «чайлдфри», то появится большое количество российских тематических пабликов с описанием, которое может показаться кому-то грубым и даже обидным. Вот одно из них: «Мы уверены, что в старости легко обойдемся без стакана воды, который подать будет некому. И знаем, что человечество не вымрет, потому что далеко не все последуют нашему примеру и перестанут рожать. С нашей точки зрения, жизнь без детей — это радость. Одна из наших целей — сохранить здоровье женщин. Так же немаловажно благополучие мужчин». Категорично, не правда ли?

А вот еще одно, более мягкое описание группы, но в то же время четко представляющее позицию чайлдфри. «Чайлдфри (от английского childfree — свобода от детей) — принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности. При этом речь не идёт о людях, которые бесплодны, откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Наше сообщество объединяет в себе людей, придерживающихся именно такой жизненной позиции, и создано для того, чтобы общаться с единомышленниками на интересные темы и вместе по мере возможности бороться с детонаправленностью нашего социума: искать чайлдфри-рестораны и курорты, делиться методами противодействия особо наглым мамашам, упертым врачам и работодателям, да и вообще поговорить о том, какие трудности и проблемы встречаются на жизненном пути российского (да и не только российского) человека, сделавшего добровольный жизненный выбор не иметь детей», — написали создатели сообщества.

В подобных группах в соцсетях состоят тысячи людей. Однако многие сообщества имеют закрытый доступ, то есть участники публично не высказывают свою позицию как представителей движения чайлдфри. После активных обсуждений этой темы в информационном поле, мы решили спросить у иркутян, что они думаю об этой инициативе и как вообще относятся к чайлдфри. Мнения оказались противоречивыми.

Вот что по этому поводу думает Олег Попов, депутат Заксобрания Иркутской области:
— Я никак не отношусь к чайлдфри, потому что у меня четверо детей, у моего брата пятеро — нашей семье повезло, все с детьми. Что касается вообще пропаганды такого движения и законодательной борьбы, я, честно говоря, на себе ни разу не ощущал, что как-то на меня может повлиять это движение и стиль такой жизни у других людей. Нужно ли законодательно запрещать пропаганду чайлдфри? На мой взгляд, законодательно или просто в обществе, у людей, которые у власти, в медиа-сообществах должно пропагандироваться движение за семью.

Если на всех уровнях будут транслировать семейные ценности, то тогда, я думаю, что никакая пропаганда чайлдфри нам не страшна.

Олег Попов считает, что в современном обществе главная проблема не в том, что в России есть чайлдфри, а в том, что из-за экономического фактора люди не хотят рожать детей или имеют по одному ребенку. «Сегодня иметь ребенка — это роскошь. Как правило, отказываются или ограничиваются в количестве детей именно образованные, мыслящие, современные люди, которые привыкли нести ответственность за себя и других. И они ответственно заявляют, что не справятся с воспитанием детей, потому что достойно содержать ребенка — это дорого», — считает депутат.

По его мнению, властям нужно заниматься пропагандой успешной многодетной семьи. В данный момент в России все меры поддержки направлены только на многодетные малообеспеченные семьи. Но нет никакого инструмента, механизма, который бы поддерживал многодетные обеспеченные семьи, в которых работают оба родителя. То есть сейчас люди целенаправленно остаются «середнячками», чтобы получать меры поддержки государства, и не стремятся к развитию и увеличению доходов.

— Даже без законодательных инициатив те же представители власти могут взять на себя добровольную пропаганду семейных ценностей. Например, чаще бывать на публике с женой, детьми. Показывать свою семью. Я глубоко убежден, что если у родителей все в порядке, если они чувствуют уверенность в завтрашнем дне и понимают, что могут дать достойное воспитание, содержание своим детям, то никакая пропаганда никаких движений их не коснется, — подытожил Олег Попов.

Во время работы над статьей мы столкнулись с мнениями, что в России люди становятся чайлдфри как бы поневоле: из-за отсутствия жилплощади, денег, возможностей, льгот и в целом из-за непонимания, что ждет потомство в будущем. Так считает иркутянка Маргарита. Она утверждает, что пропаганды чайлдфри да и самих представителей этого движения в реальной жизни никогда не встречала.

— Бывает, что девушка себя называет так, но когда начинаешь разговаривать, выясняется, что она вовсе не против детей, просто есть какие-то обстоятельства (здоровье, неустроенность, страх не потянуть). Мне самой почти 40 лет, и у меня нет детей. Просто было как-то не до того, а сейчас страшновато рожать первенца в таком возрасте, — делится Маргарита. — Да и надеяться на льготы тоже глупо. Их ещё надо умудриться получить. От государства мне вообще ничего не положено, я ведь работаю, у меня есть доход. Когда узнала про новый законопроект, желание рожать исчезло окончательно. Не нужно меня заставлять ничего делать. Женщина вправе сама решить, рожать ей или нет.

Акушер, гинеколог, главный врач Иркутского городского перинатального центра Ирина Ежова имеет противоположное мнение. Она уверена, что в природе не существует ничего более естественного, чем появление детей в семьях. По ее мнению, нельзя движение свободных от детей людей назвать данью моде или группой, которая отличается особенным отношением к собственному телу.

«Считаю, что это какие-то пограничные психопатии, которыми должны заниматься психологи и, может быть, даже профессиональные психиатры, причем своевременно. Это отклонение от нормальности, потому что воспроизводство — природный процесс. Какие цели преследуют свободные от детей люди? Они хотят, чтобы человечества вообще не стало? Допустим, завтра все решат, что детей им не надо. Все шесть миллиардов доживут до старости и умрут. А что дальше?» — прокомментировала Ирина Ежова.

Проект закона, запрещающего пропаганду чайлдфри в интернете, рекламе, СМИ и фильмах врач поддерживает. Однако ее настораживает сам факт необходимости принятия таких документов.

— Меня как жителя страны волнует то, что движение настолько развивается, что общество вынуждено защищаться от него принятием подобных инициатив. Думаю, что СМИ должны не выходить за рамки социальной ответственности и не заниматься пиаром или косвенной пропагандой таких движений. Чем меньше людей будут вовлечены в это информационное поле, тем легче будет жить всем людям.

В связи с активным обсуждением темы чайлдфри нам, конечно, хотелось найти местного представителя этого движения. Однако почти все из них отказались комментировать тему, ссылаясь на то, что сейчас выступать в публичном пространстве с подобными заявлениями не совсем безопасно. Но нам все же удалось поговорить с человеком, который сознательно считает себя чайлдфри.

35-летняя иркутянка Карина родилась в полной семье и не была единственным ребенком. При этом за всю жизнь она ни разу не испытывала желания иметь своих детей. По ее словам, неприязни к ним она не испытывает, просто не видит себя в роли родителя.

— Практически у всех моих друзей есть дети, и я восхищаюсь ими — друзьями — примерно так же, как покорителями Эвереста. Очень благодарна своему супругу и родителям за то, что они принимают мою позицию и не оказывают на меня давления в этом плане, — рассказала Карина.

Считаю неэтичным задавать вопросы о детях и их количестве, потому что это личное дело каждой женщины. Представьте, если она не может иметь детей, и для неё это трагедия, а ей постоянно об этом напоминают?

Женщина считает, что сейчас нет необходимости принимать в России закон о запрете пропаганды чайлдфри, потому что она не встречала ни в СМИ, ни в кино, ни в рекламе информации об этом движении. «В рекламе образ счастливой семьи с детьми вообще один из самых работающих и „продающих“. Считаю, что государству, если оно заинтересовано в том, чтобы люди делали выбор в пользу многодетности, нужно не в постель каждому гражданину лезть, а строить такое общество, в которое было бы не страшно приводить детей, потому что самая жуткая пропаганда чайлдфри сейчас — ставка по ипотеке, но никто с этим не борется», — подчеркнула иркутянка.

Похожее мнение у 27-летнего Кирилла из Иркутска. С возрастом он понял, что воспитывать ребенка — это большая ответственность и тяжелая работа. Кроме того, часто люди отказываются от личных интересов в пользу детей, а молодой человек пока что к такому не готов. Но, может, это приходит с возрастом?

Кирилл уверен, что иметь детей или нет — личное дело каждого взрослого, адекватного и зрелого человека. Родить и содержать ребенка — очень сложно, и многих людей это останавливает.

«Вообще сейчас многие хотят жить для себя. А если еще и в информационном поле будет появляться пропаганда чайлдфри, то, скорее всего, возрастет тенденция на отсутствие детей», — сказал Кирилл.

Опрашивая иркутян, мы заметили, что более лояльно к людям без детей относится молодое поколение. В то время как у человека советской закалки мнение на этот счет однозначное и непоколебимое. Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева считает, что не желать продолжения своего рода, категорически от этого отказываться – это идти против природы. Особенно это касается девушек, женщин. Она отрицательно относится к чайлдфри и не понимает тех молодых людей, которые принимают решение стать ими.

— Быть чайлдфри — это, отчасти, мода времени, которая распространяется в том числе через средства массовой информации. Принятие закона о запрете пропаганды этого движения является попыткой ограничить доступ к этой информации для того, чтобы молодое поколение прислушивалось в первую очередь к своим желаниям, а не подвергалась влиянию подобных идеологий. Если у человека будет право выбора и время для поиска самого себя, это тоже будет способствовать развитию нашего общества в правильном русле. Отрицание того, что дано природой — это отклонение от нормы. Поэтому развитие направления чайлдфри в России однозначно не в интересах всего общества, — считает Татьяна Афанасьева.

У председателя Иркутского регионального отделения Союза женщин России, заместителя председателя Общественной палаты Иркутской области Галины Терентьевой отношение к чайлдфри негативное. «Понятно, никто никому не может приказать – рожать или не рожать детей. Это дело сугубо личное и каждый сам определяет свой выбор в зависимости от своей жизненной позиции. Я вижу смысл жизни, прежде всего, в создании здоровой, благополучной и успешной семьи и рождении детей. Сколько детей – решает семья. Лучше, когда их несколько. Мы поддерживаем в этом вопросе нашего президента, который говорит, что многодетность должна стать философией жизни общества», — прокомментировала Галина.

Галина рассказала, что она и другие члены Союза женщин России Иркутской области поддерживают запрет на распространение идеологии чайлдфри.

— Такая жизненная философия не приемлема для российского общества и противоречит нашим традиционным семейным ценностям. Пропаганда влияет не только на демографию страны, но и на формирование личности человека, общества в целом. Особенно вредной она становится для молодого поколения. Такая идеология, на наш взгляд, убивает явление родительства как этапа созревания человека, формирования у него таких личностных качеств, как чувство ответственности, долга, служения семье, детям, обществу. Чайлдфри поддерживает инфантилизм, стремление жить по своему усмотрению и ни о ком не заботиться. В итоге мы можем прийти к обществу, где никто ни за что не отвечает, заботится лишь о себе и живет в свое удовольствие. Это чуждая нам идеология.

Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина считает, что те, кто становится чайлдфри, осознанно лишают себя настоящего счастья, исключая из своей жизни особенное чувство материнства и отцовства, не сравнимого ни с какими другими ощущениями и эмоциями. Она отметила, что когда для общества важны только собственные интересы, а для человека ценна только перспектива отрезка личного жизненного пути, у этого социума нет будущего.

— В указе президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» обозначена ценность — крепкая семья. И это не чайлдфри, это семья, где есть счастливые дети, любящие мама и папа, мудрые бабушки и дедушки. Где ценят и уважают друг друга, где главное — взаимопонимание и любовь, а не эгоизм и так называемая «свобода» от обязательств. На мой взгляд, необходимо именно на этом всем сосредоточиться в своей работе. В том числе через произведения искусства, культуру, показывая, как прекрасно быть родителями, — подытожила Олеся Полунина.

Идеология чайлдфри в России стала популярной в 2000-х. Именно тогда стали появляться первые группы в социальных сетях, а люди начали открыто выражать свое нежелание заводить детей. Согласно исследованию, в 2020 году почти половина россиян в возрасте от 18 до 45 лет не хотели иметь ребенка. В 2022-м около 41% жителей страны уже поддерживали законопроект о запрете пропаганды чайлдфри.

Как обстоят дела с этим в 2024 году — аналитикам только предстоит выяснить. Однако уже сейчас ясно одно: человека, твердо уверенного в своем нежелании иметь детей, вряд ли заставишь это сделать с помощью очередных законов и мер поддержки. Но тех, кто не заводит ребенка только из-за материальной нестабильности, отсутствия жилья или работы можно переубедить, если государство более тщательно позаботится о молодых семьях и обеспечит им уверенность в завтрашнем дне.

Как вы думаете, нужно ли принимать в России законопроект о запрете пропаганды чайлдфри в СМИ, интернете, кино и рекламе? И должно ли государство принимать меры для стимулирования рождаемости? Пишите свое мнение в комментариях.

Автор изображений: Семен Степанов

Марина Палеева, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля