Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Найти и устранить повреждение: как работает служба изоляции и защиты от перенапряжения ИЭСК

Найти и устранить повреждение: как работает служба изоляции и защиты от перенапряжения ИЭСК

Что обычно происходит при аварийном отключении электроэнергии? На место приезжает бригада и устраняет повреждение. За этими, казалось бы, простыми словами скрывается огромная работа многих специалистов. Мы провели один день с ведущим инженером диагностической лаборатории службы изоляции и защиты от перенапряжений Иркутской электросетевой компании Алексеем Пасиком и узнали, что происходит при авариях на сетях и как их предотвращают.

Алексей Пасик работает в энергетике почти тринадцать лет, окончив энергетический факультет ИРНИТУ. По словам мужчины, учиться было сложно, но интересно. Карьеру в Иркутской электросетевой компании он начинал с должности электромонтера, ведущим инженером диагностической лаборатории стал два года назад.

Алексей Пасик
Алексей Пасик

Работа специалистов службы изоляции и защиты от перенапряжений сложна и ответственна. Они занимаются диагностикой и испытанием линий электропередачи, трансформаторов и другого сложного оборудования, а если происходит авария на сетях – определяют место повреждения высоковольтных кабелей, которые, как правило, пролегают под землей. Для этого используют передвижную высоковольтную электротехническую испытательную лабораторию.

— Когда на сетях случается авария, по команде диспетчера на место приезжает оперативно-выездная бригада. Специалисты смотрят, какая часть района обесточена, проверяют кабельную линию на утечку тока и сопротивление изоляции, выводят участок в ремонт, а затем уже мы проводим испытания с помощью специальной аппаратуры, — рассказал Алексей Пасик. – Мы определяем место повреждения, показываем дежурной бригаде нужную точку, они начинают раскопки. Если есть видимое повреждение, эту часть вырезают и устанавливают соединительные муфты, при необходимости, наращивают кабель. Если же повреждения не видно, мы тем же способом подтверждаем место, чтобы убедиться, что это именно оно, дальнейший процесс восстановления тот же. Затем совместно с оперативниками еще раз проверяем уже восстановленную кабельную линию, они докладывают диспетчеру и по его распоряжению включают потребителей. Мы, как правило, находимся на месте от начала и до конца, до момента восстановления электроснабжения – после ремонта должны проверить, все ли работает так, как надо.

Передвижная лаборатория
Передвижная лаборатория

Для испытаний электрооборудования, диагностики линий и «прожига» (специальный метод определения места повреждения), энергетики используют сложную аппаратуру российского производства, выпущенную в Ярославле. Всего в филиале ИЭСК «Южные электрические сети», где работает Алексей, семь машин. Место повреждения кабеля определяют с помощью специальных датчиков, используя при этом наушники: где самый громкий звук – там неисправность. По словам ведущего инженера лаборатории, оборудование надежное и точность при диагностике высока — ошибки быть не может. Погрешность вероятна только в том случае, если над кабельной линией слой асфальта или бетона – например, парковка или дорога.

— Структура материала другая, она отличается от обычного грунта, и может разносить сигнал от повреждения довольно далеко, — отметил Алексей. — Если под грунтом нужная точка определяется на участке от 10 до 50 сантиметров максимум, то под бетоном может разбрасывать звук до двух-трех метров. Эти моменты мы, конечно, указываем в протоколе, чтобы бригаде было проще работать.

Бригадам приходится много ходить пешком
Бригадам приходится много ходить пешком

В разговоре с журналистом IRK.ru Алексей Пасик упомянул две серьезные аварии. Летом прошлого года энергетики в течение суток спасали канализационную насосную станцию на Сурнова. Произошло отключение электроэнергии, оба питающих кабеля оказались повреждены. При этом электричество на насосной станции необходимо постоянно: при долгом простое оборудования возможны коммунальные аварии, прорывы, затопление проезжей части на оживленной улице.

Еще один масштабный сбой произошел в 2022 году: в предместье Марата из-за повреждения оборудования загорелся силовой трансформатор, весь микрорайон Топкинский остался без электричества. Около суток на месте работали службы всех районов электросетей.

Кроме аварийных ситуаций, которые требуют от бригад максимальной собранности и быстроты, есть ежедневные задачи. Например, в день, когда нам удалось понаблюдать за работой энергетиков, специалисты занимались трассировкой кабельной линии – это инженерно-изыскательные работы, которые помогают определить трассу, где проходит нужный кабель.

Кабель пролегает под землей. Для диагностики специалисты используют датчики и наушники
Кабель пролегает под землей. Для диагностики специалисты используют датчики и наушники

— В микрорайоне Ново-Ленино на подстанции для разгрузки оборудования установлено новое комплектное распределительное устройство напряжением шесть киловольт. Из существующего распредустройства кабельные линии частично переводятся в новое, это нужно для распределения нагрузки и более надежной схемы электроснабжения, чтобы не перегружались ячейки, это особенно важно в зимний период, — подчеркнул Алексей Пасик. – Перезаводкой кабельных линий занимается подрядная организация, а наша задача – определить и промаркировать нужные. Это необходимо, в первую очередь, для безопасности.

Безопасности в ИЭСК уделяют большое внимание: сотрудники работают в форме, каске и специальной обуви, используют адаптированные для действий с электрооборудованием приборы с прорезиненными ручками. Перед началом рабочего дня обязательно получают наряд-допуск к работам: без этого на нужный объект попасть невозможно.

Технику безопасности тщательно соблюдают
Технику безопасности тщательно соблюдают

Самым тяжелым временем года Алексей назвал зиму, поскольку свои задачи служба по большей части выполняет на улице. Протяженность кабеля при этом может достигать нескольких километров. Современное оборудование лаборатории позволяет с большой точностью определить расстояние до места повреждения, однако, иногда приходится пройти всю длину подземной линии, чтобы найти неисправность.

— Мой личный рекорд – семь километров, которые я прошел зимой пешком из середины Ново-Ленино в сторону станции Батарейной, — поделился Алексей Пасик. — Нужно было оперативно найти повреждение, чтобы бригада смогла его устранить. Особенно это важно для частного сектора и садоводств, где от электричества зависит и отопление. Я сам живу в Баклашах и понимаю, что это такое, по-человечески стараешься сделать работу как можно быстрее, чтобы в домах были свет и тепло, чтобы люди могли приготовить ужин и выпить горячего чая.

Фото Маргариты Романовой, IRK.ru

Екатерина Емелина, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля