Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Теперь мы одной крови». В Иркутске состоялась первая встреча донора костного мозга и реципиента

Два года назад иркутянин Илья Ковалев сдал стволовые клетки костного мозга для больного лейкозом жителя Рязани Евгения Черничкина. Совместимость генетического материала у совершенно незнакомых людей составила практически 100 процентов. Благодаря этому Евгений выжил. Спустя два года он прилетел в Иркутск – встретиться со своим спасителем. Это первая подобная встреча в нашем регионе. Подробности – в материале журналиста IRK.ru.

Илья является сотрудником IT-отдела Иркутской нефтяной компании, поэтому встреча состоялась в офисе ИНК. Глядя на мужчин, связанных одной кровью, поневоле подмечаешь схожесть: оба добродушные, улыбчивые, жизнерадостные.

— Во мне течет кровь Ильи, он мне теперь как брат, — с трудом сдерживая слезы, говорит Евгений Дмитриевич. — Не каждому дано выжить в такой ситуации. Хорошо, что есть такие люди, как Илья — я жив благодаря ему. Моя признательность безгранична. Как только я увидел его, сразу почувствовал какое-то родство!

Житель Рязани Евгений Черничкин прилетел в Иркутск, чтобы встретиться со своим спасителем
Житель Рязани Евгений Черничкин прилетел в Иркутск, чтобы встретиться со своим спасителем

Диагноз «острый лейкоз» (рак крови) Евгению Черничкину поставили в 2019 году. Тогда ему было 57 лет.

— Я был ошеломлен… После третьей химиотерапии спросил у врачей, есть ли альтернатива? Мне сказали, что, если найдется донор костного мозга, появится шанс выздороветь. Ведь костный мозг — главный кроветворный орган, в нем вырабатываются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. С родными братьями у нас совместимости не было, чуть больше 25%, — вспоминает мужчина.

Для дальнейшего лечения рязанец отправился в Санкт-Петербург — в Институт онкологии имени Раисы Горбачевой. Там подтвердили, что пересадка костного мозга — единственный шанс выжить.

— Естественно, я за него ухватился, — говорит Евгений Дмитриевич. — После четвертой химиотерапии мне позвонили из Кирова, сказали, что в базе есть донор, у которого практически стопроцентная совместимость со мной.

На учет в базу доноров костного мозга Илья Ковалев попал 10 лет назад
На учет в базу доноров костного мозга Илья Ковалев попал 10 лет назад

Однако обнаружить идеального донора в регистре было лишь частью успеха: найти его в реальности оказалось куда сложнее. Дело в том, что на учет в базу доноров костного мозга Илья Ковалев попал 10 лет назад — не особо вникая в подробности, просто откликнулся на предложение во время сдачи донорской крови. Конечно же, за это время он забыл о процедуре и сменил номер телефона. Сотрудники Кировского НИИ гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства нашли его в социальной сети «ВКонтакте». И даже не напрямую, так как Илья туда не заходил несколько лет, а через его двоюродную сестру.

— Когда мне сообщили о том, что я подхожу для пересадки костного мозга, первой реакцией было: «Нет». Я не скрываю этого, — признается Илья Ковалев. — Подумалось: «Почему я? Что за процедура?». Потом я поискал в интернете информацию, узнал подробности. Большое спасибо сотрудникам медицинской организации, что перезвонили и еще раз объяснили, для чего это нужно, через что надо будет пройти… Я понял, что где-то за тысячи километров от меня есть человек, судьба которого зависит от моего решения. И очень рад, что все получилось.

Процедура сдачи костного мозга сначала показалась Илье болезненной и страшной
Процедура сдачи костного мозга сначала показалась Илье болезненной и страшной

Большинство людей представляет процедуру сдачи костного мозга болезненной и страшной. Действительно, в кино часто показывают, как большой иглой делают пункцию костного мозга из тазовой кости. Сейчас же есть альтернативный метод – у пациента берут кровь, прогоняют через фильтр и вливают обратно. Осевшие стволовые клетки пригодны для трансплантации.

После того, как медицинские работники объяснили это Илье, он решился на процедуру. Выехать на место трансплантации не было возможности– в это время у него родился сын и оставить супругу одну он не мог. Поэтому он сдал стволовые клетки в Иркутске, в онкоцентре. В этот же день специалист доставил генетический материал самолетом в медцентр – клетки даже не пришлось замораживать. И после проверки Евгению Дмитриевичу сделали пересадку.

— Итог операции я не знал, — говорит Илья. — И даже боялся спрашивать… Я не знал, кто реципиент— мужчина это или женщина, ребенок или пенсионер.

Кровь со стволовыми клетками для трансплантации Илья сдал в Иркутском онкологическом центре
Кровь со стволовыми клетками для трансплантации Илья сдал в Иркутском онкологическом центре

Евгений Черничкин быстро пошел на поправку: спустя полтора года после трансплантации он уже полностью восстановился. Согласно медицинской этике, донор и реципиент могут встретиться только спустя два года после операции. Это связано с тем, что операции не всегда бывают успешны: не все больные выживают. Евгений Черничкин очень ждал встречи со своим спасителем.

— В ожидании своем я был нетерпелив, прямо скажу, — улыбается Евгений Дмитриевич. – В прошлом году даже приезжал в Иркутск, чтобы найти его… Знал только дату рождения, пытался найти через медработников, но безрезультатно! Все законопослушные (смеется).

— Когда коллеги сказали мне, что реципиент не просто выжил и пошел на поправку, но и ждет встречи, конечно, я обрадовался и согласился! – добавляет Илья.

После операции у Евгения Дмитриевича изменилась группа крови: со второй на третью. Теперь Илья ему так же близок, как родные братья.

— Можно проследить наше с Ильей сходство: я человек позитивный, и он такой же, у нас улыбка с уст не сходит по жизни, — отмечает Евгений Черничкин. — У него двое детей: сын и дочь, и у меня тоже!

После операции у Евгения Дмитриевича изменилась группа крови: со второй на третью - теперь Илья ему так же близок, как родные братья
После операции у Евгения Дмитриевича изменилась группа крови: со второй на третью - теперь Илья ему так же близок, как родные братья

Через месяц Евгений Черничкин отметит юбилей, 60 лет. Он родился и вырос в Рязани, окончил Воронежский инженерно-строительный институт. Всю жизнь проработал в сфере строительства: прошел путь от мастера строительного участка до генерального директора собственной компании. У него уже двое внуков. Семья очень поддерживала его в тяжелые моменты болезни.

— С таким диагнозом невозможно справиться без помощи близких: это придает сил. Моя супруга была со мной все это время, — говорит Евгений Черничкин. — Главное — верить, что все будет хорошо. Я по жизни оптимист! Сейчас я полностью вернулся к обычной жизни: работаю, провожу время с семьей, занимаюсь дачными делами. Моя бабушка прожила 98 лет, моему отцу, участнику ВОВ, в сентябре будет 99 лет. После операции сказал: теперь я должен прожить еще 40 лет. И жить хочется!

Илья Ковалев своим примером показал, что не надо бояться быть донором. Ведь от этого может зависеть чья-то жизнь.

— Во-первых, это не сложно, ты не несешь никаких рисков для себя, — подчеркнул Илья. — Но своим решением ты даешь человеку шанс победить болезнь. Никто не застрахован от болезни, это может случиться и с вашими близкими.

Иркутская нефтяная компания, Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России и Иркутская областная станция переливания крови заключили соглашение по развитию донорства костного мозга в Иркутской области
Иркутская нефтяная компания, Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России и Иркутская областная станция переливания крови заключили соглашение по развитию донорства костного мозга в Иркутской области

В этот же день, помимо непосредственно встречи Ильи и Евгения, также было подписано трехстороннее соглашение по развитию донорства костного мозга в Иркутской области – между Иркутской нефтяной компанией, Кировским НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России и Иркутской областной станцией переливания крови. Стороны будут взаимодействовать в проведении мероприятий, направленных на пропаганду и рекрутирование доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.

Из числа сотрудников ИНК в Федеральном регистре доноров костного мозга сейчас находится 322 человека, четверо стали реальными донорами. Всего в этой базе — 20 тысяч человек из Иркутской области.

Элина Халтанова, IRK.ru. Фото Михаила Байбородина. Видео — Лали Янкевич

  • Призрак призрака 5 июня 2024 в 14:07

    статья перестала быть интересной после первого упоминания «ИНК»

    а так хорошо начиналась…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля