Новый аэропорт в деревне Позднякова
В Иркутске аэропорт расположен в черте города — да, не в центре, но в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов на улице Ширямова. Несмотря на то что для многих иркутян, живущих в том районе, шум от взлетающих самолетов стал чем-то привычным, тем не менее, существуют серьезные причины, из-за которых однажды все-таки придется перенести аэропорт за город.
Так, например, из-за плотной жилой застройки вокруг невозможно модернизировать инфраструктуру аэропорта, между тем, пассажиропоток растет каждый год, а пропускная способность аэродромного комплекса не увеличивается. Так, в 2022 году аэропорт принял 2,5 миллиона пассажиров, в 2023 году — уже 3,7 миллиона.
Аэропорт Иркутска расположен в городе на улице Ширямова. Он имеет два терминала — внутренний и международный — и взлетно-посадочную полосу протяженностью 3,5 километра.
А после того, как в 2021 году на кадастровый учет поставили седьмую подзону приаэродромной территории АО «Международного аэропорта Иркутск», возникла проблема строительства на этом участке детсадов, школ и жилых домов. Тогда вопрос частично решили, разделив территорию на две части и разрешив возведение зданий на более отдаленных от аэродрома участках. Однако стало ясно, что нужны кардинальные действия, а именно: строительство аэропорта за городом, о чем власти, к слову, говорят уже больше 60 лет.
Обсуждение вопросов строительства нового аэропортового комплекса за чертой города началось в 1961 году по решению Совета министров СССР, однако дальше слов дело не пошло. Только в середине 1990 годов вернулись к обсуждению этого вопроса в связи с требованиями безопасности. Уже тогда стало очевидно, что если приаэродромная территория будет застраиваться и дальше, то это, с одной стороны, может повлечь ограничение деятельности аэропорта, с другой — запрет на какое-либо строительство, а значит, по сути, остановку в развитии района.
Изначально под строительство аэропорта выбрали 32 площадки, расположенные в районе Иркутска. Исследовав их, государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» в рамках разработки проекта определил четыре наиболее перспективных варианта. Это аэродром «Белая» (военный аэродром, расположенный в 18 километрах к северо-западу от города Усолье-Сибирское), Ключевая Падь (местность, расположенная между поселками Савватеевка и Новоодинск в 36 километрах от Иркутска и в 24 километрах от Ангарска), деревня Позднякова (находится в 28 километрах от Иркутска) и поселок Усть-Ордынский (возможно, на месте старого аэропорта, расположенного в 71 километре от Иркутска).
Однако впоследствии был оставлен один вариант — деревня Позднякова. Дело в том, что против строительства аэропорта в Ключевой Пади была корпорация «Иркут», которая проводила там испытательные полеты; для строительства в районе аэродрома «Белая» требовалось согласование с военными структурами. Оставался еще поселок Усть-Ордынский, но из-за отдаленности от Иркутска и от этого варианта пришлось отказаться.
Итак, основной площадкой была выбрана деревня Позднякова. Населенный пункт находится в 28 километрах от города, имеет ровный рельеф и, что важно, более благоприятные погодные условия — по сравнению с Иркутском, в котором то и дело возникают туманы. Этот вариант размещения аэропорта в 1998 году рассмотрел и одобрил экспертно-аналитический совет администрации города; «Аэропроект» приступил к работе.
В 2009 году специалисты научно-исследовательского института представили проектно-изыскательскую документацию и генеральный план строительства нового аэропорта стоимостью 408 миллионов рублей, вот только документы не прошли государственную экспертизу — 29 марта 2010 года по проектно-сметной документации получено отрицательное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». В том же году институт внес корректировки в проект, но и во второй раз он не получил одобрения.
"В 2008-2009 годах за счет средств федерального бюджета в объеме 408,14 миллиона рублей разработана проектная документация по объекту «Строительство нового аэропортового комплекса (г. Иркутск)» с локацией на площадке «Позднякова», — говорилось в докладе министра транспорта Президенту Российской Федерации.
И на этом все.
Только спустя одиннадцать лет, в 2021 году, когда уже появилась седьмая подзона приаэродромной территории АО «Международного аэропорта Иркутск», стало очевидно: нужно что-то решать. Снова заговорили о необходимости строительства аэропортного комплекса за чертой города. В декабре того же года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев объявил:
— До конца года мы определимся с площадкой. Под аэропорт нужен большой участок. Рядом с областным центром плотная застройка. Подобрать подходящую землю непросто, а строить далеко от города не видим смысла. На последней встрече замминистра обороны Российской Федерации Руслан Цаликов предварительно поддержал идею переноса аэропорта в деревню Позднякова. Уже заключен контракт на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие авиаузла. После проектирования и согласования всех процессов с федеральными ведомствами «Росавиация» должна включить регион в федеральную программу по развитию транспортной системы и обеспечить область инфраструктурой для обслуживания аэропорта. Мы должны создать подъездные пути, коммуникации. Проекты пойдут уже на 2025-2028 годы.
В 2022 году стало известно: министерство обороны РФ согласовало площадку для строительства нового аэропорта в районе деревни Позднякова Иркутского района.
Итак, площадку под строительство согласовали, нужно готовить проект. Изначально власти заявили, что используют проектную документацию 2009 года, однако потом от этой идеи отказались. Так, в ответе министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области говорится, что вся «проектная документация, разработанная в 2008-2009 годах, подлежит списанию по причине того, что за истекший период нормы и требования изменились». Получается, нужно начинать все сначала, а на это может уйти даже не один-два года, а все десять, как было в прошлый раз. Также в ответе сказано, что «проведение конкурсных процедур по выбору подрядной организации по подготовке проектной документации строительства нового аэропорта города Иркутска планируется поручить выбранному инвестору». Вот только на данный момент нет информации о том, кто будет инвестировать строительство, а значит, и выбирать подрядчика.
Но у нас есть информация о том, каким должен быть новый современный аэропортный комплекс Иркутска.
Аэродром должен быть класса А с одной искусственной взлетно-посадочной полосой размером 4200х60 метров, чтобы принимать самолеты не ниже седьмого индекса, и возможностью строительства второй. На полосе должны быть предусмотрены магистральная и соединительные рулежные дорожки, перрон, не менее 120 мест стоянки воздушных судов, в том числе не менее 25 мест стоянок для среднемагистральных и дальнемагистральных воздушных судов и 20 стоянок вертолетов.
Аэровокзальный комплекс внутренних и международных авиалиний должен быть рассчитан на объем пассажирских перевозок не менее семи миллионов человек в год и пропускной способностью в пиковые часы не менее 2000 пассажиров в час для внутренних воздушных линий и 1200 пассажиров в час для международных воздушных линий (Для сравнения: действующий терминал внутренних воздушных линий Международного аэропорта Иркутска имеет пропускную способность 800 человек в час. — Прим. ред.). Также должен быть построен и грузовой комплекс, рассчитанный на ежегодный объем в 30 000 тонн.
Но не все так просто. Мало разработать проект будущего аэропорта, нужно предусмотреть подъездные дороги и инженерные коммуникации. К слову, власти планируют построить не только новую дорогу от Иркутска к Позднякова, но и железнодорожную ветку. 19 декабря во время ежегодной пресс-конференции губернатор Приангарья Игорь Кобзев сообщил:
— Для постройки нового аэропорта нам нужна инфраструктура: транспортная доступность, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и керосинопровод. На работы необходимо 12 миллиардов 700 миллионов рублей. По дороге мы в диалоге с «Росавтодором», там сумма будет намного больше. Для модернизации необходимо расширить авиационный узел Иркутска в сторону Байкала, где более 50 гектаров земель сельхозназначения. Чтобы перевести эти земли в областную собственность, нужен как минимум год и много обоснований. Мы рассматриваем вопрос о передаче более 100 гектаров земли в федеральную собственность для развития этого узла.
По информации Минтранса России, проект «Строительство нового аэропорта за пределами города Иркутска» планируют реализовать до 2035 года. Реальный срок? Посмотрим, как говорится, время покажет, а пока у властей есть в запасе одиннадцать лет, чтобы сделать то, что планируют уже полвека.
Реконструкция существующего аэропорта в Иркутске
А пока обсуждаются планы по строительству аэродромного комплекса в Позднякова, власти приняли решение реконструировать существующий. И не просто реконструировать, а построить еще один терминал, в котором разместят зону прилета, выдачи багажа и ожидания трансферных пассажиров внутренних авиалиний.
Напомним, в 2015 году АО «Международный аэропорт Иркутск» передали из федеральной собственности в региональную «в целях повышения эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области» (к слову, сейчас областные власти планируют вернуть аэропорт в федеральную собственность. — Прим. ред.). Проще говоря, это было сделано для развития существующего аэропорта и строительства нового. Тогда областные власти сразу и активно включились в работу и объявили о том, что уже есть и потенциальные инвесторы— «Ростех» и «Роснефть», которые могли бы получить до 100% акций аэропорта.
— Для Иркутска и Иркутского района очень важно, чтобы такой объект был цивилизованным, отвечал современным требованиям. Существующий аэропорт далек от таких параметров. Время, конечно, потеряно, так же как и со многими другими объектами, за которые нам сейчас приходится браться, — заявил Сергей Ерощенко, занимавший должность губернатора в 2015 году.
Вот только план сделать аэропорт «цивилизованным» так и не был реализован. Хотя, по официальным данным, в 2015—2022 годах на реконструкцию существующего здания аэропорта за счет прибыли акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск» вложили более 2,7 миллиарда рублей, а до 2026 года планируют направить еще более 800 миллионов рублей.
И вот в 2023 году власти объявили о строительстве дополнительного терминала и даже показали, как он будет выглядеть. Надо сказать, что дизайн будущего терминала вызвал бурные обсуждения в социальных сетях, которые сводились, по сути, к одному — «сарай» и «ангар». Тогда власти показали еще один вариант, отметив, что окончательный покажут позже — ждем.
Итак, решили строить и начали искать подрядчика, который возьмется за разработку предпроектных решений для реконструкции аэропорта. 26 сентября 2023 года объявили аукцион. Начальная цена контракта — 9,7 миллиона рублей.
Согласно техническому заданию, подрядчику нужно
возвести еще одно здание аэровокзала и нового перрона, на котором нужно оборудовать не менее 20 универсальных мест стоянок воздушных судов. Это поможет увеличить пропускную способность аэропорта. Ориентировочная площадь нового здания аэровокзала — 50 тысяч квадратных метров, с возможностью увеличения. А также в проекте необходимо предусмотреть строительство новой взлетно-посадочной полосы и соединительных рулежных дорожек. Новую взлетно-посадочную полосу необходимо увязать в единый комплекс с существующими аэродромными покрытиями, а значит, их нужно реконструировать.
В аукционе приняли участие шесть компаний, которые предложили свою цену с разбегом от 7 миллионов рублей до 700 тысяч. Выбирали из двух. Однако в итоге заказчик в лице АО «Международный аэропорт Иркутск» отказался заключать договор с победителем аукциона по неизвестным причинам. В октябре состоялся еще один аукцион. Победителем стал государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект», который в 2009 году уже готовил проектную документацию, не прошедшую госэкспертизы.
В сентябре же были объявлены торги на само строительство с начальной ценой контракта в 585 401 334 рубля. Согласно опубликованной на сайте госзакупок документации, подрядчику необходимо построить одноэтажный модульный пассажирский павильон сборно-разборного типа. В здании площадью 2,6 тысячи квадратных метров (между тем, в техзадании для разработки предпроектной документации указано, что площадь здания составляет 50 тысяч квадратных метров. — Прим. ред.) предусмотрены зона встречающих, зона прилета и выдачи багажа, зона ожидания для пассажиров. Указанны и сроки строительства — с момента заключения договора и до 30 сентября 2024 года — что кажется просто нереальным.
Тогда конкурс признали несостоявшимся. Дело в том, что на участие в торгах поступила только одна заявка от ООО «Каркас», организация не смогла подтвердить, что имеет необходимый опыт строительства терминалов в аэропортах.
Но со второй попытки подрядчика нашли. Победителем аукциона стала компания ООО «БайкалСтройКомплекс». Что мы знаем о ней? Немного.
Уставный капитал ООО «БайкалСтройКомплекс» — 50 тысяч рублей. Иркутская компания занимается строительством жилых и нежилых зданий, электромонтажными, санитарно-техническими и прочими строительно-монтажными работами, отделкой помещений, арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом, архитектурой, инженерными изысканиями, предоставлением технических консультаций в этих областях. На рынке фирма 12 лет. По объему выручки организация занимает 1732 место по Иркутской области.
Справится ли компания с такой задачей? Увидим. Да и ждать-то осталось недолго: к 30 сентября 2024 года иркутский аэропорт должен стать больше, лучше и, главное, удобнее. И все с нетерпением ждут этого, ведь после увеличения количества стоек досмотра в терминале внутренних авиалиний за счет уменьшения зоны отдыха, находиться там в ожидании вылета стало еще менее комфортно.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Анастасия Маркова, IRK.ru
помните «Назад в будущее» и нерабочие часы на здании на которые все время собирали деньги и под это избирались мэры? У нас так же