Иногда погибают и сами машинисты, хотя кажутся нам надёжно защищёнными «бронёй» поезда. Чудовищная авария произошла недавно на железной дороге в Приамурье, где грузовик выехал на переезд, проигнорировав запрещающий сигнал светофора. После столкновения с поездом локомотив и 14 вагонов состава ушли под откос. Погиб водитель грузовика и машинист. Помощника из искорёженной кабины доставали сотрудники МЧС.
На Восточно-Сибирской железной дороге случаев со смертельным исходом для машиниста, к счастью, не было. Однако психологические травмы, полученные ими и их помощниками в результате наездов, – будничная реальность для психологов РЖД. О том, как организована психологическая помощь на ВСЖД, журналисту IRK.ru рассказала начальник психо-физиологической лаборатории ЧУЗ клинической больницы «РЖД-Медицина» Инна Викторовна Ермолаева. Специалист отметила, что на стадии приёма на работу все соискатели обязательно проходят профессиональный отбор, который выявляет психологическое здоровье человека и скорость его реакций. Это обязательно как при приёме на работу, так и в её процессе каждые 2-3 года.
Профотбором называется тестирование из четырёх блоков. Помимо стрессоустойчивости, психологи определяют скорость реакции на экстренное действие, а также способность быстро переключать внимание. Однако тех, кто плохо справился с заданиями, не «списывают со счетов». Им просто присваивается не первая группа отбора, а вторая или третья, в которых сделаны особые пометки, например, уязвимая стрессоустойчивость. С этими сотрудниками психологи работают более тщательно.
– Мы таких ребят приглашаем 2-3 раза в течение года для прохождения специального курса. И они сами заинтересованны, – рассказывает Инна Еромолаева.
Но даже те, кто показывает высокую стрессоустойчивость, конечно, не роботы. Это люди, которые тоже остро переживают случаи наезда на людей и ДТП на переездах.
– Больше всего страдают молодые помощники, мальчишки. Они приходят на работу в двадцать с небольшим лет. Бывает, локомотив просто краем задел и отбросил человека, который в результате удара погиб. Это одна история. А вот когда части тела отрезаны и помощник это первый раз в жизни видит, это совсем другое, и это очень тяжело. У нас было пара таких человек, которые говорили: «Закрываю глаза, а эта картина всё равно стоит передо мной».
Начальник психо-физиологической лаборатории разъясняет, что помощники болезненно реагируют не только по причине молодого возраста и неопытности, но и в силу регламента. По правилам, машинист не имеет права покидать кабину локомотива, поэтому обязанность расчистить пути после происшествия лежит именно на помощнике.
– Помощник должен оттащить пострадавшего или труп от состава, положить в сторону. Машинист вызывает дежурного по станции. Если есть кому оказать первую помощь, то они её оказывают, после чего продолжают следование по маршруту.
Локомотивные бригады — машинисты и помощники – конечно, понимают, что в большинстве случаев не могут предотвратить трагедию. Но даже при осознании этого факта им часто не удаётся избежать чувства вины.
По словам специалиста, машинистам психологически сложнее, когда локомотив наезжает на детей, молодых женщин или тех, кто решил совершить самоубийство. На силу психологической травмы локомотивной бригады влияет даже расположение человека на путях.
– Одно дело, когда они спиной к локомотиву встают. Это проще пережить. А когда самоубийцы поворачиваются лицом, то у бригады потом это лицо постоянно стоит перед глазами. Есть у нас один машинист. Раньше он видел рядом с путями человека и заранее применял экстренное торможение, потому что ему казалось, что этот человек под локомотив бросится. Хотя тот в итоге и не кидался. И психолог с этим машинистом длительно работал, чтобы устранить эту тревожность. Но вообще острота реакции на ЧП больше зависит не от количества совершённых наездов за практику, а от склада характера, – рассказывает Инна Ермолаева.
Под поезда попадают и дачники. У машинистов даже есть собственные названия для таких зон, где люди пересекают пути в неположенных местах. «Мёртвая полоса» например, есть по направлению к Усолью-Сибирскому. На этих участках локомотивные бригады стараются быть особенно бдительны.
Если наезд на человека все же произошел, по завершении рейса локомотивная бригада обязательно посещает кабинет психологов ВСЖД. Им проводится внеочередная диагностика функционального состояния и консультация. Два психолога отдельно работают с машинистом и его помощником, потому что сила травмы у обоих может быть разной. После этого специалисты оценивают состояние локомотивной бригады: если оно в норме, то машинист и помощник отправляются в следующую поездку уже через сутки. Если нет, то им по нормативам положено трое суток, чтобы прийти в себя.
– Но это не для того, чтобы дома они сидели, а именно для того, чтобы они эти три дня приходили к нам на процедуры, чтобы мы помогли им стресс снизить или вообще от него избавиться, – уточняет психолог. – Кроме обязательной консультации, мы работаем с ребятами на оборудовании. Например, у нас есть специальное кресло: человек садится, надевает наушники, включается музыка или аутотренинг, который содержит рекомендации по работе с дыханием или задания на представление приятных картинок. Аутотренинг тоже наложен на музыку. В такт ему идёт вибрация по креслу. Ещё у нас есть телевизор с программами, направленными на релаксацию. Это визуальный ряд с красивыми пейзажами, на который тоже наложена спокойная музыка.
Как резюмировала Инна Ермолаева, в 2020-ом году после совершённых наездов на людей или транспорт психологическую помощь получили 122 человека в составе локомотивных бригад. Все они прошли необходимые коррекционные мероприятия. Если же в целом говорить о статистике происшествий, то с начала 2021 года на Восточно-Сибирской железной дороге произошло 7 ДТП, в которых погибли четверо человек. «Различные травмы получили 68 человек. Для 47 из них травмы оказались несовместимы с жизнью: почти все эти люди были сбиты поездом. В их числе — 5 детей», – сообщила пресс-служба ВСЖД. Буквально на днях, 4 декабря, трагичная новость пришла из Хабаровского края. Там снегоуборочный поезд совершил наезд на машину скорой помощи, которая выехала на пути при запрещающем сигнале светофора. Локомотив протащил автомобиль десятки метров. В результате аварии фельдшер скончался, водитель и пациент госпитализированы. А недавно по этому же «сценарию» произошло ДТП на переезде в Алтайском крае, где в результате столкновения снегоуборочного поезда и легкового автомобиля погибли трое детей.
Отметим, что сотрудники ВСЖД вместе с учебными заведениями активно проводят профилактические мероприятия, чтобы рассказать детям обо всех опасностях на железной дороге. Происшествия со взрослыми, к счастью, случаются всё реже. Однако причины неизменны — нарушение водителями ПДД, а пешеходами — правил поведения (попытка перебежать в неположенном месте, пересечение путей в наушниках и так далее).
Любовь Головина, IRK.ru
Любовь Головина, IRK.ru
как это не было на ВСЖД смертельных случаев, в которых погибли машинист и помощник? А Около Слюдянки примерно в 12-14 году, точно не помню, когда вагоны сошли и в них локомотив встречный врезался?