Перспективы развития Байкальской природной территории обсуждали и в Сочи на недавно прошедшей международной конференции «Природный туризм: глобальные вызовы и перспективы России». Директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов в своем докладе рассказал о кластерном туризме на Байкале. Такой подход предполагает раздельное развитие территорий, их специализацию на определённых видах туризма.
В Листвянке предлагают организовать деловой туристический кластер, в Большом Голоустном – научно-познавательный, на Ольхоне – экологический. На туристических маршрутах создадут необходимую инфраструктуру, будет организован экологический мониторинг.
Его создание в масштабе всей Байкальской природной территории – одна из ключевых задач федерального проекта «Сохранение озера Байкал» (входит в нацпроект «Экология»). Конкретнее о формировании единой системы мониторинга окружающей среды говорили на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. Разрозненные системы контроля предстоит объединить в общем цифровом пространстве.
Ещё одна цель комиссии – разработка дополнительных мер по защите окружающей среды при реконструкции БАМа и Транссиба. Поставлена задача – не допустить новой нагрузки на природные комплексы.
«Через Байкал идут две наши основные магистрали – БАМ и Транссиб, – напомнил гендиректор – председатель правления ОАО „РЖД“ Олег Белозёров. – Бережное отношение к природе является для компании главным приоритетом. Для железнодорожников дело чести – выйти здесь на абсолютно новый „зелёный“ стандарт при реализации проектов».
В рамках строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры на Байкальской природной территории запланированы 144 объекта, из них в стадии реализации – 34. Пропускную способность БАМа и Транссиба в восточном направлении к 2024 году должны увеличить в полтора раза – до 180 миллионов тонн в год.
– РЖД обязуются полностью соблюдать все природоохранные требования в ходе модернизации БАМа и Транссиба. Они готовы участвовать в развитии экологических проектов в населенных пунктах. Например, построить очистные сооружения в зонах своего присутствия, – отмечает член общественного совета Минприроды РФ Екатерина Удеревская.
Как пояснила эксперт, на встрече с общественниками представители руководства компании рассказали, что технологии, которые используются в сфере железнодорожного строительства, превосходят показатели экологичности, применяемые в России.
– Байкальская природная территория – зона особого внимания. За последние годы антропогенная нагрузка на Байкал и его экосистему увеличилась, – продолжает Удеревская. – РЖД понимают значимость этой проблемы и готовы помочь в снижении существующей нагрузки, что будет способствовать экологически устойчивому развитию территории.
При участии руководства Иркутской области компания примет дополнительные меры по защите Байкала во время проведения работ по модернизации магистралей и их дальнейшей эксплуатации. Стороны подписали меморандум о сотрудничестве.
Как отметил Олег Белозёров, будут проведены не только компенсационные мероприятия, но и очистка воды, воздуха. Ни одного действия без экологического заключения и без обсуждения с общественностью проводиться не будет.
Речь не только о создании системы экологического мониторинга. Планируется установить видеонаблюдение, которое позволит удалённо следить за соблюдением экологического законодательства. На объекты строительства будут заведены специальные экологические паспорта. Содержание загрязняющих веществ в воздухе будут регистрировать стационарные и передвижные автоматизированные посты. Предусмотрены также мероприятия по восстановлению лесов и увеличению популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе сокола балобана на территории Прибайкальского нацпарка.
Для граждан будет работать горячая линия по вопросам исполнения природоохранных мер на Байкальской природной территории. Совместными усилиями руководство Иркутской области и РЖД обеспечат открытость в вопросах экологии. Запланированы консультации по природоохранной деятельности с участием общественных организаций и населения.
– Нужно выстраивать обратную связь с населением, прежде чем обсуждать тот или иной вопрос и его экологическую составляющую. Должно учитываться мнение людей: вред или пользу принесет конкретное решение, – говорит председатель территориального общественного самоуправления «Рубин» Любовь Аликина, член рабочей группы, организованной РЖД. – Мы собирались уже несколько раз. В РЖД готовы организовать выезды на объекты и показать, что работы ведутся без нарушений. В случаях вырубки деревьев нас также собираются вывезти на участки. Обещают показать строительство локальных очистных, объяснить, как будет организован сбор стоков, в том числе дождевых.
Любовь Аликина считает, что не нужно делить Байкал на бурятскую и иркутскую территории. По ее мнению, РЖД нужно создать единую группу общественников и рассматривать ее деятельность комплексно.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фото с сайта pxhere.com
Алина Вовчек, IRK.ru