Брутальные жемчужины
С начала 1960-х годов наша страна массово застраивалась безликими типовыми домами. У этого явления было две стороны: отечественная архитектура, казалось, безнадежно отставшая от мировых трендов еще в сталинские времена, окончательно ушла в промышленное производство «коробок». С другой стороны, исчезновение идеологического регулирования архитектурных стилей позволило изредка находить возможность для воплощения смелых проектов международного уровня.
В то время в Советском Союзе сумел-таки прижиться западный модернизм, а лучше всего — его британское ответвление — необрутализм. Сам термин происходит от французских слов «béton brut», что значит «необработанный бетон». Это направление провозглашало «честность» материала (естественность грубой, натуральной фактуры противопоставлялась искусственным декорированным поверхностям), стремление к мощи объемов и впечатляющим масштабам броских форм.
В Иркутске с этим направлением в первую очередь связано имя архитектора Владимира Павлова. Именно благодаря ему в годы, когда возводили однотипные Академгородок, Первомайский и Юбилейный, в городе нашлось место и нескольким модернистским жемчужинам. При этом Павлову удалось сотворить удивительное: следуя заветам знаменитых мировых необруталистов, в своих работах он сохранил авторскую оригинальность и отразил иркутскую специфику — то, что называют иркутским архитектурным регионализмом.
Самый-самый
Владимир Азариевич родился в Москве, закончил в 1963 году институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде, после чего переехал жить и работать в Иркутск. В последующие годы он спроектировал множество оригинальных строений, многие из которых удалось реализовать: от необычных жилых домов с «пустым» первым этажом на улице Горького и дома профсоюзов на Декабрьских Событий (бывшая «Панорама») до «дома-корабля» на проспекте Жукова со всей планировкой этого района и общежития пединститута на Нижней набережной.
Здание для сотрудников ВСЖД на бульваре Гагарина относится к поздним проектам Павлова. Он получил заказ на многоквартирный дом в 1984 году. Незадолго до этого завершилось строительство дома «Главвостоксибстроя», которое находится в том же квартале и ныне примыкает к дому ВСЖД. Иркутяне его хорошо знают — один из его корпусов на углу улицы 5-й Армии и Российской стоит на «ногах», опорах, которые позволяют прохожим передвигаться прямо под домом.
Дом ВСЖД оказался для Иркутска по-настоящему прорывным. Он на некоторое время стал самым высоким жилым домом города — 12 этажей. Именно здесь появилась первая иркутская подземная парковка. До этого в городе таких просто не строили.
Согласно принципам необрутализма, постройка воплощает мощь, формирует впечатление значительности своих объемов, хотя на самом деле, даже если сравнить с современным жилым комплексом через дорогу, дом ВСЖД окажется не таким уж большим по площади.
Можно сказать, что Павлов создал целый дом-квартал с «кирпичным двором» внутри. При этом каждый корпус и каждый их элемент находится на своем месте, не теряется, но и не отвлекает внимание от основного акцента — самой высокой блок-секции.
Аналогично, следуя правилам течения, создается ощущение «цельности» композиции здания: несмотря на то, что оно фактически состоит из отдельных корпусов, над проездами они соединяются кирпичными арками. Если присмотреться к ним, то можно заметить небольшой зазор, щель между массивными стенами. Это нужно для защиты от сейсмической опасности — будь такая стена сплошной, при сильном землетрясении она бы могла обвалиться.
Известность в мире, забвение на малой родине
Строительство дома ВСЖД завершилось в 1986 году, а через год его признали лучшей постройкой года на Всесоюзном архитектурном конкурсе. Этот дом по сей день представлен в архитектурном музее Чикаго, а Павлов по решению Международного союза архитекторов включен в число 50-ти выдающихся архитекторов мира.
Но в Иркутске к наследию Павлова сложилось безразличное отношение. Достаточно посмотреть на дом ВСЖД — повсюду самовольное остекление балконов, кое-где появились целые самовольные надстройки, листы профлиста, сайдинга — все, что противоречит идеям необрутализма, что портит облик здания. К сожалению, законодательно никак не может удержать собственников от вандализма. Некоторые запреты мог бы обеспечить статус памятника, но в Россию осознание ценности архитектуры 20 века только начинает понемногу приходить.
Архитектор Владимир Павлов доказал, что Иркутск — это не только деревянные усадьбы и церкви. Это еще и кладезь наследия советского модернизма, которые пока сами иркутяне, увы, не ценят. Остается надеяться, что это изменится. Хотелось бы, чтобы произошло это как можно скорее.
Вадим Палько, специально для IRK.ru
Фотографии Константина Антипина с сайта livejournal.com
Вадим Палько, специально для IRK.ru
А что про хаты то не написали ? Большие хоть ?