Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В дебрях чипирования

На пресс-конференции в феврале этого года губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявлял, что регион готов к чипированию древесины. На совещании с участием федеральных чиновников, которое 26 мая прошло в Иркутске, оказалось, что это не так.

Лес по карточкам

Иркутская область — самый лесной регион России. И самый неблагополучный с точки зрения нелегальных вырубок. По словам руководителя Рослесхоза Ивана Валентика, в регионе сосредоточено 50 % всех несанкционированных порубок, что происходят в стране. А ещё ни для кого не секрет, что лесная отрасль одна из самых коррумпированных, и зачастую о борьбе властей с «чёрными» лесорубами можно сказать: чиновники и силовики против нелегалов — это как пчёлы против мёда.

Нелегальная рубка. Фото ГУ МВД России по Иркутской области

Нелегальная рубка. Фото ГУ МВД России по Иркутской области

Чтобы победить сразу всех — тех, кто лес ворует, и тех, кто закрывает на это глаза, правительство Иркутской области при участии федерального министерства природных ресурсов намерилось совершить революцию. В регионе решили чипировать древесину. Иркутская область стала первой в стране, где пошли на такое.

Когда идея только анонсировалась, Сергей Левченко грозился обязать лесопользователей маркировать каждое бревно. Позже решили чипировать партии — это менее трудоёмкий процесс. На пресс-конференции 9 февраля 2017 года губернатор рассказал журналистам некоторые подробности проекта:

— Я вам докладываю, что вчера мы в Москве у министра природных ресурсов Сергея Донского окончательно затвердили последующие этапы работы по чипированию леса. В Иркутской области почти тысяча лесовозов, которые в течение ближайших месяцев будут чипированы, будет выдана пластиковая карточка каждому водителю, который будет везти лес. Тот, кто рубит и вывозит, обязан будет заносить на неё информацию о том, куда он лес везёт, на основании каких договоров. Каждый инспектор и каждая проверяющая группа, наведя смартфон на эту пластиковую карточку, будет видеть все данные: откуда идёт, куда и насколько это всё законно.

Пресс-конференция Сергея Левченко. Фото Александра Шудыкина
Пресс-конференция Сергея Левченко. Фото Александра Шудыкина

По словам губернатора, на совещании у министра Донского тогда прозвучало, что «Иркутская область с точки зрения законодательной и нормативной базы готова полностью». Днём, с которого начнётся выдача карточек, было названо 1 августа.

«Странно, что вы это раньше не сделали»

Но, как водится, процесс пошёл в лучших российских традициях. Совещание, которое в понедельник провёл в Иркутске Иван Валентик, показало, что механизм чипирования древесины и контроля за её оборотом разработан невнятный, а нормативно-правовая база сырая. Руководитель Рослесхоза, выслушивая докладчиков, безостановочно сыпал вопросами, а в какой-то момент признался:

— И я сам вроде как погружён, но мне не все процессы понятны.

Иван Валентик. Фото с сайта правительства Иркутской области
Иван Валентик. Фото с сайта правительства Иркутской области

Суть механизма чипирования в следующем: лесничества будут выдавать лесопользователям идентификационные карты на каждую партию заготовленной древесины. Предприниматели сами должны будут записывать на карту информацию о перевозимом лесе. Проверяющий, сопоставляя её с информацией в базах данных, будет смотреть, легальная это древесина или нет. На пункте приёма, переработки и отгрузки древесины у лесопользователя карточку должны забрать.

В ходе обсуждения проекта выяснилось, что в существующих информационных базах учёта древесины и сделок с ней недостаточно открытых данных, чтобы механизм работал эффективно.

— Тогда даю поручение проработать этот вопрос. Оперативно нужно сделать, странно, что вы это раньше не сделали, — отреагировал Валентик. — Давайте сегодня же подпишем соглашение между правительством Иркутской области и Рослесхозом об информационном обмене.

Фото Светланы Латыниной
Фото Светланы Латыниной

Разработчики идентификационных карт утверждали, что носители будут защищены от перепрошивки и перезаписи информации, а занести на них данные можно будет только один раз. Однако, по мнению заместителя руководителя Рослесхоза Михаила Клинова, риск того, что одну и ту же карточку смогут использовать несколько человек, в проекте присутствует, и нужно принимать меры по защите носителей.

Ещё Иван Валентик отметил, что процесс кодирования карт лесопользователями нужно поставить на контроль хотя бы на начальном этапе, чтобы они делали это правильно.

— Я так понял, что карты — это не бог весть какая сложная вещь. Другое дело, можно ли её на деляне делать? Не все работники на деляне могут эффективно, в том числе и потому что нашим языком не владеют, внести информацию. Здесь надо подумать, возможно, о контроле со стороны лесничеств, — сказал руководитель Рослесхоза.

Пункт приёма и отгрузки древесины в Хомутово. Фото Светланы Латыниной

Пункт приёма и отгрузки древесины в Хомутово. Фото Светланы Латыниной

Арендаторам лесных участков нужно будет купить оборудование для записи информации на карты, а пунктам приёма — считыватели. По словам разработчиков карт, приобрести можно как стационарное оборудование, так и обычные мобильные телефоны, на которые нужно будет установить специальное приложение.

Нет единого мнения

Депутат Госдумы Николай Николаев обратил внимание на ещё один момент, который нужно проработать, чтобы затея с чипированием не пошла псу под хвост.

— Пункт приёма древесины может закрыться за один день. В результате получается, как я представляю, что можно в принципе взять эту карточку, несколько партий отправить на пункт и за один день его закрыть. И всё, концов нет, — высказался депутат. — Должен быть какой-то механизм для того, чтобы пункт не мог закрыться и сняться с учёта за один день вместе со всеми документами, как это произошло с теми, куда мы накануне хотели поехать.

Депутаты Госдумы на пункте отгрузки в Хомутово. Фото Светланы Латыниной
Депутаты Госдумы на пункте отгрузки в Хомутово. Фото Светланы Латыниной

Депутат имел в виду село Никольск Иркутского района, куда делегация парламентариев собиралась отправиться 25 июня, чтобы проверить законность работы пунктов приёма, переработки и отгрузки древесины. Там на учёте в министерстве лесного комплекса стояло два пункта, но за день до планируемого визита делегации предприниматели сняли их с учёта и вывезли всю древесину.

Иван Валентик пытался добиться ответа на вопрос, сколько нужно времени, чтобы заполнить пробелы, дабы запустить механизм, не создавая лишних проблем предпринимателям, однако никто не взял на себя смелость дать какой-то прогноз. Только зампред правительства региона Виктор Кондрашов предложил упростить задачу, чтобы долго не тянуть. И кстати, его высказывание выглядело несколько странно на фоне оптимистичных заявлений губернатора, ратующего за чипирование.

Виктор Кондрашов. Фото с сайта правительства Иркутской области
Виктор Кондрашов. Фото с сайта правительства Иркутской области

— Сколько бы мы ни обсуждали, где будет контроль, как работать, мы конечную цель не обозначили. А я говорил, что она должна заключаться в экономике. Необходимо, чтобы у нелегальных заготовителей не было мотивации. Когда сбывать лес будет некуда, они не станут его заготавливать, — считает зампред. — Идеальным вариантом было бы перекрыть пункты на железной дороге, потому что это самый массовый способ вывоза леса. Конечно, после него ещё возникнут возможности вывезти автомобильными транспортом, внутри региона продать, но это была бы минимальная часть, а основная проблема была бы решена. Речь шла о том, чтобы не гоняться за каждым заготовителем, достаточно просто пункты сделать экономически невыгодными для нелегалов. Привез лишний лесовоз, в системе проверили — за недостоверную информацию административный штраф. Из-за 300 тысяч рублей юридическое лицо подумает в следующий раз и будет стараться внести информацию в систему от и до.

Мы это предложили, нам сказали: давайте сделаем ещё обязательное чипирование. Но все эти системы из-за рубежа, это всё дорого и долго.

По словам Виктора Кондрашова, ранее он выдвигал предложение:

— Давайте не будем добиваться 100 % извлечения незаконной древесины, сделаем 80 %. Из той нелегальной древесины, которой 500 тысяч кубометров в Иркутской области есть, 400 отметётся. 100 останется, они растворятся во внутреннем потреблении, пока не поймаем. Это был бы очень действенный шаг в части экономики.

В итоге участники встречи остановились на том, что надо обсудить, как упростить механизм. Но заработает ли с 1 августа в Иркутской области чипирование древесины, так и осталось непонятно.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Илья Виноградов 4 июля 2017 в 16:44

    Идея Кондрашова куда интереснее чипирования, по крайне мере более реалистичная

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля