Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Такая разная живопись

Сегодня, в рамках проекта «Любимое дело», IRK.ru решил побывать в гостях у иркутянки Анжелики Кравец. Она создает волшебной красоты витражи из стекла и украшает интерьеры удивительными фресками.

Мы встретились с Анжеликой в ее мастерской — крошечном помещении, заполненном стеклом разных цветов и размеров и готовыми работами. По словам нашей героини, этого пространства вполне достаточно, чтобы творить. Еще в мастерской, конечно же, есть муфельная печь — главный инструмент, необходимый для создания витража в технике фьюзинг. Но давайте обо всем по порядку.

Анжелика получила хорошее художественное образование: сначала закончила Иркутское художественное училище, а затем поступила в Красноярский художественный институт. По окончании она устроилась работать по профилю — стала дизайнером интерьеров. Но это было не совсем то, Анжелике хотелось заниматься непосредственно с материалом, чувствовать его, работать руками.

Девушке всегда нравились красивые стеклянные двери, вставки, поэтому она решила мастерить витражи. Художницу совершенно не смутило то, что она никогда не имела дела со стеклом, и ни в училище, ни в институте не было такого направления. Пришлось начинать с самых «низов», учиться всему с нуля. Анжелика устроилась работать в художественную мастерскую резчиком по стеклу.

— Меня нисколько не напугало отсутствие опыта, — рассказывает наша героиня. — Мне всегда было интересно изучать что-то новое с азов, узнавая на практике, как это делается. В мою задачу входила резка стекла и выкладывание по готовому макету кусочков подходящего цвета. Мне сразу пришлось делать сложные проекты, так как не хватало работников. Первой моей работой стал огромный витраж размером 2,5 на 1,5 метра. Художественное образование мне, конечно, очень пригодилось.

Проработав резчиком стекла полтора года и набравшись опыта, Анжелика решила начать самостоятельную деятельность и открыла маленькую мастерскую. Поскольку ей всегда нравилась техника фьюзинг, наша героиня продолжила работать именно в ней.

Название «фьюзинг» произошло от английского глагола to fuse — «плавить», но в России чаще употребляют слово «спекание». Главный ее принцип — термическая обработка стекла при температуре от 600 до 900 градусов. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами.

— Технология фьюзинг очень интересна тем, что дает возможность комбинировать несколько цветов и оттенков, сплавляя разноцветные кусочки стекла между собой и добавляя много мелких деталей, — делится Анжелика. — На прозрачном стекле размещается много цветных стеклышек: положить большой кусок, маленький, насыпать крошек, придумать узор — при запекании получается насыщенный многоцветный рисунок. Благодаря этому также можно получить разнообразную фактуру витража.

При разном освещении такое изделие смотрится абсолютно по-разному. Еще многое зависит от того, под каким углом падает свет.

— Например, электрический свет дает теплые, осенние оттенки, — объясняет искусница, — естественный — холодные. Если соединяются два типа освещения — опять новый эффект. Свет вообще играет роскошно, витраж будто светится изнутри.

Процесс создания витража начинается с идеи — что на нем должно быть изображено. Затем нужно разработать эскиз. Готовый макет распечатывается на бумаге и подкладывается под стекло-основу. И вот можно собирать картину.

Анжелика Кравец:
— Кусочки стекла прикрепляются на клей, чтобы в процессе «рисования» случайно не сдвигались. Личная хитрость: лучше крепить их на лак для волос. Плюс в том, что тогда детали приклеиваются не слишком сильно, и их довольно просто можно оторвать и передвинуть, если вдруг что-то не понравилось.

Теперь следующий этап — запекание. Максимальный размер стекла, которое помещается в муфельную печь Анжелики, 120 на 60 сантиметров. Внутри печи располагается плита, на которую перед нагреванием нужно насыпать специальный разделительный порошок, чтобы изделие не припеклось.

Химический состав стекла в печи не меняется, при высокой температуре оно просто становится мягким, и кусочки объединяются друг с другом. Но стекла различаются по своему химическому составу и физическим свойствам. Например, нужно учитывать коэффициент температурного расширения: если попробовать спечь стекла с разными значениями КТР, в готовом изделии при застывании появятся трещины.

Муфельная печь
Муфельная печь

При спекании также можно менять форму изделия, создавая объемные предметы — блюда, чаши, вазы. Этот процесс называется моллированием: стекло под воздействием температуры и собственного веса постепенно деформируется, заполняя собой металлическую форму, в которую оно помещается.

Конечно, витражи бывают разной сложности. Но в среднем, по подсчетам Анжелики, требуется 3 дня для изготовления одного квадратного метра «стеклянной картины».

— Сложнее выкладывать орнаменты, где много симметричных деталей, которые нужно скрупулезно вытачивать, — рассказывает Анжелика. — А при создании остальных картин можно позволить себе больше «вольностей» и свободного творчества. Витражи — это, по сути, живопись стеклом, но при этом стеклянные картины выглядят куда объемней, в них чувствуется пространство.

Еще одна трудность работы со стеклом — постоянно порезанные пальцы.

— У меня кожа на пальцах была буквально в лохмотья, даже руки мыть было больно, — вспоминает собеседница. — Потом постепенно пришел опыт, и порезов стало меньше. На те, которые появляются до сих пор, я уже и не обращаю внимания — привыкла. А поначалу страшно было.

У нас в Иркутске совсем немного таких мастеров, как Анжелика, которые выполняют витражи в технике фьюзинг. Хотя, по словам нашей героини, резать стекло можно научиться буквально за пару дней.

Анжелика Кравец:
— Картинку может повторить только что пришедший человек, в первый раз взявший в руки стеклорез. Но создавать собственные произведения довольно сложно, если человек не умеет рисовать и, тем более, не имеет художественного вкуса. Здесь примерно так же, как учиться живописи: правила показали, научили смешивать краски, делать мазки, а в остальном — только практика и способность человека к эстетическому восприятию. Разница лишь в том, что творишь не красками, а стеклом.

Помимо витражей, Анжелика еще занимается фресками. Изначально этим термином называли живопись по сырой штукатурке, но в настоящее время фресками называют практически любую стенную живопись, вне зависимости от ее техники. Наша героиня предпочитает объемные изображения.

— Фресками я начала заниматься, когда делала ремонт дома. Когда восстанавливала потолок, мне пришло в голову: как было бы здорово его не выравнивать. В тот момент я даже не задумывалась, фреска это будет или нет. Просто поляпала грунта, пальчиком поводила и поняла — да я же талантище! — улыбается Анжелика. — После этого случая мне стало интересно попрактиковаться еще. Сначала тренировалась на небольших работах, потом перешла к более масштабным. Моя первая работа — восточный пейзаж на всю стену.

Обычно Анжелика сначала рисует карандашом набросок на стене. Затем рисунок обводится специальными акриловыми или любыми другими строительными смесями, которые и придают работе объем и форму. После высушивания будущая фреска покрывается моющейся белой краской, а поверх этого слоя наносится краска на водной основе.

Когда картина опять высыхает, остается только влажной тряпочкой снять краску с поверхности, в прожилках же она остается.

Анжелика Кравец:
— То есть до протирания тряпочкой картина выглядит как одноцветное пятно — закрашенная в один тон стена. Оттенки получаются за счет того, что часть краски снимается с поверхности, а часть остается в прожилках. После этого нужно только покрыть готовое произведение морилкой или лаками.

На мой вопрос о том, случаются ли периоды отсутствия вдохновения, мастерица ответила, что не привыкла долго пребывать в подавленном настроении и бездействовать. У нее весьма прагматичный и, надо сказать, эффективный подход.

— Как стимулировать творческий процесс? Вы знаете, очень просто — финансово, — смеется Анжелика. — Ты осознаешь, что жить тебе на что-то надо, поэтому берешь себя в руки и садишься работать. Без самодисциплины, я считаю, никуда, даже в таком деле, как искусство и творчество. Ведь талант — это всего лишь 10 % успеха, а остальные 90 % — усердие и труд.

Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».

Елена Алексеева, IRK.ru

  • Leonid Vashenko 27 января 2016 в 18:19

    Мой первый комментарий!

    прикольно!!!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля