Пристальное внимание городских чиновников улица Урицкого привлекла еще в октябре 2008 года. Тогда, видимо, готовясь к грядущему юбилею, власти частично закрыли улицу для транспорта. На ней установили специальный пост ГИБДД, который штрафовал нарушителей – тех, кто ездил по улице с 8 до 20 часов.
Запрещающие знаки существовали на Урицкого и раньше, однако иркутские водители их с успехом игнорировали. Особо находчивые заезжали на улицу еще до 8 утра и оставляли машину на целый день. Борясь с этим, сотрудники ГИБДД установили на улице металлические ограждения. Но из-за них возникли проблемы с заездом уборочной техники. Поэтому, по требованию городских властей, эти ограждения убрали. Испекторы пробовали ставить и металлические столбы, но горожане без особых проблем их спиливали.
Все другие попытки полностью запретить движение по улице натыкались на противодействие предпринимателей, имеющих на ней торговые точки. Они заявляли, что транспорт необходим им самим, чтобы подвозить товар, а также их покупателям – чтобы вывозить крупные покупки. Чиновники же утверждали, что разгружать товар можно и в ночное время, когда на улице никого нет. Свою правоту бизнесмены пытались доказать в суде, но к осени 2008-го ни один предпринимательский иск удовлетворен не был.
16 апреля 2009 года городские депутаты в очередной раз решили ужесточить запрет и снова установить с обеих сторон улицы шлагбаумы и металлические ограждения. При этом формально улица по-прежнему осталась транспортной, статус пешеходной не был закреплен за ней законодательно. Поэтому, кстати, возникали проблемы и с тем, чтобы штрафовать водителей-нарушителей. Двигаясь на машине по проезжей улице, по закону они были правы.
Шлагбаумы вызвали новую волну возмущения предпринимателей. Основываясь на том, что улица не имеет статуса пешеходной, и, значит, не может быть закрыта для движения, бизнесмены подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Ознакомившись с представленными материалами, ФАС возбудила дело в отношении администрации города по нарушению закона «О защите конкуренции».
Первое слушание по делу состоялось 1 декабря 2009 года, и в этот же день шлагбаум на улице был демонтирован. Только для того, чтобы 11 декабря появиться там вновь. Представители городской администрации вскоре пояснили, что шлагбаум убрали для эксперимента, чтобы проверить, будут ли водители заезжать на улицу Урицкого, игнорируя запрещающие знаки. В результате на следующий день вся улица была занята машинами, причем водители парковались даже на тротуарах. Тогда чиновники решили вернуть шлагбаум на место, пока ФАС не примет окончательное решение по спорному вопросу.
С решением ФАС определилась 30 декабря. Ведомство усмотрело в действиях городских чиновников нарушение антимонопольного законодательства и постановило демонтировать злополучный шлагбаум. При этом в ФАС отметили, что не возражают против того, чтобы улица Урицкого была пешеходной, но «этого необходимо добиться законными способами». Например, внести поправки в проект планировки центральной части города, официально сделать улицу пешеходной и запретить там движение абсолютно любого транспорта.
С последним предложением согласны и горожане и представители дорожных служб. Вот что говорил в 2009 году о ситуации с улицей Виктор Григоров, тогда занимавший пост председатель общественной организации «Региональная автодорожная ассоциация»: «На этой улице помимо торговых заведений расположены милиция и прокуратура. Пока сотрудники этих ведомств будут проезжать под знаки, горожане будут делать то же самое. Правила должны распространяться на всех. И ограждения нужны обязательно. И не надо заборы городить. Просто поставить невысокие столбики. Этого хватит, чтобы перекрыть движение. А крики о преградах на пути уборочных машин и жалобы предпринимателей, что неудобно возить товар в вечернее и ночное время, — не аргументы. Если улица признана пешеходной, пусть туда зайдут рабочие и уберут мусор вручную лопатами, а предприниматели пусть сами позаботятся о том, как подвезти товар, они получают с этого прибыль и должны играть по общим правилам. Должны быть законы, действие которых распространяется на всех без исключения — и на простых горожан, и на чиновников самого высокого ранга». Заметим, что за два года менее актуальным это высказывание не стало.
Между тем, в декабре 2009-го шлагбаум демонтировали, а уже в феврале следующего года депутаты начали обсуждать, как официально сделать улицу пешеходной. Однако решить проблему в 2010 году так и не получилось.
27 января 2011 года городские власти снова пообещали иркутянам, что Урицкого полностью закроют для транспорта. На улице в очередной раз появились пост ДПС, металлические столбики и запрещающий знак, а на март было запланировано внесение изменений в генплан города, которые бы закрепили за улицей статус пешеходной. Глава городской Думы Андрей Лабыгин тогда сказал, что с 1 апреля подвоз товара к торговым точкам будет осуществляться только до 9 часов утра и после 19 часов. В остальное время улица будет только в распоряжении пешеходов. «Я думаю, это настолько очевидное требование, что абсолютное большинство горожан нас поддержит», - заключил чиновник.
Однако поддержали не все. В начале февраля еще один предприниматель с улицы Урицкого обратился в суд. В заявлении он указал, что дорожный знак нарушает его право собственности, так как он не может беспрепятственно проехать к своим торговым точкам. Пост убрали.
Решить вопрос к 1 апреля так и не удалось. Чтобы признать улицу пешеходной, городским властям необходимо доказать, что она представляет собой памятник культурного наследия и что движение транспорта может оказать на нее негативное воздействие. Исследования в этой области уже проводились, но официальной научной документации у иркутской мэрии пока нет. Чиновники уже объявили конкурс на ее подготовку, но ни одной заявки пока подано не было. Сколько времени займет подготовка документов и внесение изменений в генплан, на основе всего вышесказанного оценить сложно. В городской администрации конкретных дат пока не называют. Остается только надеяться, что к празднованию 350-летия в Иркутске все-таки появится полноценная пешеходная улица.
Юлия Смирнова, IRK.ru
Сначала ее надо переименовать, а потом решить - ходить или ездить.