«Фестиваль дает возможность относиться к себе критично»
Региональное кино можно назвать по-другому. Например, провинциальное (улыбается). Оно существует как термин и связано с определенным регионом и людьми, живущими в нем. Байкальский фестиваль регионального кино — это в известной степени квинтэссенция хороших и разных работ. Это площадка, где люди могут показать свои фильмы и услышать мнение о них. Фестиваль дает возможность относиться к себе критично.
Художник вообще, на мой взгляд, должен сомневаться в том, что он делает. Это позволяет двигаться вперед. Другое дело, что мероприятие закладывает под себя мину. Оно как раз и поощряет это развитие, движение вперед, даже способствует ему. В результате, для людей, которые вырастают с точки зрения творчества и технологии производства, это стартовая площадка, чтобы покинуть город, уехать в Москву, Нью-Йорк, Лондон. Но, тем не менее, я считаю, такие фестивали необходимы.
Я художник, я так вижу
Нужно понимать: любой фестиваль не есть торжество справедливости для всех. Допустим, с твоей точки зрения, должно быть так, а кто-то считает по-другому. Для кого-то было непонятно решение жюри, они потом подходили и спрашивали: почему такое решение? А это невозможно объяснить за две минуты. Нужно сесть, посмотреть еще раз, а потом уже аргументировать. И меньше всего хотелось бы оправдываться.
Жизнь вообще штука несправедливая. А набивать шишки не так уж и плохо, это жизненный опыт. То, что нас не убивает, делает сильнее. Поэтому нужно стремиться к чему-то, ставить перед собой задачи и не отступать от них.
Развитие кинематографа в регионе
Финансовая сторона играет большую роль в вопросе развития кино, регионального в том числе. Но вспомним нашу уже давно сделанную с Евгением Гришковцом работу «Настроение улучшилось». Я сначала искал спонсоров, которые помогли бы реализовать проект. В конце концов, мы его сняли не за деньги, нам помогали дружеские отношения. В нем снимались актеры Иркутского драматического театра, друзья, знакомые, что называется, за любовь. Мне понадобились деньги на аранжировку музыки, но не катастрофически важные. Главное, нужно было находить время и силы для того, чтобы это все реализовать.
Техническая сторона сейчас сильно упростилась. А вот было бы здорово, если бы мастера из Москвы или откуда-то еще, с бэкграундом и серьезными большими работами приезжали не раз в год. И известные не только старшему, но и молодому поколению. Нужно, чтобы мы озаботились этим.
О развитии молодого поколения
В Иркутске открылся филиал ВГИКа. Это хорошо, конечно, ребята получают там основы профессии, несколько вгиковцев стали призерами нашего фестиваля. В Иркутске вообще, год от года повышается уровень творческих команд, снимающих кино, рекламу. Нужно просто больше работать и учиться. Учиться не поздно никогда.
О господдержке кинематографа
На фестивале была номинация «Игровое кино». Я считаю, что этому жанру нужно ставить более высокую планку. Никто не получил за него никаких призов, думаю, это правильно. Знаю, в следующем году правительство региона выделит средства на игровой короткометражный фильм, будет проведен конкурс сценариев.
Отмечу, что финансирования не хватает многим. Если в Иркутске появятся государственные гранты и у людей будет возможность создавать фильмы, это будет здорово.
Документальное кино сейчас не на вершине проката в России. Такие фестивали как БФРК расширяют им аудиторию. В последнее время не так много хороших российских фильмов выходит.
Советы начинающим режиссерам
Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал Владимир Ильич. Для многих ребят кино стало профессией, сложно вырваться из рутины. Расскажу анекдот с бородой. Российский режиссер уехал в Америку и у него все состоялось, он звонит своему другу актеру и говорит: «Вася, есть замечательная роль, тебя утвердили, приезжай». Тот соглашается: «Конечно, приеду, когда?» Режиссер отвечает: «В декабре». Друг говорит: «Нет, не могу, у меня елки».
Вот и сейчас многие иркутские творческие команды занимаются «елками». Они вынуждены этим заниматься, чтобы зарабатывать деньги. Конечно, освободить достаточно большой кусок своего времени, чтобы заниматься чисто творческой самореализацией, которая не финансируется — это проблематично. Но можно, говорю я, подтверждаю это собственным опытом.
История кинематографа в Иркутске
Иркутск — город кинематографический. В советские времена очень интенсивно работали Восточно-Сибирская студия кинохроники, «Иркутсктелефильм». Здесь снимали, проявляли, монтировали много документальных фильмов.Они производились с приятной периодичностью. Была своя кинематографическая школа. Нам с Андреем Закаблуковским (иркутский оператор. — Прим. ред.) повезло, нам удалось поработать с ними. Они что-то успели нам передать, но разрыв поколений все же существует.
К сожалению, не сохранилось многое из того, что было. Поэтому я настаиваю, чтобы сюда приезжали люди, которые умеют рассказывать и учить. Я тоже могу делиться, но посвящать этому много времени не могу — «елки» (улыбается).
Автор фото — Геннадий Кноп
Над эфиром и текстом работали:
Анна Суркова
Евгений Завалишин
Виктория Чистякова
Иркутск - город всего и сразу