Почему выбрали именно это произведение для постановки?
— Все началось с творческой лаборатории, которая прошла весной 2024 года в рамках Большого детского фестиваля «ЭХО БДФ – Приангарье». В 2024 году мероприятие было посвящено теме «Мое место в стране и мире». Заявки на участие в лаборатории отправили режиссеры и художники со всей страны. В итоге отобрали три проекта — из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Командам предстояло создать эскиз постановки и представить его жюри. Мне захотелось поговорить со зрителями о взрослении, становлении, выборе жизненного пути. Это особенно актуально для молодежи. В подростковом возрасте жизнь молодых людей резко меняется. Они могут совершать необдуманные поступки, от которых в том числе страдают другие. Но в то же время подростки начинают все больше осознавать, что нужно нести ответственность за свои действия.
Главный герой спектакля — Саша, студент третьего курса. Соответственно, в постановке поднимаются подростковые темы: о взрослении, становлении в профессии, жизни, становлении как личности, построении отношений. Герой проходит различные жизненные испытания и делает важные выборы, задумывается над тем, каким человеком он стал.
Сколько актеров будет задействовано в спектакле?
— Семь. Роль Саши исполнил Евгений Кириллов. Роль Маши — одной из девушек героя — досталась Анастасии Усольцевой. Ее сценической мамой Ариной Аркадьевной стала Наталья Уткина.
В спектакле один главный герой — Саша, но остальные персонажи равны между собой. Нельзя выделить конкретного персонажа, они все нужны для повествования. Все эти люди каким-то образом повлияли на Сашу.
В чем особенность этого спектакля?
— Сейчас драматические театры вовсю используют приёмы театра кукол и наоборот. В нашем спектакле актеры работают не только с куклами, но и в живом плане.
У главного героя Саши есть альтер-эго, иная версия внутренней сущности, которая заставляет его в ситуации выбора совершать ошибки, за которые он потом себя корит. Исполнительница роли Арины Аркадьевны также выступает как актриса, а ещё управляет марионеткой. Маша — единственная из персонажей, у которой не будет куклы, а только живой план.
Спектакль простроен через призму восприятия главного героя, его сны, воспоминания, внутреннее состояние, рассуждения. И в его сознании возникают определенные образы и воспоминания с другими героями, в том числе с его отцом. Поначалу вместо артиста на сцене будет строгий пиджак. Через это взаимодействие проскальзывает ещё одна тема отцов и детей. К сожалению, у родителей не всегда есть время поговорить с собственным ребенком.
Также в спектакле есть девушка Майка (сокращенное от имени Майя). Ее образ представлен куклой Барби, и это тоже определенный символ. Некоторых героев мы вовсе не увидим, они останутся за сценой, но тоже будут играть важную роль в постановке.
Как долго шла подготовка к спектаклю?
— Обычно подготовка к постановке начинается с застольного периода, который длится около недели. В это время мы читаем пьесу, в том числе по ролям, знакомимся с другими произведениями автора и прочее. В рамках творческой лаборатории этот процесс занял два дня. Актерам также нужно было быстро выучить свои роли, чтобы представить кусочек постановки жюри. Эскиз создавался за 3-4 дня. Перед премьерой спектакля в театре у нас, конечно, было больше времени, больше возможностей изучить своих персонажей, прочувствовать их характер и прочее.
Впервые режиссер и труппа встретились в рамках творческой лаборатории. Как быстро удалось сработаться?
— Нашли общий язык достаточно быстро. В театре кукол «Аистёнок» очень сильные артисты, поэтому одно удовольствие с ними работать, — рассказал Никита Петрищев.
Очень обрадовались, что этот спектакль взяли в наш репертуар. С приезжающими к нам режиссерами мы всегда находимся на одной волне. И этот случай не исключение, —подчеркнули актеры.
Почему зрители должны увидеть этот спектакль? Чем он отличается от других постановок театра «Аистёнок»?
— У «Аистёнка» обширный репертуар, но чего-то похожего в театре еще не было. Спектакль очень актуальный в любое время. Он поднимает жизненные вопросы: взросления, совершения различных выборов, их последствия. Показывает опыт молодого человека, который он приобрел и с которым ему теперь жить. Это человечное произведение. В нем много про человека, его чувства, добро и зло, любовь.
Спектакль может подтолкнуть на честный разговор с самим собой, проанализировать свои поступки, пообщаться с близкими. Возможно, постановка кому-то поможет решить незакрытые вопросы. В общем это не просто история о Саше, а зеркало, в которое может заглянуть каждый зритель, и, возможно, найти ответ на вопрос: «Кем я стал?»
На какую аудиторию рассчитан спектакль?
— Мы поставили ограничение по возрасту 16+. На спектакль вместе с родителями могут прийти ребята и помладше. Шероховатости, связанные с обсценной лексикой в тексте драматурга, мы убрали, сохранив при этом всё человечное и значимое. Но детям от 12 лет нужно обязательно приходить на спектакль именно с родителями, чтобы можно было потом поговорить, обсудить важные моменты. Возможно, это поможет семье подготовиться ко времени испытаний переходного возраста. И вообще спектакль рекомендован для семейного просмотра: и в 14, и 16 лет взрослеющим детям важно оставаться в контакте с родителями.
Также спектакль будет интересен и взрослым. Задумывать о последствиях своих решений важно в любом возрасте.
Какая продолжительность у спектакля? Когда пройдут показы?
— Продолжительность спектакля — 55 минут без антракта. Премьерный показ пройдет 21 февраля. Затем постановку покажут 22 и 23 февраля, а потом в марте. Нужно успевать посмотреть. В 2025 году сезон завершится раньше срока – в мае, театр кукол ждет масштабный ремонт. Откроется учреждение только в следующем сезоне — осенью 2025 года.
На сайте IRK.ru опубликован спецпроект «90 лет — полет нормальный», посвященный юбилею Иркутского областного театра кукол «Аистёнок». Также наш журналист побеседовала с главным режиссером учреждения Юрием Уткиным. Он рассказал том, как изменился «Аистёнок» за 90 лет и какие премьеры ждут зрителей в юбилейный год.
Фото Маргариты Романовой
Наталия Раткевич, IRK.ru