Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Голоса города»

«Дирижер как полководец, который ведет оркестр в нужном направлении». Интервью с Ильей Дербиловым

В январе Иркутская областная филармония представила публике нового главного дирижера и художественного руководителя Губернаторского симфонического оркестра. Ведущие студии «Голоса города» Ашот Оганесян и Арина Зеленкова пригласили в студию Илью Дербилова и расспросили гостя не только о репертуаре на предстоящий музыкальный сезон, но и о впечатлениях от Иркутска, дирижерской палочке, а также узнали об одном любопытном ритуале, сопровождающем выступления симфонических оркестров.

Проект создан IRK.ru совместно с библиотекой Молчанова-Сибирского и Школой креативных индустрий.

Илья Николаевич, с какими чувствами вы вступили в должность?

С огромным уважением к Илмару Артуровичу Лапиньшу, который руководил Губернаторским симфоническим оркестром 15 лет. Вижу, какая колоссальная, деликатная работа проделана по формированию коллектива, поддержанию его в замечательной форме. Надеюсь, что и мой опыт, связанный с предыдущими коллективами, удастся реализовать в Иркутске – городе, известном своими культурными традициями.

В студии «Голоса города»
В студии «Голоса города»

Илья Николаевич, вы переехали в Иркутск, уже зная немного город: с 2021 года вы выступали здесь в качестве приглашенного дирижера. Расскажите о своих впечатлениях – о городе, о людях. Нам, иркутянам, всегда интересно мнение со стороны.

Моя первая встреча с Иркутском состоялась в 1991 году во время гастролей; ребенком приезжал выступать с хором. Прекрасно помню иркутскую филармонию — именно здесь мы выступали; помню, как открывался занавес, как на нас смотрели зрители. Помню и улицу Ленина, которая сейчас уходит в сторону 130-го квартала.

С 2021 года я достаточно часто приезжал в Иркутск с концертами. Мне очень близка иркутская публика: высококультурная, образованная и воспитанная на высоких образцах классического музыкального искусства.

Прогуливаясь летом по набережной, я обратил внимание на удивительную человеческую открытость, присущую иркутянам. Люди смотрят тебе в глаза. Невероятное ощущение, потому что жители Центральной России чаще сконцентрированы на своих проблемах, смотрят под ноги или вперед. А здесь чувствуется неспешность, благородство. С большой радостью нахожусь в Иркутске, испытываю колоссальное удовольствие.

Главный дирижер и художественный руководитель Иркутского губернаторского симфонического оркестра
Главный дирижер и художественный руководитель Иркутского губернаторского симфонического оркестра

В нашей программе мы даем некие вводные, чтобы перейти от простого к более специфическому. И потому первый общий вопрос: в чем заключается задача дирижера?

Дирижер как полководец, который ведет оркестр в нужном направлении. Его задача — не только подобрать репертуар, но сплотить коллектив из 70—80 музыкантов разного уровня подготовки, образования, менталитета. Это и умение помочь человеку раскрыться с его лучшей стороны и знание психологии.

Профессор Николай Петрович Охотников народный артист СССР, у которого я занимался вокалом, говорил, что у преподавателя должны быть три вещи: эталон, слух и терпение. Тем же самым должен обладать и дирижер. Сформулировать музыкальную мысль, верно прочитать нотный текст, затем найти возможность при помощи слов, движений, мимики, найти возможность реализовать его. Сделать так, чтобы артисты тебе поверили.

На концерте дирижер пожимает руку не всем музыкантам оркестра. А вот кого и почему он все-таки так приветствует?

Все очень просто — такой этикет. Дирижер физически не может пожать руку всем артистам, поэтому приветствует таким образом концертмейстера, обращаясь в его лице ко всему оркестру. Ритуал соблюдается и на репетиции.

Добавлю, негласно считается, что когда оркестр сидит, аплодируют дирижеру. Когда руководитель поднимает оркестр, аплодируют коллективу.

А из чего сделана дирижерская палочка, сколько она весит, и всегда ли она нужна в вашей работе?

Визуально задача палочки — продлить руку дирижера, чтобы издалека видеть движение. Атрибут также помогает сконцентрироваться на сцене. Инструмент используют в дирижировании с 19 века. За это время он немного видоизменился. Раньше палочки изготавливались из древесины, современные чаще делают из стеклопластика. Они легко гнутся, при ударе о пульт не ломаются, в отличие от хрупких деревянных.

Анатомически палочка должна равняться расстоянию от локтя до конца руки, чтобы выглядеть органично. Важен не только размер, но и форма рукоятки. Она делается из пробки, чтобы рука не скользила.

На наш взгляд, работа за дирижерским пультом физически тяжелая. Приходится ежедневно по несколько часов репетировать, затем играть концерт. Существует ли специальная зарядка для дирижера?

Работа дирижера не настолько сложная физически, сколько напряженная. Стандартная репетиция с двумя перерывами длится четыре часа. Все это время ты контактируешь с артистами: генерируешь идею, даешь определенный импульс, анализируешь реакцию оркестра и корректируешь информацию, если требуется. Получается достаточно напряженно.

Профессия также требует определенного покоя и концентрации. Безусловно, нужно соблюдать режим: голова всегда должна быть ясной, готовой реагировать. Также существуют мануальные гимнастики для рук, для координации движений кисти. Необходимо отдыхать, стараться быть в форме. Ведь дирижер — это еще и артист, которого оценивают и визуально: как ты выходишь на сцену, как на тебе костюм сидит. Сначала публика «встречает по одежке», а потом формирует впечатление о концерте.

Арина Зеленкова, ученица Школы креативных индустрий
Арина Зеленкова, ученица Школы креативных индустрий

В завершение беседы расскажите о планах филармонии на ближайший творческий сезон?
Та работа и те проекты, что были до моего прихода, они не требуют серьезных преобразований. Сейчас началась работа над сезоном 2025—2026. 1 апреля мы должны презентовать программу на сентябрь—май.

Я думаю, что такие праздники, как 8 Марта, Новый год, 9 Мая должны сопровождаться концертами с участием симфонического оркестра, чтобы публике было куда пойти. Даже на 14 февраля. Почему нет? Ведь молодым людям хочется провести романтический вечер в приятной обстановке. Почему не пригласить девушку в филармонию на концерт легкой музыки.

Второй акцент в работе — это абонементы. В этом сезоне будет восемь категорий: «Сказки», «Сказки Московской филармонии», «Концерты со звездами классической музыки», «Вокруг света с губернаторским оркестром» и другие.

Ашот Оганесян, ведущий проекта «Голоса города»
Ашот Оганесян, ведущий проекта «Голоса города»

В конце февраля коллектив ждут гастроли в Москве. В апреле оркестр отправится в Забайкалье и на Дальний Восток: в Улан-Удэ, Читу, Благовещенск. К тому же, считаю, что творчество Иркутской областной филармонии принадлежит жителям всей области. Оркестр должен присутствовать на главных концертных площадках региона. Общение с живой музыкой не заменит ни одна запись.

Подготовим программу к значимому событию — 80-летие Победы. Также состоится традиционный фестиваль «Русской оперы» в Тальцах.

Слушайте подкаст

Команда проекта
Команда проекта

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля