Диляра, первый вопрос к вам. Расскажите о площадке «Мой бизнес», чем он полезен иркутянам?
«Мой бизнес» — это площадка, которая сосредоточила в себе все меры поддержки для предпринимателей. Подобные центры открыты во всех регионах в рамках национальных проектов «Малый бизнес» и «Предпринимательская инициатива».
Все, кто желает заниматься бизнесом или уже является предпринимателем, независимо от возраста, могут обращаться к нам в первую очередь за информационно-консультационной поддержкой. Поможем составить бизнес-план, сделать первые шаги. На площадке можно пройти обучение. Как правило, курсы бесплатные или с небольшим финансовым участием.
Во-вторых, «Мой бизнес» помогает получить софинансирование, господдержку. На площадке есть фонд микрокредитования. Центр является еще и поручителем при выдаче коммерческих кредитов в банках через механизм кредитно-гарантийной поддержки, который развивается в регионе с 2009 года.
Третий большой блок в нашей работе — экспортная поддержка. Услуги Центра поддержки экспорта в себя включают сертификацию, патентование, регистрацию товарного знака, выход на международные рынки при участии в международных выставках и миссиях, помощь в цифровизации бизнеса, помощь узких специалистов.
Альбина, а как именно «Мой бизнес» помогал вам и помогал ли?
Наша компания «Байкальские росы» занимается производством питьевой воды. Начали свою работу в 2011 году. Быстро освоили внутренний рынок и поняли, что нам этого мало: хотим экспорта. Мы обратились за первичной консультацией в центр «Мой бизнес». Нам все разложили по полочкам, рассказали план действий. Оказалось, те знания, с которыми мы пришли, были минимальными. Без знаний выходить на экспорт рискованно, а когда вы проходите обучение в центре «Мой бизнес» — это уже гарант того, что ваши сделки будут удачнее и легче.
Несколько лет назад в нашем лексиконе появилось такое слово, как «импортозамещение». Как выяснилось, у нас есть прекрасное производство сыров, дизайнерской одежды, косметики. И надо бы выходить на новый рынок. Диляра, как думаете, пришло время заняться экспортом?
С 2014 года запустилась программа импортозамещения, когда мы запускаем производства сами: отгружаем не сырье, а готовую продукцию. И заложенная в ней добавочная стоимость, наверное, и является социальной гарантией комфорта жизни человека в стране.
Развитие производств внутри страны — это одна из составляющих ее благосостояния.
За последние 10 лет запустилось много проектов малого и среднего предпринимательства. Приведу статистику: ежегодно мы создаем по 40—45 экспортеров, это косметика, питомники по выращиванию саженцев, услуги цифровизации, мелкосерийное производство и многие другие.
Например, есть компания, которая научилась делать запасные части для спецтехники John Deer, которая перестала поступать к нам в страну. Специалисты разработали соответствующий металл, и компания запускает производство цепей.
Есть и другая история: к нам обратился мужчина, 35 лет. Он с коллегами научился ремонтировать иностранную спецтехнику. Решили создать аналогичный американской модели экскаватор, но уже у нас. Подбирает партнеров, потому что часть запчастей заказывает в Иваново, часть в Иркутской области, и все это пробует делать совместно с Заводом гусеничной техники.
И таких молодых активных в возрасте 30-38 лет очень много. У молодежи есть фундаментальные знания. Дело за желанием и возможностями.
Думаю, программа импортозамещения активно стартовала в том числе благодаря поддержке Министерства экономического развития промышленности, института и фонда микрокредитования, фонда развития промышленности. Ведь для запуска проекта нужны деньги. Здесь вот вовремя запущенные национальные проекты поспособствовали развитию, дальше у нас будут новые, которые зададут совершенно другие тренды развития.
Кстати, последние два-три года идет тенденция от конкуренции к кооперации. Благодаря участию губернатора Игоря Кобзева в регионе налажено межведомственное и межрегиональное взаимодействие. Нам может позвонить мэр района, рекомендовать ребят с интересными идеями. При необходимости подключаем Корпорацию развития по Иркутской области, Фонд по развитию промышленности. Сложившаяся командная работа сильно помогает бизнесу.
Многие компании, которые прошли через нашу площадку, получили сертификат международного уровня и вышли на рынки других стран. Процесс непростой. Учитывать нужно ментальность, национальность, правила, этикет. Если наш договор купли-продажи ты прочитал и все понял, то в других странах действуют иные стандарты.
Альбина, приведёте свой пример?
Перед выходом на экспорт мы думали, чем удивить покупателей, ведь бутылка воды, она без цвета, без запаха. И как раз в центре «Мой бизнес» нам подсказали идею - это должно быть визуально красиво.
Мы разработали макет новой бутылки, ассоциирующейся с Байкалом, с замерзшими льдинками. Получилось очень интересно. Мы разработали для бутылки специальный колпачок, на котором сделали этикету. Получившийся результат позволил двигаться вперед.
Решили начать с Китая, так как страна расположена близко к нам, и местные жители бывают в России, любят нашу воду. Также учитывали транспортные расходы, логистику, таможню. В итоге, при участии Центра "Мой бизнес и Центра поддержки экспорта , мы заключили контракты.
Диляра, вопрос вам. Есть страны, недоступные для экспорта из-за денежных операций?
Да, сейчас с расчетами, безусловно, есть проблемы из-за санкционного давления многих стран. И каждая сделка — это ручной труд экспортера и банка. Нет таблетки, которая головную боль снимет у всех. Каждая конкретная страна, каждый вид товара, каждый конкретный байер — это индивидуальная, точечная работа.
Мы многое пережили и многое переживем. Развивались и будем развиваться, как сильное предпринимательское сообщество.
Могу сказать, что косметика «Вдохновение» как в страны Европы отгружалась, так и отгружается. Да, приходится проходить 1-2 коридора других стран, но не отказались от нее Польша, Франция, Германия. Наш иван-чай закупает Португалия. Да, с ними расчеты очень сложные, но тем не менее взаимодействие есть. Естественно, постсоветское пространство более благоприятное для нас, где есть понятная логистика, расчеты.
Когда закупают нашу продукцию — воду или косметику — , то ждут энергии Байкала, тайги, и они ее получают. Поэтому спрос есть, и отгрузка тоже.
Конкуренция на экспортном рынке колоссальная. Альбина, как можно соревноваться с крупными международными игроками, какая стратегия используется?
Надо всегда настраиваться, что ваш товар лучше всех и стараться поддерживать этот уровень. Перед тем, как мы пошли на экспорт, у нас был выезд в Шанхай, мы просто визуально посмотрели, оценили конкурентов, посмотрели, чем торгуют, на сколько мы вписываемся в данный контекст товаров.
Нужно оценивать риски. Возможно, товар не сразу пойдет. В договоре четко прописывайте детали, например, на каких полочках будет выставляться продукт. Хорошо составленный договор позволит быстро распродать товар.
Когда мы выбрали для экспорта Китай, нам пришлось отправить продукцию на исследование партнерам, потому что у них свои санитарные нормы. Мы подстроились под рынок. Вода успешно прошла анализ; никаких нареканий. Когда мы выбираем страну, мы должны понимать и знать, какие у них требования. Кроме того, мы зарегистрировали в Китае свой товарный знак.
А с какими рисками вы сталкивались?
Риски — это всегда затратный фактор, грозящий предприятию потерей денег. Если в России мы можем проверить контрагента, то иностранного — нет. В другой стране должны быть свои люди, которые могут собрать информацию о надежности партнера. Подстраховаться нужно всегда. Кстати, в Центре поддержки экспорта, есть такая услуга по проверке контрагента.
У нас товар не штучный, а объемный. Воду отгружаем большими партиями, вагонами. Соответственно, с товаром может что-то случиться в пути, поэтому груз лучше застраховать.
Диляра, а много среди предпринимателей молодежи?
Есть закон о самозанятости, вместе с родителями у нотариуса можно получить соглашение и регистрировать бизнес с 14 лет. Таких предпринимателей у нас очень много. В возрасте до 30 лет самые креативные предприниматели. Речь не про отгрузку воды или тяжелой техники, это история про питомники, предоставление услуг картографии, изделия ручной работы, чай, детские игрушки. На первый план выходят креативные индустрии. Именно они соревнуются на международных рынках. Дерзайте!
Мир сегодня в состоянии постоянной экономической качки. Диляра, какие тенденции наблюдаются в сфере экспорта и что ждет внешний рынок в ближайшие годы?
Экономическая обстановка, которая складывается в мировом сообществе, сказывается на товарно-денежных отношениях, соответственно, история транспортной доступности, логистики, расчетов с покупателями также находится под влиянием. В зависимости от каждого витка экономики эта история будет видоизменяться. Но деловые отношения, качественное исполнение пунктов контракта экспорта позволяет развиваться.
Безусловно, когда ты выходишь на международный рынок, ты конкурируешь не с дядей Васей, который за забором что-то производит, ты конкурируешь с огромными корпорациями, ты должен оценивать тренды. Нет разницы крупный ты бизнес или мелкий, в любом случае ты постоянно должен быть на шаг впереди. Оценивать, что делают конкуренты. Иногда их опыт позволяет тебе перестроить процессы, которые у тебя задевают.
Диляра, Альбина, что бы вы пожелали тем сибирским компаниям, которые только-только присматриваются к теме экспорта?
Диляра: Изучать, учиться, углубляться, смотреть. Выход на внешний рынок это, в первую очередь, возможность перестроить себя, посмотреть трезво со стороны на то, что делаешь. Вам, Альбина, выход на внешний рынок позволил пересмотреть внешний вид бутылки, она и здесь стала более популярна, потому что был ребрендинг того, что делали. Как говорят, лучше быть последним среди отличников, чем первым среди двоечников, то есть любая конкуренция это развитие, это трезвый взгляд на себя. Мы же всегда кажемся себе лучше, чем мы есть, а в конкуренции ты начинаешь смотреть, где что западает. Поэтому не бояться ничего, смотреть на все широко открытыми глазами, просчитывать риски, подстраховывать риски и двигаться вперед!
Альбина: Главное, не бояться! Будешь бояться, останешься на месте. Внутренний рынок освоили, переходите на международный. Так вы получите другие возможности, в том числе и финансовые. Риски можно проговорить, застраховать. Если компания заинтересована в развитии, то двери центра «Мой бизнес» для вас открыты.
Автор фото — Маргарита Романова
ФОНД ЦЕНТР «МОЙ БИЗНЕС»
erid 2Vfnxw31zbi
Реклама
Светлана Павлова, IRK.ru
May 28, 2018 - Группа En+ Олега Дерипаски попросила у правительства льготы для поддержки «Русала» и других активов миллиардера, попавшего под санкции США. Jun 15, 2018 - «Русал» бизнесмена Олега Дерипаски просит у государства льготы для снижения затрат на железнодорожную транспортировку сырья…