Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

КПП «Байкал»: один день со службой пограничного контроля международного аэропорта

Они первыми встречают иностранных граждан в Иркутске, обеспечивая безопасность государственных границ, и последними провожают улетающих отсюда пассажиров. В октябре международный контрольно-пропускной пункт «Байкал» пограничного управления ФСБ России по республике Бурятия отметил 75-летний юбилей. О работе сотрудников службы пограничного контроля иркутского аэропорта – в репортаже журналиста IRK.ru.

Международный аэропорт Иркутска – один из крупнейших хабов на Востоке России. Зачастую многие жители центральной части страны используют наш аэропорт как точку вылета в азиатские страны, к тому же, озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. С каждым годом увеличивается и пассажиропоток, и количество международных рейсов, и, конечно же, нагрузка на сотрудников пограничной службы.

Пограничников в аэропорту часто путают с таможенниками. Однако это разные службы, и задачи их отличаются: пограничники осуществляют пропуск лиц, а таможня занимается проверкой грузов (пассажиры, которым нечего декларировать, идут по зеленому коридору, а те, кто провозит какой-то груз, отправляются через красный).

После прохождения таможенного контроля граждане, вылетающие из страны, переходят к сотрудникам службы пограничного контроля. Здесь у них проверяют подлинность документов, выясняют основания для пересечения государственной границы.

— Самые частые нарушения – недействительные документы, — рассказывает начальник КПП «Байкал» Иван Ходоков. – В основном, без злого умысла: бывает, что люди просто не проверяют срок действия документа или же при получении загранпаспорта пропускают какую-то ошибку, например, неверно указанный пол или год рождения.

Начальник КПП «Байкал» Иван Ходоков

Начальник КПП «Байкал» Иван Ходоков

Помимо проверки документов, пограничники также проверяют безопасность посадочной полосы перед приземлением иностранных рейсов. Именно они первыми прибывают туда, чтобы заблаговременно осмотреть прилегающую местность на наличие лишних предметов и посторонних, обеспечить безопасность. Когда самолет приземляется, пограничники дают команду подвезти трап. Без разрешения трап подъехать не может! Далее в самолет заходят медики, опрашивают экипаж: все ли на борту здоровы, не проявлял ли кто-нибудь симптомов болезни.

— Задача – не допустить проникновения на территорию Российской Федерации опасных вирусов. Если прецедент был, то заболевших изолируют, — рассказывает Евгений, сотрудник ОПК - отделение пограничного контроля. — Потом на борт поднимаются пограничники, интересуются, не нарушал ли кто-то из пассажиров покой во время полета, не дебоширил, вел себя неадекватно или подозрительно. Однако по статистике, такое случается чаще на внутренних авиарейсах, чем на международных.

После того как специалисты убеждаются, что все в порядке, дают добро на выход из самолета, где пассажиров забирают автобусы. Далее – паспортный контроль. Сотрудники КПП проверяют действительность документов, соответствует ли изображение на фото внешнему облику человека. Если выявляется какое-то нарушение, начинают разбираться. Кстати, сотрудники службы пограничного контроля носят спецсредства и имеют право применять их в случае неподчинения.

— За девять месяцев 2024 года через границу пропущено более 500 тысяч человек, оформлено 3,5 тысячи воздушных судов заграничного следования, зафиксировано порядка ста нарушений пересечения государственной границы. Размер штрафа за правонарушения составил около 160 тысяч рублей, — рассказал о статистике Иван Ходоков. — Было два случая, когда люди пытались проникнуть на территорию России по поддельным паспортам, их привлекли к уголовной ответственности. В первом случае – подделка оттисков и печатей, в другом – полностью поддельный документ. Если же говорить о гражданстве нарушителей, то это могут быть и лица из стран Средней Азии, и дальнего зарубежья, да и наши сограждане попадаются.

Иван Евгеньевич рассказал, что буквально на днях граждане Узбекистана, в отношении которых ранее принималось решение о запрете въезда на территорию Российской Федерации, пытались пересечь государственную границу по изменённым установочным данным. Нарушителей быстро распознали и не пустили в страну.

Это работает и в обратную сторону: на наших глазах за пределы страны выдворили двух мигрантов в наручниках. Их привели судебные приставы: очевидно, иностранные граждане нарушили нормы российского законодательства, например, не уложились в сроки временного пребывания в стране. Они также прошли паспортный контроль, а далее их передали командиру воздушного судна, которое доставит их на родину.

Сложность работы службы пограничного контроля заключается в языковом барьере, ведь не все пересекающие границу граждане владеют русским. Чтобы коммуницировать с пассажирами, в основном, хватает разговорного английского, однако среди сотрудников есть полиглоты, которые знают 3-4 языка. Но главный навык, помогающий в работе, по словам самих пограничников, это стрессоустойчивость и выдержка.

— Эмоциональность нужно оставлять дома: на службе мы обязаны быть предельно сдержанными и вежливыми, — объясняют сотрудники КПП «Байкал». — Да, это порой нелегко: если рейс был задержан или же были какие-то сложности, чаще всего пассажиры выливают свой гнев на первых, кто встретится им в аэропорту. А это всегда – сотрудники пограничного контроля. Но мы отвечаем за безопасность государственной границы и должны четко выполнять свою работу, невзирая на сложности коммуникации и эмоциональный фон.

Справка:

Контрольно-пропускной пункт в иркутском аэропорту сформировали 22 октября 1949 года в составе Забайкальского пограничного округа. В то непростое послевоенное время необходимо было защищать рубежи страны на Востоке. Первые международные рейсы из Иркутска осуществлялись в Монголию, Китай и Корею.

В 1954 году наш аэропорт вторым в стране (после Внукова) получил статус международного. Кстати, долгое время должности контролеров на КПП являлись офицерскими – такого не было больше нигде в стране.

В 2006 году ОКПП «Иркутск» был переименован в отряд пограничного контроля «Байкал». В состав его отряда вошло 5 подразделений, которые выполняли задачи на территориях Иркутской области, Красноярского края, Республик Хакасия и Бурятия. В 2009 году отделения пограничного контроля в красноярском и абаканском аэропорту передали в подчинение Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области, а через год отделения пограничного контроля в Иркутске и Братске вошли во вновь образованное Пограничное управление ФСБ России по Республике Бурятия.

Элина Хитрина, IRK.ru. Фото автора

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Анна 14 ноября 2024 в 11:01

    При этом никто не знает сколько незаконных эмигрантов на нашей территории.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля