Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Один день с…»

Внимательно и без паники. Как работает диспетчер предприятия электросетевой компании

«ОДС, Тигунцев… Вас понял. Время 10:46 / 10:55 / 11:04… Линия 110 кВ… Вам разрешается подготовка рабочего места и допуск бригады к работе». Мы в пункте оперативно-диспетчерской службы (ОДС) «Восточных электрических сетей». Это подразделение Иркутской электросетевой компании (ИЭСК). Телефон здесь почти не умолкает.

Мы-то думали, лето для энергетиков – период «передышки», ведь нагрузка на энергосети уже не такая, как зимой. Однако в теплый сезон, как оказалось, задач тоже масса. Это время ремонтов. Важно перепроверить оборудование, отладить, чтобы в следующую зиму войти уверенными в надежности линий, трансформаторов, подстанций… В общем, работы хватает.

С диспетчером Дмитрием Тигунцевым мы общались в перерывах между звонками. А звонят часто — сотрудник координирует работу бригад на местах, контролирует вывод оборудования, ремонт, отслеживает переключение схем электроснабжения.

«На сегодня 24 заявки, — показывает Дмитрий длинный список на одном из трех мониторов, которые постоянно держит в поле зрения диспетчер ОДС. – Часть заявок уже отработана. Есть объемные задачи, они перешли с предыдущей смены, и в настоящий момент в процессе выполнения. Какие-то запланированные работы еще только ждут очереди. Все отмечено соответствующим цветом. Сейчас 16 бригад в деле».

Дмитрий Тигунцев

Дмитрий Тигунцев

Оборудование, которое нужно вывести в ремонт, немало. Но потребителей снабжают по резервным, альтернативным схемам. Из рутинного на это лето – текущие ремонты. Из крупных объектов — ремонт на пяти самых крупных (питающих) трансформаторных подстанциях в Иркутском, Братском, Шелеховском районах.

Оперативно-диспетчерская служба Восточных электрических сетей круглосуточно управляет оборудованием на довольно протяженной территории. На карте ее очерчивает «треугольник» с углами в разные стороны от Иркутска до Листвянки, Жигалово, Усть-Уды.

Чтобы понимать масштаб ответственности, в качестве примера можно посмотреть на новую подстанцию «Урик», которая снабжает электричеством населенные пункты вдоль Александровского тракта, такие как Хомутово, Грановщина, Лыловщина, Московщина, Урик, Горяшина, Ширяева и несколько соседних садоводств. В сумме – больше 9443 подключенных только к одной этой подстанции абонентов. А подразделение, где трудится Дмитрий Тигунцев, обслуживает в общей сложности 64 подстанции.

«Конец весны и лето – жаркий в плане работы сезон, — объясняет диспетчер. – Думаете, только морозы выводят оборудование из строя? А грозы? Ветер? Когда порывы свыше 15 метров в секунду (а в этом году такое не редкость), возрастает риск повреждения линий, что чревато пожарами. Потому принимаем превентивные меры. Еще одна важная задача – вы, возможно, удивитесь – сопровождение ЕГЭ. Без электричества экзамены провести невозможно, потому школы у нас в перечне стратегически значимых объектов, и их снабжение на особом контроле. Для них всегда наготове резервные источники питания».

Текущие задачи по всем объектам — у диспетчера перед глазами. Они отражены в удобном электронном журнале (достижение автоматизации!), также информация для надежности дублируется во внушительной стопке бумажных заявок. Каждая согласована с разными службами: транспорта, линий, релейной защиты и электроавтоматики, подстанций, изоляции и перенапряжений, автоматизированных систем управления. Таким образом получается выстроить работу подразделений по одному объекту, сразу за одно отключение сделать всё, что требуется.

Кроме журнала заявок в компьютере, диспетчер фиксирует дефекты с обозначением неполадок оборудования и сроков их устранения. На большой экран легко выводится схема всех подстанций или какой-то одной — детально. Наглядно представлено состояние линий и агрегатов, их загруженность.

В базе данных регистрируется информация и о суммарной нагрузке по всем трансформаторам, которые контролирует диспетчер. Есть возможность сравнить показатели с прошлым городом, проанализировать динамику.

В теплый майский день, когда мы посетили ОДС, общая цифра потребления (177 мегаватт) вышла ниже, чем в 2023-м. Погода балует теплом. Но энергетики не спешат в отпуска, понимают: нельзя упускать ни один день интенсивного ремонтного сезона.

Дмитрий Тигунцев «в строю», на работе, с 7:30. Добирается до Иркутска из поселка Оёк. Говорит, привык. Вовремя успевает на пересменки, чтобы без спешки принять всю информацию от напарника. На дорогу уходит по часу утром и вечером. «Дневная смена заканчивается в 20:00, так что пробок на трассе к этому моменту уже нет», — комментирует диспетчер.

Беседуя с Дмитрием, отмечаешь: он не из тех, кто жалуется. Производит впечатление человека спокойного, уверенного, дельного, без лишней паники адаптирующегося к ситуации и готового взять всё под контроль. Неудивительно, что замеры пульса и специальный тест на концентрацию он проходит успешно. Да, теперь вы тоже знаете, что есть такое обязательное испытание для диспетчеров, которые заступают на смену.

«На компьютере программа проверяет скорость реакции, — объясняет Дмитрий. – Если видит, что вы „мышкой“ уже недостаточно оперативно „щелкаете“, то рекомендует отдых. На самом деле, концентрация, внимательность в нашей работе очень важна. Ничего нельзя упустить, иначе – непредсказуемые последствия. Можно провести параллель с водителем за рулем. Необходимо быть сосредоточенным, учитывать массу факторов и в нештатной ситуации суметь оперативно принять верное решение. В моем случае – скоординироваться, например, с диспетчерами РЭС при отключении каких-то линий, быстро организовать бригады, выстроить временные схемы, максимально точно, с помощью расчетов по показателям выявить место повреждения».

Руководитель Дмитрия Тигунцева, начальник оперативно диспетчерской службы Дмитрий Сологуб, в сотруднике уверен: «Такая работа как раз для него — характер и подход к делу соответствующий – основательный, стабильный. Когда такой диспетчер на смене, я спокоен, потому что знаю: все будет сделано правильно и вовремя. На диспетчерском посту надо пройти проверку всеми четырьмя сезонами, так как у каждого времени года в энергоснабжении своя специфика. На самом деле, года три требуется, чтобы диспетчер по-хорошему „вработался“, а Дмитрий уже шесть лет в этой должности. Плюс у него отличный опыт работы электромонтером в бригаде. Так что понимает каждую ситуацию и с этой позиции».

«Я визуально представляю, что и как, — рассказывает Дмитрий Тигунцев. – Даже через десятки километров могу помочь человеку по конкретному, новому для него оборудованию».

Диспетчер отмечает, что слаженная работа во многом зависит и от четких регламентов, даже при огромном стаже нельзя пренебрегать правилами. У диспетчера электрических сетей нет права на ошибку — слишком многое от него зависит. Поэтому Дмитрий безоговорочно следует документам, разработанным в «Иркутской электросетевой компании» практически на каждый возможный случай.

Серьезный подход ко всему, что делается, Дмитрий почувствовал сразу, еще когда 13 лет назад устроился в Восточные электрические сети монтером. За плечами семь лет стажа, что называется, «в полях», а в 2018 году успешно прошел конкурсный отбор на освободившуюся должность диспетчера.

«И задержался здесь, все устраивает, – улыбается Дмитрий. – Доволен, как сложился профессиональный путь. Постепенно поднимался по вертикали. Я с третьего курса Иркутского политеха работаю: сначала в трамвайное депо пошел, потом по части энергетики с геологами ездил полгода, дальше в трудовой книжке отметилась энергосбытовая компания. И вот сейчас — филиал „Иркутской электросетевой компании“. Ощущаю себя действительно на своем месте. Нравится отношение предприятия к сотрудникам: зарплата достойная и без задержек, соцпакет — всё по-честному. К тому же, в компании развито спортивное движение. Поощряются достижения в разных видах спорта, проводятся летние и зимние спартакиады, а мне это близко».

Дмитрий еще со школьной поры увлечен гиревым спортом. «Отличный диспетчер – здоровый диспетчер, — не сомневается Дмитрий Тигунцев. — Готов оставаться в профессии, пока ресурс организма позволяет. Работа сложная, есть ночные смены, но график выстроен так, что удается и выспаться нормально, и с семьей время провести. У меня же трое ребятишек – 8, 12 и 14 лет».

На вопрос, не хочет ли кто-то из детей пойти по стопам отца в энергетику, Дмитрий кивает: «Я рекомендую, потому что в этой сфере всегда найдется работа. Выбор, конечно, каждый делает сам, но буду рад, если сын пойдет в энергетический колледж, в технический университет. Энергетике нужна талантливая, целеустремлённая и ответственная молодежь, и крупные компании готовы поддерживать, помогать профессионально развиваться. Вижу это по нашему коллективу. Приходят молодые ребята – мы стараемся быть толковыми наставниками. Атмосфера – без панибратства, но доброжелательная. И это еще один позитивный момент, который, если честно, держит меня на сегодняшней работе. Дальнейшее будущее вижу именно здесь».

Руководитель оперативно-диспетчерской службы сложившимся коллективом доволен: «Персонал – всегда вопрос непростой, за хорошие кадры конкурируем с другими крупными предприятиями региона. В таких условиях внутри компании стараемся растить своих сотрудников, даём возможности для развития. Это дает хороший результат. В диспетчерской службе несколько специалистов, которые, как и Дмитрий, когда-то начинали электромонтёрами и затем освоили новые компетенции. Сейчас сформирован крепкий коллектив – люди, которые пришли в профессию осознанно и настроены остаться надолго. Потому свои профессиональные задачи выполняют на совесть. А, значит, и потребитель может быть уверен: контроль энергоснабжения потребителей – в надежных руках».

ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация»
Erid 2VfnxvaLrSC
Реклама

Ольга Брайт, фото — Маргарита Романова

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля