Улица Карла Либкнехта, протяженность которой составляет 3,8 километра, является важной транспортной артерией города: ежедневно по ней проезжают сотни автомобилей, ходит общественный транспорт. Ее также принято считать одной из центральных пешеходных улиц. По ней можно по прямой дойти от Карла Маркса до Байкальской, но насколько удобно по ней идти пешком?
Сразу скажу, что эта улица не для передвижения иркутян с ограниченными возможностями. Дело в том, что тротуар идет не по прямой, особенно с левой стороны улицы, если идти в сторону Байкальской, а изгибается то вверх, то вниз. Кроме этого, здесь вы наткнетесь на препятствия в виде бордюров, отсутствия съездов, разбитых лестниц и машин, блокирующих пешеходные дорожки.
Для начала посмотрим, как выглядит тротуар по левой стороне улицы. Итак, пешеходные дорожки находятся в разном состоянии: где-то уложена тротуарная плитка или брусчатка, где-то – асфальт, правда, местами старый и разбитый.
Так, например, собственник здания №44 по улице Дзержинского решил благоустроить территорию вокруг и выложил пешеходную зону плиткой. Жаль только, что деревья на газоне спилили — торчат только пни; остается надеяться, что в этом действительно была необходимость и вскоре здесь появятся саженцы деревьев. А возле правительственного здания по адресу Карла Либкнехта, 47 тротуар только начали выкладывать брусчаткой. Рядом, кстати, обустроен и парковочный карман, тем не менее, при отсутствии свободного места водители машины оставляют там, где придется.
Печальную картину мы увидели возле двухэтажных деревянных зданий и уже просевших под землю частных домов: старый асфальт рядом с ними практически стерт до дыр. Так что, если все-таки решите прогуляться по Карла Либкнехта, изучая окрестности Иркутска, надевайте удобную обувь.
По левую сторону улицы обустроили несколько мест отдыха. Первое — небольшой безымянный сквер на пересечении Карла Либкнехта и Тимирязева, центром которого является садово-парковая скульптура «Верблюжонок». Второе — на пересечении с Подгорной, со скульптурой нерпы. Второй сквер выглядит куцым, незавершенным, хотя под него отведена достаточно большая территория. Рядом в прошлом году начали обустраивать детскую площадку: сделали ограждение, которое уже местами сломано, положили покрытие, зачем-то высыпали кучу песка
— и на этом все.
Как пояснили в комитете по управлению Правобережным округом, работы на этой территории проходят за счет депутатского фонда, и на этот год депутатом не были запланированы средства на ее дальнейшее благоустройство. Что касается сломанного ограждения, в пресс-службе ответили: «Оно ремонтируется тоже за депутатские деньги, мы можем только демонтировать за счет бюджета».
От Подгорной до Советской можно пройти по асфальтированному тротуару, и этот участок пути хотелось быстрее преодолеть. Дело в том, что идти пришлось в непосредственной близости от дороги; рядом с проезжей частью есть газон, но он уже много лет пустует.
С другой стороны улицы та же картинка: возле коммерческих зданий тротуары обустроены, возле старых деревянных домов, как правило, нет.
В 2021 году улицу Горную от Байкальской до Карла Либкнехта капитально отремонтировали: привели в порядок дорогу, тротуары и обустроили велосипедную дорожку, которую планировали продолжить по улице Иосифа Уткина и связать с дорожкой на Декабрьских Событий, но для этого нужно было организовать съезд и пешеходный переход на Карла Либкнехта. Сегодня, по прошествии трех лет, мы видим, что ничего так и не сделано: велополоса на Горной все так же упирается в столб.
После ремонта на Горной появился широкий тротуар, вот только не везде по нему можно пройти, так как он заблокирован машинами. В целом возле бизнес-центра «Зеркальный» ситуация с парковкой личного транспорта выглядит ужасно: несмотря на наличие собственной подземной парковки, автомобилями заставлено все вокруг, причем водители оставляют свой транспорт там, где хотят, в том числе и на газонах вдоль дороги.
Хотелось бы обратить внимание властей на остановку общественного транспорта «Улица Карла Либкнехта». Здесь нет полноценного остановочного пункта, только лавочка и урна. Кроме того, на этой и других остановках, расположенных на улице, не предусмотрены съезды с тротуаров.
К сожалению, в оформлении фасадов новых строений на Карла Либкнехта нет единообразия — сплошная визуальная какофония. От этого улица выглядит неряшливо. Как сказала наш фотограф: «Это одна из самых некрасивых улиц города». И она права. Прогуливаясь здесь, просто невозможно не заметить пустующие газоны, разрушенные тротуары и бордюры, мусор возле жилых домов, старые бетонные блоки, торчащую арматуру и много машин, припаркованных, где только можно.
А что с дорогой?
Карла Либкнехта — одна из самых загруженных улиц, и понятно почему: по ней, минуя Карла Маркса, Ленина, выезжают на Советскую и Байкальскую. В часы пик, жалуются автомобилисты, движение по ней затруднено. Водители отмечают, что пробки возникают, в том числе из-за частых ремонтов на сетях, после которых, к тому же, не сразу восстанавливают дорожное полотно.
Чтобы выяснить, когда власти планируют капитально отремонтировать Карла Либкнехта и будут ли в ближайшее время приведены в порядок участки, на которых ранее ремонтировали сети, мы сделали запрос в администрацию Иркутска.
В ответе мэрии говорится, что на Карла Либкнехта распложено множество инженерных коммуникаций: сети водоснабжения, теплоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, основная часть которых имеет большой износ. В связи с этим в течение последних нескольких лет подрядные организации активно проводят «земляные работы, предусматривающие ремонт и реконструкцию существующих инженерных коммуникаций, а также строительство новых сетей. Поэтому капремонт улицы целесообразно и возможно будет провести только после замены всех изношенных сетей».
Разработка проектно-сметной документации на капремонт Карла Либкнехта, согласно ответу администрации, запланирована на 2026 год. В планах — обустроить отдельную полосу для общественного транспорта.
Что касается текущего ремонта, в мэрии пояснили: в 2024 году повреждения на дороге устранят струйно-инъекционным методом; нарушенное благоустройство после проведения аварийных земляных работ на инженерных коммуникациях будет восстановлено летом силами тех, кто проводил ремонтные работы.
***
Итак, комфортной для пешеходов и водителей Карла Либкнехта станет, но не так скоро, как многим бы хотелось. Но и в таком запустении, в каком она местами находится сейчас, улицу оставлять нельзя. Навести порядок и поддерживать чистоту до кардинального ее преображения — вот что необходимо. Ответственность в этом случае лежит не только на властях, но и на местных жителях, представителях бизнеса, которые иногда потребительски относятся к окружающей их магазин/кафе/бизнес-центр территории.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Если честно, это самая отвратительная улица, по качеству дорог и постоянным пробкам!