Зачем Иркутску градостроительный план?
Генеральный план есть у многих крупных городов России, и Иркутск не исключение. По сути, это главный документ города, который определяет вектор его развития на несколько лет вперед. К слову, дискуссии о том, нужен городам генплан или нет, идут уже давно. Дело в том, что на разработку и принятие такого документа уходит несколько лет, то же касается и принятия поправок к нему. Получается, что, когда заканчивается разработка проекта генплана и приступают к его реализации (а мы понимаем, что это небыстрый процесс), то он уже устаревает и содержит неактуальные данные.
Итак, генеральный план Иркутска — это проектный документ, который содержит градостроительное зонирование. Проще говоря, в нем обозначены места, где в городе будут размещены жилые кварталы, где — промышленные и производственные зоны, а где – места отдыха. Причем сделано это таким образом, чтобы соблюсти баланс между застройкой территорий ИЖС и ее обеспечением достаточным количеством школ и детских садов. Также в нем есть информация о развитии в городе инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
К разработке генплана Иркутска приступили в 2001 году. Документ готовили в два этапа: сначала, в 2003 году, разработчики сформировали концепцию. После того, как она прошла общественные обсуждения, ее утвердила городская Дума. Работу над документом завершили в 2006 году.
Зачем нужны поправки в генплан
С 2006 года в генплан Иркутска три раз вносили изменения, и вот в 2021 году приняли решение внести их в очередной раз, так как город развивается и нужны решения в соответствии с новой реальностью — количеством жителей, транспорта и так далее. В настоящее время проект внесения изменений проходит процедуру согласования. В обновленном документе, согласно ответу мэрии на запрос IRK.ru, будут учтены стратегия социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года, схема территориального планирования Иркутской области и зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
За время работы над обновленным документом, а это два года, в комитет по градостроительной политике администрации Иркутска поступило более 240 обращений граждан и заинтересованных лиц. И уже состоялись общественные слушания — необходимая процедура в данном случае, — в которых приняли участие неравнодушные жители. Утвердить проект генерального плана планируется в первом полугодии 2024 года на заседании городской Думы. В нем будет определено направление развития Иркутска на ближайшие 20 лет, то есть до 2043 года.
На сайте городской администрации есть несколько любопытных документов, которые учитывались в подготовке проекта генплана. Среди них — «Концепция пространственного развития города Иркутска до 2040 года», в разработке которой участвовали Иркутское отделение Союза архитекторов России, а также разработки от Института Генплана Москвы и Института территориального планирования «Урбаника». К последним двум больше всего вопросов: их идеи по развитию Иркутска, как города будущего, кажутся трудноосуществимыми и по большей части весьма обобщенными; к тому же, чтобы воплотить в жизнь все, что они предлагают, и двадцати лет не хватит.
Также на сайте можно посмотреть программу комплексного развития социальной инфраструктуры города Иркутска до 2030 года включительно, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска на период 2011-2015 гг. и с перспективой до 2025 года (актуализация на период 2019-2023 гг. и с перспективой до 2030 года) и схему теплоснабжения города Иркутска до 2033 года.
Как будет развиваться Иркутск в ближайшие 20 лет
Согласно проекту документа генплана, в Иркутске будет реализована концепция «компактный город» (характеризуется относительно высокой плотностью застройки и смешанными видами землепользования. — Прим. ред.). Проще говоря, будут развиваться уже застроенные территории города, а не осваиваться новые. Такая концепция, как правило, применяется в городах с острой нехваткой свободной земли. Кроме этого, выбран курс на полицентричность, то есть на создание нескольких «центров притяжения».
Запускаем троллейбусы во все районы города
Животрепещущий вопрос: как избавиться от пробок и разгрузить существующие дороги? Решений предлагается несколько.
Например, в ближайшие несколько лет власти планируют активно заняться развитием муниципального транспорта и его обновлением. Однако, при сохранении трамваев, упор все-таки будет сделан на расширение сети троллейбусных маршрутов, которые к 2043 году должны появиться практически во всех районах города.
Так, троллейбусными линиями планируют связать микрорайоны Ново-Ленино и Иркутск-2 с центральной частью города (Октябрьским и Свердловским округами). Вторая троллейбусная ветка появится от улицы Баумана к проектируемому западному транспортному обходу с новым мостом через Иркут и выходом к улице Сергеева. Еще одна ветка троллейбусного маршрута предусмотрена от улицы Олега Кошевого к проектируемому западному транспортному обходу, а также по проектируемому мосту через Ангару с выходом на Маратовскую развязку и далее по Баррикад и Братской — выход к существующей троллейбусной линии в районе аэропорта «Иркутск».
Запустят троллейбусы и по микрорайону Солнечный с выходом на улицу Ржанова и далее — на Байкальский тракт к улице Ширямова, между микрорайонами Первомайский и Университетский по улице Вампилова в сторону улицы Улан-Баторская, а также на улицах 3-го Июля и Седова.
Развитие же автобусной маршрутной сети предполагается там, где нет возможности организовать троллейбусную контактную сеть (например, в частном секторе). В целом же идет тенденция к сокращению автобусов, особенно на дублирующихся маршрутах, а также к переходу к экологически чистому транспорту (речь о личном транспорте и автобусах с ДВС).
Пересаживаемся на велосипеды и ходим пешком
Есть и другие решения. Так, например, в Иркутске планируют создать инфраструктуру для электросамокатов, велосипедов и пешеходов. До 2043 года протяженность велотрасс, опять же по плану, должна вырасти до 74,5 километра, то есть она должна быть в восемь раз длиннее, чем есть сейчас. На данный момент велодорожки в городе имеют общую протяженность всего 9,3 километра.
Итак, власти предлагают связать Ленинский округ с остальной частью города, и вот как: построить велосипедную дорожку от уже существующей, расположенной рядом с Комсомольским парком, вдоль улиц Авиастроителей, Новаторов, Полярной, Берег Ангары и Главной Кировской с пересечением протоки Иркута, Ангары и выходом к историческому центру. Для пересечения водных преград предусматривается строительство трех пешеходных мостов. Кроме этого, проектом генерального плана предусматривается строительство пешеходных мостов от поселка Мельникова к СНТ «Иркутянин» и через реку Кая к предместью Глазково (в районе спасательной станции). Всего по плану у нас должно появиться 16 велопешеходных мостов.
Но и это еще не все! В плане — строительство двух подвесных канатных дорог через Ангару. Одна — параллельно Академическому мосту, от ледового дворца «Байкал» до улицы Сибирской; вторая — от рощи «Звездочка» до Краеведческого музея на улице Карла Маркса.
Если учесть, что до сих пор местами тротуары в центре-то Иркутска выглядят ужасно, и власти ничего с этим сделать не могут, то планы по созданию комфортной инфраструктуры для велосипедистов и пешеходов в отдаленных районах города выглядят весьма утопично.
Что придумали для автомобилистов
Согласно ответу мэрии, чтобы разгрузить дороги, в Иркутске необходимо сформировать «каркас новых магистральных улиц». Для этого в городе планируют построить два автомобильных моста через Ангару (наконец-то!). Один соединит Свердловский округ с Октябрьским, второй — с выходом на Маратовскую развязку. Также планируют реконструировать существующие дороги с учетом строительства мостового перехода через Иркут, обустроить южный и северные обходы Иркутска и построить новые дороги.
Кроме этого, в Иркутске появится шесть транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) для пересадки пассажиров с междугороднего транспорта на городской. С их помощью власти планируют разгрузить городские дороги. Там же создадут и необходимую социальную инфраструктуру, в том числе кафе, магазины и туалеты.
Итак, ТПУ появятся в районе железнодорожного вокзала; на въезде в Иркутск со стороны трассы Р-255 «Сибирь» (рядом с проектируемым автовокзалом); на улице Полтавской (рядом с проектируемым автовокзалом), на улице Сергеева (рядом с проектируемым автовокзалом); в микрорайоне Юбилейный (рядом с СНТ «Энергетик»); в районе пункта весового контроля на Качугском тракте.
Но и это еще не все. На базе речного порта предусмотрено развитие логистического центра (транспортно-логистические центры предоставляют площади экспедиторским и транспортным компаниям, а также стоянки для грузовых автомобилей. — Прим. ред.) федерального значения.
И все это должно у нас появиться до 2043 года.
А что будет с памятниками культуры и архитектуры в Иркутске?
Их будут сохранять, по крайней мере, то, что от них осталось. Планируют отреставрировать существующие памятники культурного наследия и восстановить утраченные. Причем власти обещают бережно интегрировать новые здания в историческую застройку — как жилые, так и коммерческие. Таким образом они планируют создать «единое пространство, где новое строительство будет фоновой застройкой для объектов культурного наследия». Остается надеяться, что так оно и будет, так как до сих пор соблюдать баланс между историческим наследием и современной застройкой удается не всегда.
Улучшаем жилищные условия и строим соцобъекты
К 2043 году генеральным планом предусмотрено увеличение жилищного фонда до 24 120 тысяч квадратных метров. Если учесть, что по состоянию на конец 2022 года эта цифра составляла 17 832 тысячи квадратных метров, то ежегодно в течение двадцати лет нужно возводить по 309 тысяч «квадратов». По данным опять же 2022 года, на одного иркутянина в среднем приходится по 29,1 квадратному метру, однако через двадцать лет должно быть уже 36 «квадратов» на человека.
Планы оптимистичные и вполне осуществимые, вот только чиновники то и дело говорят о нехватке свободной земли в Иркутске, в том числе и под строительство социальных объектов. И решить эту проблему власти планируют за счет освоения территориальных резервов (земельные участки, бронируемые для пространственного расширения, развития города и увеличения численности его населения. — Прим. ред.); ликвидации аварийного и ветхого жилья; застройки территорий, на которых сейчас находится частный сектор; замены старых «панелек» современными домами.
Что касается социальных объектов, то в генплане предусмотрено строительство школ и детских садов, которых будет достаточно, чтобы решить проблему дефицита мест в школах и детских садах.
До 2030 года в городе построят детские сады, и много — на целых 9400 мест! На минуточку, если в среднем один детский сад рассчитан на 150 мест, то построить придется 62 учреждения, чтобы ликвидировать тот дефицит, о котором идет речь в ответе. Звучит нереально. То же касается и школ. За шесть лет в Иркутске планируют возвести школ на 32 625 мест. Если в среднем одно учреждение будет вмещать даже тысячу учащихся, то у нас появится, как минимум, 32 новых учреждения.
Но и это еще не все. До 2043 года в Иркутске должны построить еще детские сады на 8 530 мест и школы на 17 930 мест.
***
Подводя итоги, можно сказать, что в генеральном плане есть идеи по решению проблем в городе по многим ключевым вопросам. Однако неизвестно, будут ли они реализованы, ведь некоторые из них вызывают сомнения. Чтобы сделать из Иркутска город-мечту, понадобятся значительные средства, а главное – сильное желание чиновников переходить от планов к действиям на благо горожан.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
По «счастливой» случайности я живу на ул. Дальневосточной. Да именно в тех красивых домах которые виднеются с Ангары. Дома стоят тут уже больше 10 лет. А инфраструктуры вообще никакой нет. Отсутствует банально все: начиная от детских садов, я про муниципальные сейчас говорю, заканчивая…