Расскажите о своей работе в качестве депутата. Какие задачи ставят перед вами ваши избиратели и какие проблемы удалось решить, скажем, за последний год?
— Второй Иркутск — большой микрорайон, и его развитие курируют три депутата. Округ №7, депутатом которого я являюсь, включает в себя территорию между улицей Мира и железной дорогой. Задачи, как правило, из года в год одни и те же — благоустройство придомовых территорий, ремонт дорог, взаимодействие с коммунальными службами, поддержание санитарного состояния контейнерных площадок и озеленение. Но в округ также входит и частный сектор, а там свои проблемы — отсутствие освещения и центрального водопровода, гравийные дороги, нехватка детских площадок, — и мы их также постепенно решаем.
Так, на одной из встреч с жителями частного сектора еще в 2019 году поднимался вопрос о строительстве центрального водопровода. Проведя большую работу, нам удалось приступить к решению этой задачи. Совместно с городской администрацией, областным правительством и сетевой компанией «Иркут» сформировали инвестиционную программу. На 2024 год запланировано проектирование магистральных трубопроводов водоснабжения, которые пройдут по двум улицам — Почтамтской и Полтавской; в 2025-2026 годах предполагается реализация проекта. После завершения работ по прокладке труб приступим к ремонту и асфальтированию дорог.
А вы ведь и живете, и работаете на авиационном заводе во Втором Иркутске, получается, знаете округ и его проблемы, так сказать, изнутри?
— Так и есть, и это очень помогает в работе. Мои соседи, коллеги по работе — это мои избиратели, и я, как и остальные жители микрорайона, хочу, чтобы округ развивался и становился только лучше. Это мы и видим: строятся новые жилые комплексы, на месте пустырей появляются места отдыха — и это не может не радовать!
В качестве депутата вы работаете уже не первый созыв, можете поделиться впечатлением о том, как изменился город: что стало лучше, а над чем еще нужно работать?
— В лучшую сторону меняется облик города. Приводятся в порядок уже существующие места отдыха — остров Юность и Комсомольский парк, но также появилось и много новых общественных пространств, причем, не только в центре города, но и в отдаленных районах. За последние несколько лет привели в порядок много километров дорог — и на эти цели направляются большие средства из разных бюджетов. В этом году, например, отремонтировали пять километров дороги на улице Полярной. Активно обновляем парк городского общественного транспорта.
Но нам есть еще над чем работать. Так, остаются нерешенными вопросы, которые требуют гораздо большего внимания и финансирования. Речь идет о строительстве в Иркутске развязок и мостов, которые необходимы, чтобы разгрузить транспортные линии, артерии города. Нужно строить и объезды, чтобы справиться с пробками. Но только за счет городского бюджета, который, к слову, за последние два года вырос практически в два раза, мы не сможем это реализовать.
Город растет: активно строятся жилые дома, возводятся социальные объекты, на дорогах увеличивается количество машин, вместе с тем возрастет и нагрузка на городской бюджет в связи увеличением расходов на содержание новых объектов. То есть с развитием города появляются новые задачи, которые также нужно решать.
Расскажите о работе комиссии по вопросам транспорта, связи и охраны окружающей среды. Какие функции она выполняет?
— Комиссия занимается вопросами транспорта, дорог, а также экологии, то есть осуществляет муниципальный экологический контроль, в том числе за городскими лесами, природоохранными территориями в Иркутске, среди них, например, — Птичья гавань.
В 2020 году городская Дума утвердила муниципальную программу «Развитие транспортной системы». Что и когда изменится в транспортных перевозках/развязках в ближайшее время?
— В следующем году город получит дополнительно 80 новых автобусов, которые будут работать на маршрутах общественного транспорта. Также в рамках этой программы предусмотрено строительство, в том числе, и новых автомобильных развязок; сейчас идет проектирование Лермонтовской развязки, которая значительно разгрузит Иркутск. Более того, сегодня идет корректировка генплана города, в который будут внесены изменения, принятые по муниципальной программе «Развитие транспортной системы», и касаются они строительства развязок, расширения магистралей и так далее.
Муниципальной программой «Развитие транспортной системы» предусмотрено строительство транспортных узлов, которые должны будут снизить нагрузку на центр города со стороны междугородних автобусов. На сегодняшний день порядка 180 маршрутов заезжают в центр с разных трактов, и, чтобы этого не происходило, запланировано строительство транспортно-пересадочных узлов при въезде в Иркутск с разных сторон. Для этого сейчас идет работа по выделению площадок, организации инфраструктуры вокруг них и по созданию новой маршрутной сети в городе.
Уже не первый год в мэрии обсуждается необходимость введения в центре Иркутска платных парковок, но дальше дискуссий дело не идет, почему?
— Некоторые крупные города уже пошли по такому пути, чтобы разгрузить свои центры, и мы со временем тоже к этому придем. Количество транспорта на улицах Иркутска увеличивается каждый год, но ведь центр никак не перестроить, ширину улиц не изменить, поэтому нужно искать другие варианты; введение платных парковок — это одна из мер, с помощью которой можно будет регулировать транспортные потоки. В этом случае у водителей будет два варианта: ехать в центр на автомобиле и платить за парковку или доезжать, скажем, до Глазковского моста, оставлять машину, а дальше уже ехать на общественном транспорте.
В последнем случае общественный транспорт должен быть хорошо развит, а у нас, если муниципальный транспорт обновляется, то автобусы частных перевозчиков оставляют желать лучшего. Как считаете, может ли сегодня муниципальный транспорт заменить частных перевозчиков — вообще такое обсуждается в администрации?
— Несколько лет назад, когда частные перевозчики не вышли на маршруты, мы обсуждали такую возможность. Но вместе с тем мы понимаем, что, во-первых, должна быть альтернатива, во-вторых, мы не можем лишить людей возможности работать и зарабатывать. Что касается состояния автобусов, то нужно менять систему взаимодействия с частными перевозчиками: сейчас мы переходим на брутто-контракт (договор между заказчиком, как правило, городом, и перевозчиком), в котором будет прописано, в том числе, допустимое состояние автобусов для перевозок людей. Сейчас же действует уведомительная система, когда перевозчик покупает автобус и направляет в мэрию уведомление об этом — все, что требуется от него для выхода на маршрут.
Также надо пересматривать уровень тарифов на проезд в общественном транспорте. У нас в Иркутске очень низкая стоимость проезда, ниже, чем в соседних городах и даже регионах. Между тем, каждый год растет стоимость бензина, как и инфляция. Мы сильно отстали от фактической индексации тарифа, поэтому плату за проезд надо повышать — без этого заставить перевозчика приобрести новый автобус очень сложно.
Качество окружающей среды включает в себя несколько параметров. Оценивая их, можно ли сказать, что в Иркутске благоприятная среда?
— К сожалению, нет. Назвать Иркутск чистым городом нельзя. Среди основных причин загрязнения воздуха — выбросы от большого количества транспорта и нецентрализованные теплоисточники. Речь идет о котельных в поселке Жилкино, в микрорайоне Второй Иркутск, в предместье Рабочее. В последнем случае после завершения строительства теплового луча котельные выведут из строя.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Округ №7, депутатом которого я являюсь, включает в себя территорию между улицей Мира и железной дорогой. Задачи, как правило, из года в год одни и те же — благоустройство придомовых территорий, ремонт дорог, взаимодействие с коммунальными службами, поддержание санитарного состояния контейнерных…