В октябре 2023 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров на встрече с президентом Владимиром Путиным рассказал, что на роботизацию производства в России выделили 300 миллиардов рублей. Это беспрецедентный объем для отрасли, который говорит о том, что предприятия активно стали использовать робототехнические системы. Рост уровня роботизации – это факт. И он подтверждается опытом компании CRP (CROBOTP) сделавшей промышленную роботизацию доступной для малого и среднего бизнеса.
— Как филиал CRP-Сибирь мы работаем уже более трех лет. Также наша компания известна с 2014 года как «ЭКОСВАР». Мы занимаемся роботизацией производств и имеем не один десяток успешно реализованных проектов. Цель любой автоматизации – уйти от монотонного ручного труда. И внедряя данные системы, можно кратно повысить производительность, а также качество готовых изделий. В большинстве случаев это сварка металлоконструкций, изделий из металла, шлифование, фрезерование, перемещение продукции с конвейера, укладка на паллеты, — рассказывает Игорь Буторин. — Сейчас набирает обороты внедрение роботов в сфере покраски. Робот помогает обеспечить равномерное стабильное качество и тем самым свести к минимуму человеческий фактор.
Роботизация востребована не первый год, но ее резкий рост обусловлен многими причинами. Во-первых, это, конечно, вопрос о повышении производительности того или иного процесса. Многие зарубежные бренды ушли, и на их места выходят отечественные аналоги. Объемы производства сильно растут.
И вторая причина — на предприятиях катастрофически не хватает рабочих. Поэтому во многом руководства вынуждены прибегать к роботизации, чтобы обеспечить хотя бы текущий объем производств.
— Если говорить про сварку, то сварщиков не хватало раньше и не хватает сейчас. Специальность высокооплачиваемая, но не популярная. Молодежь не хочет работать в цехах. Между тем, думаю, каждый производственник знает, как сложно найти не только сварщика, но и токаря, слесаря и даже грузчика. Людей физически не хватает. Вынужденно начинаешь смотреть в сторону роботов. Но тут другой момент: у многих есть страх, что вот возьмут сварочного робота, и человек потеряет работу. Но это не так! — говорит Игорь Буторин.
Робот еще не обладает искусственным интеллектом. Он программируется оператором, без человека машина не будет работать. При этом один сотрудник может управлять несколькими роботами. Это возможность масштабировать навыки одного работника на несколько постов. В итоге специалист не остается без работы — он становится оператором: пишет программу и следит за всеми манипуляциями машины.
Использование роботов помогает создавать более комфортные условия труда. Если снова вернуться к сварке, то она оказывает крайне негативное воздействие на здоровье человека: излучение, вредные пары воздуха. Есть также опасные производства, где сотрудникам ежедневно приходится работать с токсичными веществами или материалами. Внедрение робота может многократно снизить уровень вредного воздействия на организм человека.
Если говорить о перемещении продукции, то по трудовому законодательству есть ограничения на максимальный вес, поднимаемый человеком за рабочую смену. И для работодателя это проблема. Робот-паллетировщик, например, может переставлять упаковку с продукцией с конвейера на паллет, и в итоге помогает уйти от данных ограничений.
Сейчас объемы производства в России растут, и перечисленные проблемы рынка далеко не единственные причины повышения спроса на робототехнические системы.
— Если раньше приобретение робота могли себе позволить только крупные игроки, то сейчас применение робота становится доступной необходимостью. И заслугой нашей компании стало предложение готовых решений подъемных по цене и с достойным уровнем сервиса. За три года работы по России реализовано более 300 проектов. И в первую очередь это предприятия малого и среднего бизнеса, — отмечает главный инженер.
CROBOT или сокращенно CRP – это китайский завод — производитель промышленных роботов. Завод входит в число лидеров китайского рынка и уже более 20 лет производит оборудование роботизации.
— Обычно это стандартная роботизированная ячейка, в которую входит шестиосевой робот-манипулятор, сварочное оборудование в случае сварки, либо другое в зависимости от задачи (захват для перемещения, шпиндель для фрезерования), шкаф управления, пульты обучения и управления, — объясняет Игорь Буторин. — Если заказчику требуется какая-либо нестандартная техника под конкретные задачи, то мы делаем такое оборудование под заказ.
Функционал, мощность, размер роботов могут быть разными. Есть роботы сварочные. Они оснащаются сварочным оборудованием для MIG/MAG, TIG или лазерной сварки. Есть роботы для плазменной и лазерной резки. Используются роботы грузоподъемные для перемещения грузов. Есть и такие, которые можно поставить на стол, и он будет аккуратно перемещать пробирки с места на место, либо что-то фасовать.
— Мы реализуем проекты по всей Сибири и Дальнему Востоку. Офис филиала находится в Иркутске. Здесь же у нас демозал, где клиенты могут ознакомиться с роботами CRP, а также произвести тестовую сварку своего изделия. В Иркутской области не так много крупных производств, зато есть малые предприятия, кто производит серийную продукцию и активно смотрит в сторону роботизации. У нас получило распространение использование промышленных роботов в производстве детского спортивного инвентаря, мебели, операций фрезерования мягких поверхностей. В Алтайском крае, например, существенную долю наших клиентов занимают производители оборудования сельхоз назначения. В Приморье преимущественно производители металлоконструкций для сферы строительства. Назначение и сферы деятельности применения робота самые разные — все зависит от потребности клиента.
Игорь Буторин отмечает, если вы решили внедрить робота, нужно понимать, что ваше производство выполняет несколько условий:
- главное — это наличие серийности. Если есть серия (сварка серийных изделий или серийная операция), то робот применим. Если каждое изделие/операция уникальна, то применение робота нецелесообразно, так как будет уходить много времени на настройку;
- если говорить о сварке, то еще одним важным условием для использования робота будет качество подготовительного этапа. Робот работает непрерывно, как и любая автоматизация, и он не увидит, что величина зазора между изделиями может сильно меняться. Для робота, поясняет инженер, важна высокая точность, потому что они изначально запрограммированы на повторяемость движений. Большие погрешности могут привести к некачественному результату. Поэтому покупка робота всегда оборачивается обновлением технологического процесса так или иначе.
— В год в России суммарно продается не более 500 роботов. А, например, в Китае более 250 000 штук — нам есть, куда расти. Пока сталкиваемся с тем, что люди боятся роботизированного управления, у них нет понимания, как это работает. Хотя при сдаче каждого проекта мы проводим подробный инструктаж сотрудников и порой овладеть основам управления роботом можно всего за три дня, — говорит Игорь Буторин.
В компании есть своя программа обучения, и задача компании не только объяснить, какие элементы входят в комплекс и как они работают, но и стремиться к тому, чтобы оператор сам научился управлять и настраивать робота.
— Для нас нет цели привязывать клиента к себе, как это было принято на рынке ранее. У компании слишком много проектов по стране, и с такой привязкой можно разорваться на дальнейшем обслуживании, — объясняет главный инженер. — Клиенты покупают робота как шуруповерт — когда-то давно шурупы крутили руками, потом появился шуруповерт. Так и с роботом. Раньше варили руками, а теперь с помощью робота. На производстве, где внедряем робота, как правило, нам дают человека, который, кроме ручного сварочного аппарата, в руках ничего не держал. Объясняешь: ты же в компьютерные игры играл? На клавиатуре что-то набрать и написать можешь? Да. И оказывается, что всё достаточно легко. Если человек понимает, что такое сварка, как ведет себя дуга, то перейти на робота становится не сложно. Человеку не требуется иметь навыки программирования. Функционал настроек достаточно простой и понятный.
Благодаря роботам производительность труда возрастает существенно. Есть клиенты, у которых результат увеличился в 5-7 раз. Некоторые отмечают, что объем выпуска продукции не изменился, но выросло качество.
— Например, клиенту необходимо сварить элемент сельхозтехники для внесения удобрений в землю. На одну единицу техники условно необходимо сварить 50 колёс, — показывает Игорь пример сварочного шва. — Раньше этот объем делали вручную три человека за 2-3 дня. Сейчас робот варит это за одну смену — 8 часов. При этом робот не ходит на обед и в отпуск. Другой пример от клиента по сварке ограждений: до применения робота заказ выполнялся на семь дней, с роботом — за один. Это колоссальное ускорение.
— Если сравнивать ручной и роботизированный труд, то, конечно, роботом быстрее в два раза выходит, да и качество лучше. Конечно, есть, например, опытные сварщики, которые могут посоревноваться с роботом по времени, но здесь вопрос именно высокого стабильного качества. Ну и конечно, никак не получится «клонировать этого сварщика» и таким образом увеличить производительность. Зато этот же сварщик, управляя роботом может дать результаты намного выше ожидаемых.
Для того, чтобы узнать подробнее о роботизированных системах компании CROBOTP и их внедрении в производство, обращайтесь в Иркутский филиал CRP-Сибирь — мы всегда на связи!
Иркутский филиал CROBOTP
Адрес Байкальская, 277А, офис 8, 10
Телефон: 8 (3952) 745-543 и 8 800 201-57-43
Сайт: ecosvar.com
Реклама
Фото Маргариты Романовой
ООО «Экосвар»
erid: LdtCKQgxC
*сироботпи
**достоверность информации подтверждена на момент выхода материала
Какие роботы, пока мужик с лопатой и т. д. дешевле обходится!