Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Без квартиры и с ипотекой. Семья из Иркутска проиграла суд пациенту психбольницы

Без квартиры и с ипотекой. Семья из Иркутска проиграла суд пациенту психбольницы

Два года назад семья Деменковых купила квартиру в ипотеку. А в 2022 году супруги узнали, что в ней 12 лет назад было совершено убийство, и впоследствии она была незаконно продана. Теперь, по решению суда, семья должна съехать с квартиры, продолжая при этом выплачивать ипотечный кредит в три миллиона рублей. В том, что произошло, разбиралась журналист IRK.ru.

Покупка небольшой «двушки» на бульваре Рябикова в Иркутске стала одним из самых счастливых моментов в жизни молодой семьи Деменковых — Славы и Ольги. Ведь они встали на ноги, сами накопили на первоначальный взнос по ипотеке, беря любые подработки, отпраздновали новоселье и вот, наконец-то, смогут завести детей. Но все их мечты разрушил стук в дверь: в конце 2022 года оперуполномоченный отдела полиции №2, появившись на пороге их квартиры, сообщил, что это жилье принадлежит другому человеку, а они находятся в ней незаконно. А еще через несколько недель Деменковы получили повестку в суд и вскоре узнали, что в их квартире было совершено жестокое убийство.

Свое жилье

Ольга родилась в селе Азей Тулунского района. После окончания школы переехала в Иркутск учиться. Получив диплом университета, пошла работать, встретила Славу. Ему сразу понравилась девушка, и вскоре они поженились. Сняли квартиру и стали налаживать быт, мечтая о своем жилье. Рассчитывать им приходилось только на себя. Родители Славы их поддерживали, но помочь с решением квартирного вопроса не могли: отец после выхода на пенсию лишился жилья, пришлось взять ипотеку на маленькую «однушку»; мать продолжает работать в детской поликлинике. Чтобы накопить на первоначальный взнос, Слава и Ольга трудились на нескольких работах, и вот, по прошествии почти пяти лет, необходимая сумма была у них на руках, и они стали искать подходящую квартиру.

Ольга и Слава Деменковы
Ольга и Слава Деменковы

— Знаете, — задумчиво говорит Ольга, — мы ведь так тщательно рассматривали каждый вариант на сайте объявлений — чтобы и квартира понравилась, и цена была приемлемой, и чтобы юридически она была чистой. Первый раз мне ее показал риелтор, которого наняла продавец Оксана К. Когда мы с ней лично встретились, она показалась милой женщиной. Тогда она нам кратко пояснила, что на работу ей добираться отсюда далеко, поэтому и продает квартиру.

Продавец предоставила все необходимые бумаги: правоустанавливающие документы, паспорт, выписку из ЕГРН, отчет об оценке квартиры и две справки — об отсутствии прописанных в ней лиц и задолженностей за коммунальные услуги. Чтобы подстраховаться, семья отправила их юристу, который, посмотрев их, сказал — все в порядке. На квартире было обременение по ипотеке, но Деменковы брали кредит в том же банке, что и собственник, поэтому проблем не возникло: проще говоря, одну ипотеку закрыли другой.

Чтобы не платить налоги, продавец попросила Деменковых оформить сделку двумя договорами: один — основной, другой — на неотделимые улучшения. Они обратились за консультацией к риелтору, затем проконсультировались с банком, в котором брали кредит, — все сказали, что ничего страшного в этом нет, так многие делают, и дали добро.

Квартиру купили, отпраздновали переезд и стали обустраиваться.

Убийство в квартире

В октябре 2022 года, к Деменковым пришел оперуполномоченный, чтобы узнать, на каком основании Слава и Ольга находятся в квартире. После того как Слава показал паспорт и сообщил, что купил квартиру, полицейский пояснил: здесь несколько лет назад Олег И. убил свою мать, мужчину поместили на лечение в психиатрическую больницу, вскоре его должны выписать, иными словами, это его жилье, и он здесь прописан.

— Меня чуть удар не хватил, когда я об этом услышал, — вспоминает Слава. — Рассказал жене. Мы были в панике, так как не знали, что дальше будет. Ольга позвонила в полицейский участок, еще раз поговорила с этим оперуполномоченным, но никакой новой информации он ей не сказал, а на все вопросы кратко отвечал: «Разбираемся».

А через несколько недель семья поучила повестку в суд, куда их вызывали в качестве ответчиков по делу о незаконной продаже квартиры в 2020 году. Тогда же по факту мошенничества было возбуждено уголовное дело, Олега И. признали потерпевшим по факту хищения его жилья.

Суд идет

На первом судебном заседании стало известно, что с иском в суд обратился Олег И., который требовал восстановить его право собственности и вернуть ему квартиру. Интересы мужчины представляло медучреждение, в котором он на тот момент проходил стационарное лечение, сам лично он в судебном процессе не участвовал. В качестве ответчиков пришли Слава с Ольгой и представители банка, в котором Деменковы взяли ипотеку. По этому делу ответчиками проходили еще несколько человек: Оксана К., Ольга Щ., Алексей Х., но они не явились.

Понимая, что дело серьезное, Деменковы заняли денег и наняли адвоката. Им предстояло доказать в суде, что они не имеют отношения к махинациям с квартирой, а значит, являются добросовестными покупателями. Также они подали встречный иск о признании Олега И. недостойным наследником из-за убийства матери. «После первого заседания мы сразу позвонили Оксане К., которая продала нам квартиру, объяснили ситуацию, и уже на следующее заседание она пришла со своим адвокатом, она также подала встречный иск, чтобы и ее признали добросовестным покупателем», — вспоминает Слава.

На следующем заседании Деменковы узнали страшные подробности гибели женщины в их квартире, а также стало известно о цепочке незаконных переходов прав собственности. Согласно материалам суда, Валентина Т. с сыном Олегом И. заехали в эту квартиру в 2007 году по договору соцнайма, в 2009 году они ее приватизировали. 18 декабря 2011 года Олег утопил свою 82-летнюю мать в ванне. В течение нескольких месяцев после убийства мужчина находился в своей квартире под подпиской о невыезде. В мае 2012 года Свердловский районный суд Иркутска освободил Олега И. от уголовной ответственности и направил на принудительное лечение в ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница №1». В 2017 году Олега И. выписали и направили на дальнейшее лечение в психиатрический стационар ИОПБ №2, где он сейчас и находится.

— После того как мы узнали, что произошло в нашей квартире, я боялась одна в ней оставаться, в ванну не могла зайти, к родителям Славы ездила после работы принимать душ. Психологически тяжело было. Если бы продавец нам рассказала об убийстве — а на суде мы узнали, что ей это было известно, — мы бы не купили эту квартиру и не оказались в такой ситуации. Потом сходили в церковь, поставили свечку за упокой погибшей женщины, и со временем стало легче в квартире находиться, — говорит Ольга.

На том же заседании стало известно, когда квартира была незаконно продана.

Через девять лет после трагедии 18 мая 2020 года в Росреестре был зарегистрирован переход права собственности на основании договора купли-продажи. Согласно договору купли-продажи, Валентина Т. и Олег И. продали квартиру некому Алексею Х. Через 11 дней Алексей Х. продал жилье некой Ольге Щ. за 1,9 миллиона рублей, а 8 сентября 2020 года Ольга Щ. продала квартиру Оксане К. за ту же стоимость. 9 февраля 2021 года Оксана К. продала ее Деменковым — таким образом, Ольга и Слава стали четвертыми покупателями. Все переходы собственности были зарегистрированы в Росреестре.

В суде Оксана К., которая продала квартиру Деменковым, рассказала, что на момент покупки квартиры была уверена — с жильем все нормально. Однако, когда женщина начала делать ремонт, случайно узнала от соседей об убийстве. Позднее, испугавшись, что не сможет продать квартиру, она попросила их не рассказывать потенциальным покупателям об этих страшных подробностях. После этого она решила еще раз проверить все документы и самостоятельно запросила справку о прописанных в квартире людях, и в ней был указан Олег И. Это означало одно: на сделке продавец предоставила ей «липовую» справку. Женщина смогла через суд выписать Олега И., что удалось без каких-либо проблем, а потом сразу же занялась продажей квартиры.

— Судья выписал Олега И., даже не проверив его личность — кто он, где находится и почему, прожив в квартире несколько лет, он вдруг пропал, — недоумевает Ольга.

В Росреестр мошенники предоставили договор купли-продажи, который был заверен у нотариуса Татьяны О. и зарегистрирован в реестре под номером 38/76-н/38-2020-2-2598. Поэтому в качестве свидетеля в суд вызвали нотариуса. Женщина пояснила, что «сделка между Валентиной Т., Олегом И. и Алексеем Х. ею не удостоверялась, они к нотариусу не обращались, бланка единого образца 38 АА№3105520 в производстве не было и нет». Больше к ней вопросов у суда не было.

Чтобы Олега И. признали недобросовестным наследником, Деменковым нужно было доказать, что тот мог убить мать из-за желания завладеть квартирой, а значит, понимал, что делал. Однако 12 мая 2012 года, после убийства женщины, судебно-психиатрическая экспертиза показала: мужчина «в силу своего психического состояния на момент инкриминируемого ему деяния не мог осознавать (…) опасность своих действий», а значит, и корыстного умысла у него не было.

Соседи, которые выступили свидетелями, рассказали, что у Олега И. и его матери были непростые отношения: они ссорились, женщина часто ходила в синяках, также он выгонял ее в подъезд, однако женщина любила и жалела сына, поэтому никуда не обращалась. Но и эти показания, как потом окажется, не повлияют на решение суда.

В суде врач-психиатр ОГКУЗ ОПБ №2 рассказал о состоянии Олега И. Так, согласно его показаниям, мужчине давно, еще до трагедии в 2011 году, был поставлен диагноз «шизофрения», и с тех пор он лечился амбулаторно. На данный момент мужчина является психически стабильным и при выписке будет проходить амбулаторное лечение по месту жительства. Также специалист рассказал: больнице стало известно, что пациент лишился квартиры и ему некуда идти, только когда его нужно было выписывать, то есть в мае 2022 года. «Разговоров про квартиру у него не было, после он (Олег И.) объяснил, что у него есть квартира, назвал ее адрес, больница сделала запрос, и выяснилось, что он уже не собственник», — сообщил врач.

8 сентября 2023 года состоялось последнее заседание, на котором суд огласил свое решение. Иск Олега И. был частично удовлетворен, Деменковых и Оксану К. признали недобросовестными покупателями. Это значит, что Слава и Ольга теперь должны съехать с квартиры, продолжая выплачивать за нее ипотеку, которую они взяли на 18 лет. Так как квартира по решению суда больше не принадлежит Деменковым, а значит, не может быть залогом в ипотечном кредите, то существует вероятность, что график платежей будет пересмотрен, и погасить долг семье придется раньше срока.

Суд отказал в удовлетворении иска Деменковых о признании Олега И. недостойным наследником. Из материалов суда: «суд не может установить умышленность в действиях Олега И., который не понимал значения своих действий».

Несмотря на возбуждение уголовного дела и судебное расследование, вопросов остается больше, чем ответов. Почему не обеспечили сохранность квартиры, не наложив арест на нее? Как мошенники узнали, что мать мертва, а сын в больнице? Почему Росреестр не проверил подлинность документа и номер договора, который якобы зарегистрировала нотариус?

— Мы понимаем, что Олег И., как и мы, стал жертвой мошенников, — говорит Ольга. — Но почему мы должны нести ответственность, а не те люди, которые допустили это? Это несправедливо, мы ведь также не виноваты в этой ситуации! Что нам сейчас делать? На улицу идти? У нас нет денег на съемную квартиру, нам нужно платить ипотеку. Юристы нам советуют признать себя банкротами, но как мы дальше будем жить — скитаться? Нам ведь еще одну ипотеку в этом случае не дадут.

Кто виноват в произошедшем?

Чтобы разобраться, кто несет ответственность за сохранность имущества пациентов, находящихся на принудительном лечении в больнице, IRK.ru направил запрос в министерство здравоохранения Иркутской области, а также в региональное министерство социального развития, опеки и попечительства. Также журналист сделал запрос в Росреестр, чтобы узнать, каким образом проверяется информация, предоставленная гражданами для переоформления права собственности.

На момент выхода статьи ответ пришел только от регионального минсоцразвития. В документе за подписью заместителя министра Татьяны Плетан говорится, что министерство не осуществляет контроль за сохранностью имущества дееспособных граждан, помещенных по решению суда на принудительное лечение в психиатрическую больницу: «В органах опеки и попечительства Иркутской области на регистрационном учете граждан, признанных судом недееспособными, Олег И. не состоит». Согласно статье 313.1 УК РФ, меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения в таких случаях принимаются судом.

Как сообщили журналисту IRK.ru в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области, уголовное дело, возбужденно в ноябре 2022 года по факту мошенничества, приостановлено. На данный момент не удалось установить виновное лицо.

UPD 27.10.2023: На вопрос журналиста IRK.ru, должны ли сотрудники Росреестра проверять подлинность бланка и регистрационного номера договора купли-продажи, заверенного у нотариуса, в управлении Росреестра по Иркутской области пояснили: такая возможность у сотрудников Росреестра появилась только с 29.12.2020, когда заработал сервис на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.

Помимо договора купли-продажи, на этом ресурсе при помощи QR-кода, который размещается в правом нижнем углу документа, можно проверить подлинность и нотариально заверенных договоров ренты, залога, завещания, брачные договоры, наследственные договоры, соглашения об уплате алиментов, согласия супругов на отчуждение имущества.

Также в ответе говорится, что правовую экспертизу осуществляет государственный регистратор прав, то есть Росреестр. С 29.06.2022 года Росреестр и МФЦ перешли на безбумажный документооборот, однако все электронные документы проходят такую же правовую экспертизу, какую и бумажные.

Сотрудники МФЦ при приеме документов для осуществления услуг Росреестра удостоверяют личности заявителей, изучают представленные документы на наличие в них недостатков, препятствующих приему, и только при их отсутствии принимают документы. Сотрудник МФЦ несет ответственность также за соответствие созданных электронных образов документов их бумажным оригиналам.

Копия судебного решения находится в распоряжении редакции.

Маркова Анастасия, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Трололо 27 июня 2024 в 08:27

    Ну что, история чем закончилась?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля