Пройдя через Аллею двух святителей, на которой расположены информационные стенды, посвященные жизни и деятельности святителей Иннокентия Вениаминова и Иннокентия Кульчицкого, мы подошли к храму. Его территория со стороны сквера огорожена каменным забором с нарядной аркой, которые сохранились практически в первозданном виде с 18 века. При входе нас встречает секретарь Иркутского епархиального управления отец Стефан, который и провел экскурсию по монастырскому комплексу.
Комплекс включает в себя несколько старинных зданий, которые находятся в разном состоянии, часть из них восстановлена. Среди них — Знаменский храм, корпус с кельями, иконописная мастерская и игуменский корпус (игумен — духовный сан в Православной церкви, настоятель (руководитель, начальник) православного монастыря. — Прим. ред.), в котором до установления советской власти находились игуменские покои и кельи должностных лиц женского монастыря. Сейчас в бывшем игуменском корпусе располагается епархиальное управление и резиденция митрополита. Рядом восстанавливается другое историческое здание, в котором после реконструкции разместится епархиальное управление, а в первом, как и прежде, будет располагаться игуменский корпус.
Территория Знаменского монастыря большая, однако, сейчас она меньше, чем была изначально: дело в том, что не все исторические постройки, принадлежавшие монастырю до установления советской власти, были возвращены Иркутской епархии в конце 90-х годов — часть из них до сих пор принадлежит частным лицам. Например, здание, в котором когда-то находилась школа-приют для девочек, сейчас стоит за забором храмового комплекса, и в нем располагаются офисы, однако, как надеется отец Стефан, однажды оно также будет возвращено епархии и восстановлено.
Здесь же находятся и несколько сооружений, возведенных уже в середине 20 века, которые были приспособлены под гаражи. Отец Стефан отмечает: одноэтажные постройки советского времени планируется снести.
На территории монастыря находится некрополь. Дело в том, что с конца 18 века здесь стали хоронить не только священнослужителей, но и известных и богатых людей Иркутска. Однако к моменту закрытия монастыря в 1934 году некрополь практически сравняли с землей, и большинство могил было уничтожено, хотя позже удалось найти и восстановить наиболее значимые захоронения. Среди них — могила купца, первопроходца и основателя Российско-Американской компании Григория Ивановича Шелихова. По заказу его супруги на могиле в 1795 году был установлен мраморный памятник, изготовленный в Екатеринбурге, на котором высечены эпитафии поэтов Гаврилы Державина и Ивана Дмитриева. Памятник, который был установлен, по тем временам был дорогим – он стоил 11 тысяч 760 рублей, как написано на нем самом.
— Не все горожане положительно тогда отнеслись к тому, что Григория Ивановича Шелихова решили похоронить за алтарем. Правящему тогда иркутскому архиерею пришлось даже писать в Петербург с просьбой согласовать захоронение, и он получил разрешение, — рассказывает отец Стефан. – Впоследствии отчасти именно благодаря могиле Шелихова удалось сохранить храм. В 30-х годах, когда встал вопрос о его сносе, иркутские краеведы встали на его защиту, заявив, что памятник является неотъемлемой частью монастырского комплекса, а значит — и храм, и монастырь необходимо сохранить.
Также здесь покоятся два иркутских епископа: Иннокентий Нерунович (1732—1747), останки которого перезахоронили на территории Знаменского монастыря после затопления Братского водохранилища, и Иоанн Смирнов (1912–1916), который изначально был похоронен на территории Богоявленского собора, а с 1949 года его останки покоятся здесь. Рядом находятся могилы декабристов и княгини Екатерины Ивановны Трубецкой с детьми Софией, Владимиром, Никитой. Здесь же находится могила писателя Валентина Распутина.
— Памятники были сдвинуты, к тому же в конце 20-х годов чугунные решетки и металлические таблички были украдены, их восстановили уже позже. Поэтому не все надгробья находятся сейчас на своих местах, — поясняет отец Стефан.
На территории монастыря есть надгробие в виде белого дерева с обрубленными ветвями, установленное на могиле почетного гражданина Иркутска В.Ф. Колыгина. Памятник означает пресечение рода: у Колыгина были только дочери.
Женский монастырь
Знаменский монастырь — единственный, к тому же действующий, женский монастырь в Иркутской области, и сейчас монашеская жизнь здесь постепенно возрождается. С 30 августа 1960 года Знаменский монастырь находится под государственной охраной.
Возле корпуса с кельями нас встретила старшая монахиня Иулиания (Новидонская), которая исполняет обязанности игуменьи. Она рассказала, что люди приходят в монастырь по самым разным причинам, но остаться здесь можно только из-за любви к Богу, и таких немного. Да и стать монахиней сразу не получится, для этого нужно пройти определенный путь: женщина приходит в монастырь как трудница и сначала помогает по храму, например, на кухне или следит за территорией монастыря, участвует в уборке храма, посещая при этом все службы. Через три года она становится послушницей, а спустя еще несколько лет — монахиней.
— Монашество — это смирение, к этому нужно прийти, — поясняет матушка.
Сейчас в монастыре находятся пять монахинь, среди них монахини Нонна и Дорофея, которые живут здесь более двадцати лет; еще несколько сестер — на послушаниях в подворьях в других храмах области (Братск, Листвянка, Порт Байкал). Матушка немногословна, но мне удалось узнать, что она стала монахиней после смерти мужа-священника. Также сестра Иулиания рассказала об укладе жизни, которому ежедневно следует Знаменский монастырь: каждый день монахини совершают Божественные Литургии, исполняют келейное правило, читают священные тексты и трудятся на благо монастыря. Их день начинается с утренней молитвы и заканчивается акафистом. Четкий распорядок дня и молитвы – это необходимые условия для духовного преуспеяния монахинь.
Монахини живут в кельях, внутрь которых нам заходить нельзя. В небольших комнатах стоят кровати, над которыми висят иконы. У каждой монахини в монастыре есть свои послушания, то есть обязанности, которые распределяются по способностям и состоянию здоровья сестер. Однако все-таки больше всего времени монахини уделяют молитвам, которые занимают семь-восемь часов в день.
Монастырь был построен в 1689 году и первоначально состоял из двух деревянных зданий, в которых находились кельи. Первой настоятельницей стала игуменья Акилина, которая управляла монастырем 40 лет. За этот период монастырь расширялся, количество построек увеличивалось, выросло количество монахинь и желающих присоединиться к обители. Но места всем не хватало, и встал вопрос о расширении. В 1872 году на средства благотворителей были построены трапезная, амбар, двухэтажный каменный корпус с хлебопекарней и келарней на первом этаже, с рукодельной и золотошвейной мастерскими — на втором. В 1886 году был построен двухэтажный корпус с кельями, а чуть позднее — свечной завод, больница и образцовая школа для девочек, был открыт и сиротский приют.
В начале 20 века в Знаменском монастыре проживало уже 240 монахинь, послушниц и инокинь, а в приюте — 44 девочки. Территория монастыря на тот момент составляла 4,5 гектара.
С установлением новой власти в 1920 году монастырь заняли советские войска, и монахинь согнали в одно помещение. Затем постройки монастыря были переделаны под общежитие, в одном из корпусов монастыря временно разместили школу-интернат для глухонемых детей. На территории обители построили сцену и устраивали представления для местных жителей, а также проводили собрания партийных профсоюзов.
Несмотря на то, что юридически монастыря уже не существовало, сестры оставались на месте и продолжали бороться за право жить в нем. Они писали жалобы в Москву, создавали трудовые артели, вступали в профсоюзы. Благодаря их стараниям, а также поддержке горожан Иркутска, он просуществовал вплоть до 1929 года, когда большую часть сестер все-таки изгнали из монастыря. 17 июня 1934 года постановлением президиума Восточно-Сибирского крайисполкома Знаменскую церковь официально закрыли, а монастырскую территорию отдали под строительство Иркутского аэрогидропорта.
За все время существования монастыря его возглавляли 22 настоятельницы — женщины из разных сословий, с разным уровнем образования и воспитания. Среди них были вдовы, крестьянки, дочери чиновников, мещанки и представители купеческих династий.
На данный момент восстановлен один келейный корпус, в котором живут монахини, рядом находится второй, точнее, то, что от него осталось, — а это только полуразрушенные стены из кирпича.
Знаменский храм
Величественный белокаменный Знаменский храм возвели в конце 17 века в одно время с монастырем. Изначально небольшая двухпридельная церковь была деревянной — ее перестраивали дважды, и после того, как она обветшала в очередной раз, в 1760 году возвели каменный храм. Строительство начали на деньги купца Ивана Бичевина, а закончили за счет собственных средств. Первоначально в храме было два придела — в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Чудотворца, позднее пристроили еще два — в честь Преображения Господня и в честь образа Казанской иконы Божией Матери, где сейчас в будние дни проходят богослужения.
В 1830-м при игуменье Иларии к храму пристроили паперть. Дату постройки удалось установить при реставрации церкви, когда при ремонте фасада под слоями штукатурки нашли памятную надпись с информацией о ее возведении.
В 1928 году колокольню храма разрушили, выбили стекла и сломали печи, однако священнослужители не покинули храм, а продолжали проводить богослужения. В 1934 году храм все-таки закрыли. Православная община пыталась отстоять храм, но безрезультатно: в стене храма пробили дыру, сломали перегородки — особенно пострадали боковые приделы, и храм превратили в ангар для ремонта самолетов.
В 1945 году Знаменский храм и еще две церкви, Крестовоздвиженскую и Михаило-Архангельскую, вновь открыли и приступили к восстановлению монастыря и храма. Вернули первоначальный облик фасаду здания, заново отстроили колокольню, повесив небольшие колокола, так как тогда, даже после официального открытия храма, большие не разрешалось вешать; возвели стены, воссоздали фрески, установили иконостасы и расписали стены. И на несколько десятилетий (с 1948 до 2012 года) этот храм стал главным кафедральным собором Восточной Сибири и Дальнего Востока, с 2021 года основным храмом стал восстановленный Богоявленский собор, как это было исторически, а Знаменский стал приходским и монастырским храмом.
В храме находится главная святыня Иркутской митрополии — мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого) – первого правящего епископа в Восточной Сибири. Изначально они находились в Вознесенском мужском монастыре, но после его уничтожения в советское время мощи увезли в другой город и вернули в Иркутск только в 1990-м. Сейчас каждый год на праздник святителя Иннокентия приезжают сотни паломников со всей России, чтобы приложиться к мощам.
— Сейчас есть возможность разместить в монастыре только монашествующих женщин-паломниц. Однако в будущем, — надеется отец Стефан, — в Иркутске появится гостиница для паломников.
Рака (большой ларец в виде гробницы или саркофага, в котором хранятся мощи святого. — Прим. ред.) с мощами стоит справа от алтаря. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане могут приложиться к мощам. Каждое воскресенье в пять часов вечера (за исключением Великого поста и больших церковных праздников) перед мощами совершается акафист святителю Иннокентию, на котором поют священники и мужчины-миряне из разных приходов, и в это время, как отмечает отец Стефан, здесь собираются прихожане.
Так как возведение храма велось во времена Петра I, который придавал христианизации населения Сибири огромное значение, царь подарил Знаменскому монастырю Евангелие. Рукопись в серебряном окладе смогли сберечь, и оно до сих пор хранится в храме. В старинном Евангелии есть дарственная надпись с подписью Петра I со словами: «Если кто-то отдалит сие Евангелие от обители этой Знаменской, тот во второе пришествие Иисуса Христа ответ воздаст». Священную книгу для нас принес иеромонах Ефрем, отметив, что ее достают только в исключительных случаях: митрополит читает старинное Евангелие по большим праздникам, в остальные дни книга находится в хранилище.
— Известно, что после того как храм закрыли, Евангелие спрятал один из прихожан у себя дома под кучей угля. Также сохранить удалось старинный антиминс (освященный четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб. — Прим. ред.), главную святыню престола, которую сберегла вдова священника и вернула в храм сразу после его открытия.
Иконостасы в храме новые, но включают в себя старинные иконы, написанные в 18-19 веках. А вот царские врата в центре иконостаса, которые являются главным входом в алтарь, — полностью оригинальные, и были изготовлены специально для Знаменского монастыря в 60-х годах 18 века. На третьем ярусе иконостаса находится копия чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, киот (рама или ковчег (ящик) со стеклом для хранения иконы. — Прим. ред.) которой выполнен в виде восьмиконечной звезды. Эту икону в Иркутск привез Вениамин Новицкий, чья жизнь была связана со Свято-Успенской Почаевской лаврой.
— Раньше икону при помощи механизма опускали вниз, чтобы верующие могли, поднявшись на солею (возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. — Прим. ред.), приложиться к ней. Делали это два раза в год пятого августа, в День памяти Почаевской иконы Божией Матери: вечером, накануне праздника, и в сам праздник. Я помню, как это происходило, это был очень трогательный момент, — вспоминает отец Стефан. — Однако после того как в храме в 2011 году установили новый иконостас, механизм не восстановили.
Судьба большинства старинных икон неизвестна, возможно, они были уничтожены. Из составленной в 30-е годы описи мы знаем, что до закрытия храма в нем находилось много ценных икон, однако, что с ними стало — неизвестно. Те иконы, что сейчас находятся в храме, преимущественно были подарены прихожанами, но есть и старинные. Среди них — монастырская икона Знамения Божией Матери, написанная в 18 веке. Согласно преданию, икону написал первый иркутский святой — епископ Иннокентий. Она была утеряна и возвращена храму в 40-х годах. Известно, что существовала ее точная копия, но подлинность именно этой иконы удалось установить по ризе (фигурная металлическая накладка на иконах. — Прим. ред.), которую могли изготовить только мастерицы золотошвейной мастерской при Знаменском монастыре в 18 веке, также на ее подлинность указывают характерные черты иконописи того времени.
— Обращаясь к Божией Матери, люди получают помощь. Смотрите, икону украшает панагия (образ Богоматери. — Прим. ред.), символ высокого достоинства архиерейского служения, которую в благодарность за исцеления повесил митрополит Вадим, — рассказывает отец Стефан.
Знаменский храм восстанавливается и, как надеется отец Стефан, однажды он станет духовным центром Сибири, как это было в начале 20 века.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Реквизиты для пожертвований
Наименование: ЗНАМЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Г. ИРКУТСКА
Расчётный счёт: 40703810818350101418
ИНН: 3808058800
КПП: 384901001, 380801001
ОГРН: 1033800001399
Банк: БАЙКАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 042520607
Кор. счёт: 30101810900000000607
Анастасия Маркова, IRK.ru