Денис Леонидович, «Звезды на Байкале» проходят в Иркутске в 18-й раз – это серьезная цифра. Как удается сохранять проект, несмотря на сложности мирового уровня?
— Иркутск всегда был точкой притяжения, я не сомневаюсь в том, что он ей и останется ещё на долгие годы. То, что мы придумали в 2004 году, превратилось в хорошую традицию. Сама идея – привозить в мой родной город в начале сентября лучшие оркестры мира, лучших солистов и новых звёзд классической музыки, проводить отбор «Новых имён» и погружать весь город в творческую атмосферу – не могла не прижиться здесь. Любые турбулентности нам не страшны, в том числе, потому что график фестиваля расписан на несколько лет вперёд.
За 18 лет выросли дети, которые первыми выступали на фестивале, вы следите за их судьбой?
— Мы нашли на территории Иркутской области огромное количество талантливых ребят за всё время существования фестиваля. Сегодня они уже знаменитые музыканты и знаменитые стипендиаты «Новых имён». Многие ныне известные музыканты приезжали выступать совсем молодыми, для кого-то выступление на сцене в Театре имени Загурского стало дебютным. И они до сих пор вспоминают об этом с благодарностью иркутской публике и теплотой.
Но я бы ещё сказал о новом поколении посетителей концертов классической музыки, которое появилось именно благодаря фестивалю. Мы же не только играем музыку, мы воспитываем вкус к ней, рассказываем о произведениях, каждый раз находим что-то новое, с чем можно познакомить слушателей. Сначала это новое поколение на наши концерты привели в начале нулевых мамы и папы, а сейчас они уже сами приводят своих детей на «Звёзды на Байкале». Такая, можно сказать, семейная традиция. И самое главное, они ходят на концерты классической музыки в течение всего года, не только во время фестиваля. Это то, чего мне и хотелось достичь, когда я только задумывался над идеей «Звёзд на Байкале». У меня каждый раз мурашки по телу в день открытия продажи билетов на фестиваль: поклонники классической музыки скупают всё в считанные дни. В этом году, к примеру, билеты на некоторые концерты были проданы в течение 20 минут! И несмотря на то, что есть электронная продажа билетов, люди по традиции занимают очередь в кассу засветло. И в этом тоже есть что-то совершенно дивное, на мой взгляд. Такое желание получить билеты именно в руки.
Пару лет назад, в нескольких интервью вы говорили о «филармоническом буме» в России. Как вы оцениваете, есть ли бум в стране сейчас?
— Конечно, он продолжается. Я всегда говорю о том, что регионы нашей страны у меня в приоритете. Мне важно выступать на всех возможных площадках перед моей любимой публикой: и в самом маленьком районном центре, и в городах-миллионниках. У меня, помимо сольных концертов, достаточно много региональных фестивалей, каждый из которых уже стал традиционным. Мне важно знакомить страну с молодыми талантами и новыми концертными программами. К примеру, фестиваль «Crescendo», который мы с Давидом Смелянским придумали почти 20 лет назад и который прекрасно развивается и по сей день на трёх площадках (в Пскове, Сочи и Москве). Крещендовцы стали основой филармонической афиши в России. Это удивительные поколения моего возраста и младше. Или фестиваль «Диалог поколений», который проходит во многих городах нашей страны.
Специфический вопрос – существует мнение, что наблюдается нехватка музыкантов, играющих на духовых инструментах (например, мало тромбонистов). Можете ли вы подтвердить наличие проблемы? Если она действительно существует, как можно повлиять на выравнивание ситуации? Поскольку может встать вопрос о существовании симфонических оркестров.
— Это слишком серьёзный и многоплановый вопрос, чтобы на него можно было кратко ответить в рамках этого интервью. Нехватка духовых была всегда. Струнных тоже не хватает, надо сказать. В регионах есть кадровый голод, который не позволяет создать там оркестры мирового или всероссийского уровня. Я много езжу по стране и играю с местными оркестрами. Есть, конечно, знаменитые оркестры, такие как в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Омске, Красноярске, Иркутске, но вот в том же Иркутске есть нехватка валторнистов или гобоистов. С чем это связано? В первую очередь с вузами, которые существуют в том или ином регионе: есть ли в них бюджетные места для этих специальностей, на каком уровне находится сам вуз, есть ли там в принципе специальности, о которых мы говорим. То есть в первую очередь, если мы хотим решить эту проблему, нужно обратить внимание на образовательные учреждения.
В фонде «Новые имена» каждый год появляются новые искорки, которых мы берём под своё крыло, и я всегда приглашаю их выступить со мной на одной сцене. Софья Тюрина – саксофон, Александр Рублёв – труба, или Дмитрий Мелькумов – гобой. Их не много, но они есть. При том, что у нас никогда не было великой советской духовой школы, если говорить о медных духовых. Единицы – да, были звёзды, но именно школы не смогли создать.
Возвращаясь к моей мысли про образование: очень нужна преемственность и чуткость местных вузов к потребностям местных же оркестров. Скажем, в Екатеринбурге есть удивительная Филармония под руководством Александра Колотурского. И здесь - два больших оркестра. Один основной – под руководством Дмитрия Лисса и так называемая Молодёжка (Молодёжный оркестр Свердловской филармонии), с которым мы тоже сыграли огромное количество программ в России и за рубежом. И за счёт такой структуры удалось создать преемственность поколений.
Как происходит отбор произведений, которые прозвучат в рамках фестиваля? Со стороны это кажется невероятно сложным процессом.
— Составление программы – это, действительно, непросто. Главный принцип, которым я руководствуюсь – это то, что «Звёзды на Байкале» — это фестиваль любимой музыки. Когда я приглашаю того или иного артиста к участию, я всегда спрашиваю, что бы он сам хотел сыграть, что сейчас для него важно сказать публике. Для музыканта это крайне важно. Также программа всегда делается для публики, которая для меня является вторым главным героем фестиваля после музыкантов. Необходимо каждый раз находить что-то необычное, что удивит, захватит, заставит задуматься и влюбит в классическую музыку, может быть.
Программу нужно насытить новыми произведениями, новыми трактовками известных вещей, новыми именами исполнителей. Конечно же, мы учитываем и исторические вехи при выборе композиторов, например. В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова, в прошлом году 150 лет исполнилось со дня рождения Александра Скрябина. Под такие даты мы делаем монографические программы. Кроме того, в этом году летом в Москве с ошеломляющим успехом прошёл Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. За выступлениями участников из 23 стран онлайн следили более 50 миллионов человек. И я лично договаривался со всеми лауреатами о том, чтобы они приехали к нам на фестиваль. Хорошей традицией стало открывать фестиваль выступлением с Оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского — любимцами иркутской публики и одним из лучших оркестров мира. И в их плотном гастрольном графике открытие фестиваля в Иркутске в сентябре закреплено всегда.
Мне бы ещё хотелось сказать о РНМСО, которому исполняется всего пять лет, но при этом мы с ними за это короткое время успели сыграть невероятное количество различных программ. Только в Москве за прошлый год мы сыграли 18 концертов. Особенность этого оркестра в том, что музыканты в нём только молодые люди до 30 лет, которые, чтобы попасть в этот коллектив, проходят жесточайший профессиональный конкурс. Работа в РНМСО даёт им возможность попасть потом в самые знаменитые оркестры нашей страны и мира.
Они растут в профессиональном плане ошеломляющими темпами. Их энергетика, их энтузиазм, неутолимое желание сотворчества, заряд вдохновения, который они несут – это поражает и восхищает меня. И тем более мне приятно, что они стали одним из резидентских оркестров нашего фестиваля.
Как вы оцениваете музыкальный потенциал Иркутска с точки зрения привлечения туристов в город, где проходят фестивали мирового масштаба?
— Я не продюсер, я музыкант и художественный руководитель фестиваля, но для меня, конечно, важно, что фестиваль помогает развитию Иркутска. Пока у нас нет концертного зала, о котором я говорю уже много лет. Хотелось бы чтобы однажды эта идея стала воплощаться в реальность, потому что такой современный зал стал бы ещё одной точкой притяжения для любителей культурного туризма.
Волнуетесь ли вы перед фестивалем?
— Я бы назвал это состояние не «волнением», а «кипением» и «предвкушением». Когда я приезжаю в Иркутск, то, что происходит у меня в это время внутри, невозможно описать словами. И так уже 32 года, с того момента, как я покинул Иркутск, чтобы уехать учиться в Москву в ЦМШ. Момент встречи с моим городом, дворами, улицами, запахами, Байкалом, родными и близкими, друзьями – это лучшее событие в году. А когда я понимаю, что на следующий день мне нужно покидать свой Иркутск – это худшее ощущение. Ничего за эти годы не поменялось совершенно. Так что для меня начало фестиваля – это сильнейшие эмоции со знаком плюс.
За 18 лет отработаны все механизмы, исключающие нештатные ситуации?
— Фестиваль – это огромный механизм, хорошая работа которого зависит от каждого из элементов. Некоторые вы видите, а о некоторых вы даже не догадываетесь. Помимо музыкантов, которые каждый день выходят на сцену, есть большое количество профессионалов, которые помогают состояться этому празднику классической музыки. Команда, изначально сформированная благодаря энергии и организаторскому таланту потрясающего Владимира Константиновича Шагина, директора музыкального театра, с которым мы эту всю историю и начинали, сейчас расширилась и продолжает развиваться. В том числе благодаря нынешнему руководству Театра, и, конечно же, энтузиазму сына Владимира Константиновича – Андрея Шагина. Организационная работа все дни фестиваля ведётся практически круглосуточно: всех музыкантов надо хорошо принять, накормить, устроить, сделать так, чтобы они могли репетировать в комфортных условиях, отдыхать, чтобы вовремя приехали на концертную площадку и так далее и тому подобное. Помимо взрослых музыкантов и юных исполнителей надо позаботиться о педагогах и родителях последних. Это несколько сотен гостей. И мы все стараемся сделать так, чтобы у всех участников и зрителей остались самые хорошие воспоминания о фестивале.
Более того, я каждый раз вижу, что весь город начинает жить фестивалем: таксисты точно могут сказать, какой концерт сегодня в театре, наши местные меценаты и благотворители активно подключаются к организации. Это вдохновляет, конечно.
Единственное, что, наверное, удручает – это ситуация с авиабилетами. Это иначе, чем грабежом не назовёшь. Я думаю, что половина бюджета фестиваля – это авиабилеты. И вопрос – почему настолько высокие цены на билеты внутри страны? С каждым годом становится всё труднее и труднее в этом отношении. Тем более сложно приглашать музыкантов из-за рубежа. Тем не менее в этом году к нам приехали удивительные музыканты из Великобритании, Германии, Южной Кореи, Бельгии, Китая.
Конечно, всё компенсируется самым радушным приёмом нашей замечательной иркутской публики. И видеть счастье на их лицах, когда они после концерта выходят из зала, лучшая награда за все наши организационные проблемы и сложности.
Возможно рано говорить об этом, но совсем скоро, через два года, будет 20-летие фестиваля. Уже есть мысли, каким бы хотелось видеть мероприятие?
— Поверьте, девятнадцатый фестиваль, несмотря на то что он не юбилейный, тоже будет блестящим и запоминающимся. В каждый концерт каждого фестиваля мы все вкладываем максимальные усилия и душу. Как я и говорил раньше, планирование идёт на несколько лет вперёд, потому что у звёзд, которых мы приглашаем, графики тоже расписаны заранее. Конечно, есть идеи и для юбилейного фестиваля. Но пока я о них говорить не буду, чтобы не испортить сюрприз.
Беседовала Светлана Павлова, IRK.ru
Фотограф Евгений Евтюхов
Беседовала Светлана Павлова, IRK.ru
Потрясающий человек и наш земляк! И каждый год после концертов фестиваля «Звезды на Байкале» ощущение наполненности и внутреннего удовлетворения и радости. Только мировые звезды, только самые лучшие приезжают к нам на Фестиваль благодаря Денису Мацуеву. Горжусь!