В феврале 2023 года Алексей Шабанов отправился в зону СВО. На вопрос о причинах, побудивших его на такой шаг, отвечает кратко: «Защита Отечества — это долг каждого гражданина нашей страны. Это намного важнее всего, в какой-то степени — даже семьи, ведь если не будет мира, то не будет ничего. Да и прятаться мне, человеку публичному, нельзя, наоборот, нужно показать своим примером, что нужно действовать, причем неважно, где ты находишься — на передовой или в тылу».
На передовой Алексей оказался после всего нескольких дней подготовки: сначала в Алтайском крае, затем уже на территории Луганской народной республики. Признается, что оружие в руках держал только в университетские годы, во время обучения на военной кафедре, но вспомнил все быстро. Учили, рассказывает он, как быстро запрыгнуть на БМП, спрыгнуть с него и занять нужную позицию.
Все шесть месяцев Алексей служил в пехоте. В задачи его подразделения входило, в том числе удержание позиции после того как штурмовики подавляли противника, отбрасывая его назад.
— К месту задания, как правило, шли пешком, это несколько километров, на себе несешь 40 килограммов — это боеприпасы, вода, еда, сменная одежда (неизвестно ведь, сколько дней там пробудешь), и это помимо бронежилета, каски, автомата, а если дожди, которые иной раз лили по несколько дней подряд, то еще и тяжелые сапоги и плащ. Иногда нас забрасывали на бронированной машине, — вспоминает Алексей.
Когда находишься на удержании позиции, рассказывает Алексей, главное — укрыться от танковых и минометных обстрелов, а для этого нужно быстро окопаться, и окопаться правильно. И в первые минуты основное орудие пехотинца — это лопата, а уж потом автомат.
Отправляясь в зону СВО, признается Алексей, он был готов ко всему, но полным разочарованием и неожиданностью стало негативное отношение офицеров к простым солдатам.
— Некоторые представители командного состава позволяли себе унижать бойцов, обращались к ним свысока, показывая всем видом и поведением свое якобы превосходство над нами. Более того, они не понимают, что все победы стали возможными только благодаря мужеству простых ребят. Пока не приехал туда, думал, что мы все выполняем одну задачу, направляя колоссальные усилия на это, и там нет места такому отношению, — говорит Алексей.
По словам Алексея, к тяжелым военным будням привыкаешь быстро, времени на долгую адаптацию нет. Когда были на задании, то жили в полевых условиях, спали в окопах, в остальное время находились в полуразрушенных домах небольшой деревушки, которая сильно пострадала от обстрела ВСУ. Топили печи, чтобы согреться, отдыхали в спальниках, готовили еду себе сами. Недостатка в провизии, рассказывает Алексей, не было: суп в банках, макароны, гречка, тушенка.
— Горячая еда после возвращения с задания казалась самой вкусной, что я ел, — с улыбкой вспоминает он.
В свободное время приводили в порядок форму, практиковались стрелять, играли в карты, читали книги.
— Сейчас планируем вместе с грузом для ведения военных действий отправить ребятам на фронт волейбольные мячи, шахматы и бадминтон, они попросили, чтобы в свободное время могли переключаться, сохранять бодрость духа, отдыхать — это все просто необходимо даже там! — уверен Алексей.
На одном из последних заданий Алексей почувствовал себя плохо: когда шел со своей группой к месту дислокации, ему стало тяжело дышать, в глазах потемнело, почувствовал острую боль в груди. Но деваться-то некуда, уже на месте снял с себя куртку, бронежилет, чтобы легче дышать было, — так и пришлось сражаться. «Ангел-хранитель уберег», — говорит Алексей. Уже по приезде в Иркутск прошел обследование, диагноз — атеросклероз сосудов сердца.
Алексей за время службы приобрел там много друзей, однако, к сожалению, некоторые из них погибли. Мужчина признается, что гибель товарищей была для него настоящей трагедией, и, если можно привыкнуть спать на земле под звуки разрывающихся снарядов, то к потере друзей — никогда. «Во время выполнения боевых задач я терял близких людей, с кем мы вместе заезжали в зону СВО, общались постоянно, сражались плечом к плечу. И это тяжело. Помню, когда первый раз это произошло, несколько ночей не мог спать», — делится он.
— Недавно созванивался с товарищем. Если во время моей службы мы находились на заданиях по четыре-пять дней, то он в составе целой роты удерживал позицию в течение двух месяцев во время контрнаступления ВСУ под Кременной. Парней тогда много потеряли, но выстояли, удержали позиции и даже освободили близлежащие деревни. Мужество и героизм, которое проявляют наши солдаты, просто поражает.
Накануне возвращения в Иркутск, вспоминает Алексей, он увиделся с парнем, с которым познакомился еще на сборах в Алтайском крае. На одном из заданий молодой человек получил тяжелое ранение в живот и несколько часов пролежал в луже крови на поле боя. Обстрелы не прекращались, снаряды летели со всех сторон, и его никак не могли эвакуировать оттуда, тогда он собрал последние силы и смог самостоятельно выбраться. Он перенес уже больше десяти операций, и еще предстоит несколько.
— Я восхищаюсь мужеством и силой духа российских солдат. Украинские войска, в которых много иностранных наемников, боятся ближних боев, избегают их, а мы нет. Для них идеальный вариант — это танки и минометы. У нас тоже есть вся эта техника, и даже больше. Но вести бой, используя только тяжелое вооружение, можно долго, а вот одержать победу нет — и здесь большую роль играет пехота, — говорит Алексей.
Если бы не диагноз, признается Алексей, то он вернулся бы в зону СВО к своим боевым товарищам. Теперь планирует помогать из дома с техническим оснащением — там не хватает квадрокоптеров, противодроновых ружей, а также с оказанием юридической помощи ветеранам специальной военной операции и членам семей погибших. Так, будучи еще на службе, Алексей организовал доставку на фронт двух УАЗов с тепловизорами и квадрокоптерами. Одну машину помог приобрести Сергей Тен, вторую — ОНФ. «Спасибо им за помощь и поддержку, для ребят это очень важно», — добавляет он.
— Мне жаль, что не могу вернуться туда, но буду помогать ребятам, как могу, — это мой долг. И не жалею, что вообще отправился на СВО. Благодаря службе у меня появились друзья со всей страны, все разных профессий и взглядов. Сейчас немного сложно возвращаться к обычной жизни. Кажется странным, что люди, несмотря ни на что, развлекаются, — хотя это нормально, жизнь-то продолжается, но это я понимаю головой, а вот сердцем — нет, — делится Алексей.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото предоставлены Алексеем Шабановым
Анастасия Маркова, IRK.ru
Человек серьезно и оружие никогда не держал: «На передовой Алексей оказался после всего нескольких дней подготовки» - в принципе, этого достаточно. Видимо, это дешевле (включая побрякушки и тд) и политкорректнее (как бы чего на западе не сказали), чем сначала выжечь начисто нацистов и занимать…