Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Театр кукол в Иркутске растет и нуждается в новом здании

Театр кукол в Иркутске растет и нуждается в новом здании

Журналист IRK.ru побывала за кулисами иркутского театра кукол «Аистенок». Экскурсия оказалась познавательной и грустной одновременно. Автор текста убедилась – творчество в этих стенах сродни героизму, поскольку театр, создающий признанные зрителем и критиками спектакли, перерос возможности здания. Артистам приходится управлять куклами из неудобной, тесной театральной ямы (потайной комнаты, расположенной под сценой), а гримерку совсем недавно разделили на мужскую и женскую. О целях, репертуарных и строительных планах рассказал директор Андрей Стрельцов.

– Я пришел в иркутский областной театр кукол «Аистенок» в 2018 году, – вспоминает Андрей Стрельцов. – Сам я из театральной семьи, почти восемь лет служил в драматическом театре, но, честно скажу, с «Аистёнком» особо знаком не был. И ему удалось меня удивить. Сейчас даже не сомневаюсь, что положительное решение в ответ на предложение возглавить театр кукол в Иркутске, было правильным.

Неожиданно для себя обнаружил, что здесь невероятно творческая команда – с интересными идеями, проектами, спектаклями. В масштабах России, в театральной среде, на международных мероприятиях этот коллектив знают и уважают. Вот и сейчас, к слову, нас зовут сразу на четыре фестиваля. Приходится выбирать, куда поехать. Наши постановки всегда ждут в Москве, Рязани, Екатеринбурге, Омске.

Андрей Стрельцов

Андрей Стрельцов

В родном регионе «Аистенок» тоже любят, и мы с удовольствием, несмотря на сложности технического толка, выезжаем в районы Иркутской области, в том числе в удаленные, северные. Дети хотят увидеть сказку, и наша миссия – им ее доставить.

Но кукольные истории в «Аистенке» — это не только для детей. В репертуар за последние несколько лет вошли постановки, рассчитанные на старшего зрителя. В частности, «Утиная охота. Сны Зилова» по Александру Вампилову, удостоившаяся награды Правительства РФ как лучшая театральная постановка по произведениям русской классики. Но есть ли смысл одновременно работать на эту взрослую аудиторию, когда в Иркутске немало других театров?

– На этот вопрос ответил сам зритель. Билеты на «Утиную охоту» по Вампилову, распутинский «Последний срок», «Старик и море» Хемингуэя, «Дядюшкин сон», поставленный к 200-летию Достоевского, расходятся практически мгновенно. Мы чувствуем, какой замечательный отклик на такие сильные спектакли. Новая подача публике интересна. Да, взрослый репертуар в театре кукол – это всё же нестандартная практика. И первое время постановки воспринимались как что-то странное, а сегодня они любимы зрителем. На старте работы с таким репертуаром главенствующей была творческая, некоммерческая задача. Хотелось сделать что-то большое и значимое. Однако коммерческий успех идеи тоже радует.

А основой репертуара по-прежнему остаются постановки для дошкольников, школьников и молодежи. Это наш золотой фонд. Сам обожаю спектакль «Золотой цыпленок», «Сказки с небесного чердака». Отличным вышел новый «Крошка Енот»…

Кукольные истории в «Аистенке» — это не только для детей

Кукольные истории в «Аистенке» — это не только для детей

И настоящий, можно сказать, блокбастер «Остров сокровищ»!

– Оценили? Динамичная, мощная постановка. Присмотритесь, как там фехтуют! Молодые артисты-кукольники, выпускники театрального училища, недавно пополнили труппу «Аистенка» и выкладываются по полной. Герои «Острова сокровищ» еще и из мушкетов палят, и невероятные трюки выдают. А что творится в зале, когда из-под подиума на сцену выбирается кракен! Билеты на спектакль-блокбастер очень хорошо реализуются по «Пушкинской карте».

А своего рода эксперимент с шатровыми постановками для самых-самых маленьких зрителей оказался удачным?

– Да, мы и дальше будем развивать бэби-репертуар. Шатер, который специально для таких постановок устанавливается в фойе театра, усовершенствуем. А если появится новое здание, то там для самых-самых маленьких театралов будет возможность организовать полноценный небольшой зал. Потенциал у этого направления невероятный. На самом деле, у мамочек сейчас не так много вариантов, куда пойти с малышом. И наши спектакли «Пушистая сказка. Первая весна», «Бука. Вредный зайчик» крайне востребованы. Для деток от года — это знакомство с театральным миром, завораживающее и развивающее действо, настоящее чудо.

В театре всего одна сцена,  и она толком не приспособлена для профессионального театра кукол
В театре всего одна сцена, и она толком не приспособлена для профессионального театра кукол

От нуля до бесконечности. Так иркутский театр кукол обозначил аудиторию своих зрителей. Кстати, сколько их посещает «Аистенок» за год?

– Порядка 40 тысяч. Мы же нацелены на 70 тысяч после строительства нового здания, которое сейчас обсуждается. Но и сегодня, мы даже в небольшом здании пытаемся сделать максимум.

А когда-то театр не имел своего здания и ютился в паре комнатушек гостиницы «Сибирь». Использовать эти площади можно было разве что для хранения кукол и реквизита. Выступления же были преимущественно выездные – по городу, области и стране.
Собственный дом Иркутский областной театр кукол обрел только в 1986 году, он расположился в здании бывшего советского кинотеатра «Мир». Коллектив вспоминает то время, как огромный прорыв, шаг вперед в творческом развитии. Но к настоящему моменту «Аистенок» вырос настолько, что этого здание ему стало мало. Оно сдавливает, сдерживает, в нем не развернуть того, что задумано творческой командой и интересно зрителю.

Можете проиллюстрировать, что именно ограничивает развитие, не соответствует нуждам современного театра кукол?

– Пойдемте прогуляемся по театру, и вы сами ощутите эту сдавленность практически во всем. Остановлюсь на основных моментах.

Андрей Стрельцов отмечает, что не хватает места даже под современные системы управления техникой

Андрей Стрельцов отмечает, что не хватает места даже под современные системы управления техникой

Во-первых, сцена. Она всего одна и для профессионального театра кукол толком не приспособлена. Обустроено всё очень «кустарно» – нет колосников, нет подъемных механизмов. Оборудование обновлялось, но в полной мере задействовать его в постановках, обеспечить автоматику сейчас невозможно. Попросту не хватает места даже под современные системы управления техникой. Конечно, нам важно сотрудничать с перспективными режиссёрами, художниками по свету, декораторами, чтобы в итоге наши дети могли видеть настоящие чудеса. Не приспосабливаться, не ужимать идеи, а делать красиво.

Еще одна наша боль – отсутствие репетиционного зала. А он театру кукол необходим. Такая специфика. В драмтеатре актер во время репетиций может ходить по пустой сцене, оттачивая реплики, жесты, взаимодействие с партнёрами. И это не мешает театру на той же площадке давать плановые спектакли.

А в театре кукол на пустой сцене ничего не отрепетируешь. Материя, как я уже говорил, в нашем деле имеет ключевое значение. Прогон за прогоном артисты отлаживают то, как будут ее оживлять. Получается, что в период работы над новыми постановками, нам приходится закрывать сцену минимум на три недели. Параллельно отрабатывать что-то новое и играть любимые спектакли – нереально.

А что за столы выставлены в проходах? (мы перемещаемся к театральным цехам, чтобы посмотреть, как идет процесс производства кукол и реквизита постановки «Принцесса Крапинка»).

– Когда готовим новую постановку, мастера-бутафоры часто выходят за порог своих помещений, где неудобно клеить, красить, где не развернуться впятером.

Часто при подготовке новых постановок мастерам-бутафорам не хватает места

Часто при подготовке новых постановок мастерам-бутафорам не хватает места

На самом деле, кроме видимых для зрителя помещений – фойе, зрительный зал, сцена, огромную роль в жизни театра играет производство. У нас сейчас 9 цехов – конструкторский, столярный, бутафорский, пошивочный, монтировочный, костюмерный, световой, звуковой. И на производстве людям тоже важно создать нормальные условия, организовать всё так, чтобы рабочий и творческий процесс ничего не тормозило.

А как сейчас? Склады расположены на Синюшиной горе. Для административного персонала пришлось арендовать кабинеты в офисном центре по соседству. Такая разбросанность затрудняет взаимодействие.

Огромную роль в жизни театра играет производство

Огромную роль в жизни театра играет производство

Чтобы расширить гримерки артистам, отделить мужскую от женской, мы эвакуировали конструкторский цех в гаражное помещение во дворе. Слава богу, тепло и сухо, но гаражом пришлось пожертвовать.

Раздельные гримерки недавно оборудовали? Как же было до этого?

– Через занавеску. Те, кто с подобными неудобствами долгие годы мирился и умудрялся творить - для меня настоящие герои. И я как руководитель для них хочу, наконец, построить новый, современный, образцовый театр. Без поддержки областных и городских властей, безусловно, не обойтись.

Насколько мы знаем, понимание властями необходимости нового здания есть. Звучали заявления о выборе площадки, о готовности профинансировать работы.

– Рассматривались несколько вариантов участков, где в Иркутске мог бы расположиться новый театр кукол. Министерство культуры и архивов Иркутской области получило предложения от администрации города. В настоящий момент адекватным вариантом видится размещение по улице Карла Маркса возле здания Иркутского областного краеведческого музея. Там площади достаточно и для самого здания, не будет проблем с парковкой, и, в отличие от острова Конный, уже подведена инженерная инфраструктура.

Новое здание театра может расположиться на улице Карла Маркса возле здания Иркутского областного краеведческого музея
Новое здание театра может расположиться на улице Карла Маркса возле здания Иркутского областного краеведческого музея

В этом месте великолепный, современный, профессиональный театр кукол украсит центр города. Достойно впишется в облик Иркутска по соседству с другими учреждениями культуры.

Проведены переговоры с муниципалитетом, дума Иркутска поддержала такое строительство, так как часть участка является городской собственностью, где расположено аварийное здание бывшего детского сада. Помещение учреждения не эксплуатировалось 10 лет. На второй части находятся теннисные корты, которые область тоже готова перенести в новое более комфортное и оборудованное, круглогодично используемое пространство.

При условии объединения обозначенных двух земельных участков под строительство здания для театра кукол, правительство Иркутской области обозначило готовность проработать вопрос по выделению средств областного бюджета на финансирование проектно-сметной документации. Саму стройку можно профинансировать из федеральных денег в рамках адресной инвестиционной программы.

Уже есть наброски по новому зданию?

– Предварительный вариант есть, форэскиз, то есть ориентир, к которому мы стремимся, исходя из наших творческих задач. Мы понимаем, что иркутскому театру кукол необходимы, минимум, три сцены – основная, камерная, и бэби-театр. Залы на 200, 80 и 40 мест соответственно.

А сейчас сколько вмещает единственный зал?

– Рассчитан на 172 зрителя. А спрос гораздо больше.

Подтверждаем. На новогоднюю постановку уже в ноябре, впервые дни после старта продаж, все было раскуплено. Хотели попасть – не получилось.

– Аншлаг практически всегда. В Новый год особенный ажиотаж в том числе из-за новогодней интермедии. Гости праздника, дети и родители в восторге, когда программа разворачивается прямо в фойе. Над разработкой сценария специально работают режиссер, художник, весь коллектив «Аистёнка»; подготовке уделяется дполнительное время. Зрители высоко ценят наши усилия.

«У нас открытая ко всему новому команда. „Аистенок“ настроен на развитие»
«У нас открытая ко всему новому команда. „Аистенок“ настроен на развитие»

Еще один очень торжественный и приятный момент для малышей — посвящение в театральные зрители. Есть у нас и такая специальная программа перед спектаклем: выдаем удостоверения зрителя, обсуждаем театральный этикет. Где еще есть такая возможность? Мы стараемся с лучшей стороны, с самых первых лет раскрыть юному поколению интересную культурную жизнь, которой всегда славился Иркутск. Приглашаем на экскурсии по театру, принимаем у себя художественные выставки. Под экспозиции тоже бы расширенные площади пригодились.

А если учесть, что в нашем коллективе есть талантливые музыканты (их композиции отлично встроились в ту же «Утиную охоту»), то есть идея организовать еще и арт-кафе, где удобно проводить творческие встречи с артистами, дискуссии, пробовать новые форматы интерактива со зрителем. Место подошло бы для необычных неформатных постановок, в том числе и театральных. Например, «Бесприданницу» Островского можно отлично разыграть в арт-кафе.

А коллектив театра поддерживает новации?

– У нас открытая ко всему новому команда, можете не сомневаться. «Аистенок» настроен на развитие. Коллектив пополнили свежие кадры, тоже привнесли свои идеи на будущее. Когда я пришел в театр, здесь трудились в штате 56 человек. Сегодня нас 86. И, по-моему, общая большая цель нас объединяет.

Ольга Брайт, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой

Ольга Брайт, IRK.ru

  • Дмитрий Салко 28 марта 2023 в 14:29

    Ахаха! - у нас есть локация с ледовыми дворцами и теперь локация с театрами тоже появится. Место на Карла Маркса крайне неудачное. Театр кукол надо переносить в свердловский район, чтобы наполнить его культурным смыслом, а не лепить в и так переполененный центр новые объекты

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля