О предстоящем путешествии я узнала за два дня до вылета. Сложив в чемодан все теплые вещи, которые нашла в шкафу, и страшно волнуясь, я отправилась в аэропорт. Тревожность вполне объяснима: в тот момент имелось весьма смутное представление о том, куда мы летим, где будем жить, с кем общаться и что смотреть.
В аэропорту нас с коллегами из других СМИ встретила координатор по России Ассоциации туризма Монголии госпожа Баянжаргалан Тогоонтумур, которая летела с нами в Улан-Батор и сопровождала в течение всех четырех дней. Забегая вперед, скажу, что нам с ней невероятно повезло. Баянгаржалан в совершенстве знает русский язык и щедро делилась своими глубокими познаниями об истории страны, традициях и обычаях монгольского народа. Еще в иркутском аэропорту она рассказала, что власти нацелены на развитие туризма в стране, 2023-2025 годы объявлены годами посещения Монголии. Задачу ставят амбициозную: увеличить турпоток с сегодняшних трехсот тысяч до миллиона человек в год, в том числе ждут туристов из России.
В Улан-Батор мы прилетели поздним вечером 5 декабря. Из Иркутска в столицу Монголии лететь всего 55 минут. Час в самолете авиакомпании Aero Mongolia, и мы уже в другой стране. Кстати, перед вылетом я решила посмотреть, сколько стоит билет, и не поверила своим глазам: агрегаторы выдавали рейсы с пересадками через Москву, Стамбул, Сеул и даже Бангкок за невероятные деньги. Оказалось, при покупке билета есть своя хитрость: нужно позвонить или написать представителю компании в Иркутске по телефону +79041530417 или на почту Irkutsk@aeromongolia.mn. Стоимость зависит от даты вылета и колеблется в районе 30 тысяч рублей. Рейсы выполняются дважды в неделю. На встрече с нашей пресс-группой в Улан-Баторе представители авиакомпании Aero Mongolia рассказали, что уже к концу декабря планируют продавать билеты в кассе иркутского аэропорта, а весной — через российский поисковик Aviasales.
Кроме того, в столицу Монголии можно добраться на поезде Иркутск — Улан-Батор, время в пути – чуть меньше 23 часов, цена билета в купе начинается от 9,5 тысячи рублей. Из Улан-Удэ в Улан-Батор ежедневно отправляется автобус. Если позволяет время, то можно приехать в Бурятию, прогуляться по столице, а затем проследовать в Монголию на автобусе всего за 3600 рублей, для детей до 12 лет билет стоит 2000 рублей. Дорога, по словам местных жителей, хорошая. Недавно построили новый участок трассы Дархан – Улан-Батор, поэтому автолюбители могут смело планировать путешествие по живописной магистрали.
В Улан-Баторе нас с коллегами заселили в трехзвездочный отель Hotel Nine. Он находится в центре столицы, в трех минутах неспешной ходьбы – здания правительства и мэрии, площадь Сухэ-Батора, торговые центры и множество магазинов. В отеле прекрасный сервис: вежливый персонал, ежедневная уборка номеров, европейские завтраки. Стоимость двухместного номера за ночь начинается от 6700 рублей. Всего в Улан-Баторе более 150 отелей и гостевых домов, которые имеют соответствующую лицензию. Остановиться можно как в хостеле по цене 1500 рублей за ночь, так и в роскошном пятизвездочном Kempinski Khan Palace, где цена стандартного номера начинается от 12 тысяч.
Утром следующего дня нас ждала встреча с представителями Ассоциации туризма Монголии. Александр Бакалов подробно рассказал о проекте Welcome to Mongolia – информационном русскоязычном портале, где собрана вся информация, которая может пригодиться российским туристам. На сайте есть несколько разделов: как доехать, где остановиться, куда сходить и шоппинг, опубликован список отелей и способы бронирования, полезные телефоны и адреса. Кроме того, с 25 декабря по 10 января начнет действовать программа «Новый год в Монголии» специально для наших соотечественников. Отели, рестораны, торговые центры предоставят скидки до 30% при предъявлении российского паспорта. Еще в скором времени начнет работу горячая линия с русскоязычными операторами, которые помогут сориентироваться среди разнообразия монгольских гостиниц, ресторанов и достопримечательностей.
Во всем мире Монголия славится кашемиром, его качество стало почти легендой. Мы посетили фирменный магазин Khan Bogd в центре Улан-Батора. Купленная там очень тонкая на первый взгляд кашемировая шапочка согревала меня все последующие дни в Монголии, в ней оказались не страшны ни ночной мороз, ни ветер в степи.
На фабрике Gobi Cashmere нам показали все этапы производства: от вычесывания пуха до проверки качества готовых изделий. В Монголии выращивают коз определенной породы, кашемир делают из подшерстка животных. Козочек не держат в неволе, они свободно пасутся, не испытывают стресса и это отражается на качестве пуха, как и растения, которыми они питаются. Весной коз вычесывают пастухи-кочевники, сырье сдают на фабрики, где его моют, чистят, сушат и прядут, получая тончайшие нити. Из них на специальных станках изготавливают ткань, из которой затем шьют самые разнообразные изделия: от теплых пальто до летних платьев. К слову, посетить фабрику могут все гости Улан-Батора, экскурсии бесплатны. При фабрике есть большой фирменный магазин, где можно купить готовые изделия. Цены соответствует качеству, однако приобрести одежду здесь намного дешевле, чем, к примеру, заказать в интернет-магазине в России.
Вообще шоппинг в Улан-Баторе – это отдельный вид прекрасного. В торговых центрах современного полуторамиллионного города представлены все мировые бренды, от вполне бюджетных до люксовых, а на аутентичных рынках можно купить монгольские сувениры. Российские банковские карты не работают в Монголии, однако на каждом шагу встречаются обменные пункты, где можно поменять рубли на тугрики. За один рубль дают примерно 52-53 тугрика – обменяв деньги, мы с коллегами почувствовали себя миллионерами.
Монгольская кухня оказалась на удивление разнообразной, здесь умеют красиво и вкусно готовить. Признаюсь, готовясь к поездке, думала, что нас ждут только суп с бараниной, буузы и хушуры, поэтому на всякий случай бросила в рюкзачок таблетки от несварения, которые мне так и не понадобились. В первый день мы обедали в ресторане The Bull Hotpot. Блюда в нем гости готовят самостоятельно, персонал приносит кастрюльку с бульоном и множество ингредиентов: мясо нескольких видов, грибы, овощи, лапшу, пельмени, зелень и специи. Каждый посетитель добавляет в блюдо компоненты на свой вкус и варит на индукционной плите, которая вмонтирована в стол.
В других заведениях удалось попробовать и блюда традиционной монгольской кухни, и привычную еду. Кстати, монгольские буузы отличаются от бурятских: они меньшего размера, а тесто тоньше. Еще местные повара не жалеют овощей и щедро добавляют их к мясу, предлагают как в салатах, так и в запеченном виде.
7 декабря российских журналистов принял заместитель мэра Улан-Батора Тумуртумо Зундуй. На встрече присутствовал и глава департамента по туризму Батсух Дагважамцын. Чиновники рассказали о мерах, которые предпринимаются для привлечения туристов. В частности, власти пересматривают закон о туризме и правовую базу, планируют увеличение международных авиа- и железнодорожных рейсов, реализуют несколько инфраструктурных проектов, совместно с бизнесом готовят к старту программу «Новый год в Монголии». По мнению представителей власти, Монголия обладает большим туристическим потенциалом. Пандемия основательно подкосила эту сферу, границы были долго закрыты, однако сейчас туризм в стране набирает обороты.
В этот же день, после официальной встречи, мы отправились в национальный парк Горхи Тэрэлж. Он находится примерно в 60 километрах от Улан-Батора. Пейзажи за окном автобуса поразили спокойствием и великолепием: далеко за горизонт уходит монгольская степь, которая сменяется сопками и горами. Нацпарк получил мировую известность благодаря скалам необычной формы, самая известная из них – скала Черепаха. Одна из достопримечательностей нацпарка – пещера ста лам. Легенда гласит, что в годы религиозных репрессий в небольшой пещере смогли спрятаться и спасти свою жизнь сто буддистских монахов. Кроме того, здесь есть парк скульптур динозавров, ледниковое озеро Хагин-Хар, буддистский храм Арьяабал. В Горхи-Тэрэлж можно приехать на несколько дней, в южной части парка есть множество отелей и кемпингов. Например, в отеле Green Lodge, где нас ждал вкуснейший обед, можно разместиться в настоящей монгольской юрте.
Следующая точка маршрута — знаменитая статуя Чингисхана, самая большая конная статуя в мире. Она стоит в местности Цонжин-Болдог, именно здесь, по легенде, Чингисхан нашел золотой кнут. Высота самой скульптуры составляет 40 метров, постамента – 10 метров. Монументальное сооружение видно издалека. Круглый постамент окружают 36 колонн, по числу ханов Монгольской империи. Внутри постамента располагаются рестораны, сувенирные лавки, где можно купить точную копию статуи, музей и художественная галерея.
На лифте, а затем по небольшой лестнице можно подняться на смотровую площадку прямо на голову коня. Непередаваемые ощущения, когда, поднимаясь по ступенькам, видишь сначала бесконечную степь, а затем, развернувшись на 180 градусов, смотришь прямо в глаза великому завоевателю. Пожалуй, это одно из самых ярких впечатлений за всю поездку.
На ночлег мы остановились в отеле Bayan Mongolian Resort в семи километрах от статуи. Дорога сюда идет через степь. Отель стоит среди гор, гостям предлагают размещение в скандинавских домиках или юртах. На территории есть ресторан и караоке. Настоящее монгольское гостеприимство я почувствовала именно здесь. Повар по имени Мунхбилгун приготовил потрясающий ужин, а затем мы вместе с ним и другими работниками отеля отправились к костру. Ощущение полной нереальности происходящего: сопки, огонь, песни на монгольском о маме и родине. Как тонко эти люди чувствуют родной дом, как сильна в монгольском народе любовь в родной земле, к своей удивительной стране!
Утром мы отправились в гости к кочевнику. Да, в Монголии и сегодня, как сотни лет назад, живут настоящие животноводы-кочевники. Несколько раз в год они вместе со скотом, юртой и нехитрым скарбом перемещаются с места на место. Связано это в первую очередь с условиями содержания животных: останавливаются там, где для коров, баранов и коней есть хорошие пастбища.
Нашего героя зовут Нарангырел, ему 64 года. Супруга, дети и внуки кочевника - в Улан-Баторе, в степи мужчина живет один. В прошлом он работал в полиции, имеет звание капитана. На небольшом пятачке среди сопок несколько построек для скота и маленькая юрта, которая верой и правдой служила трем поколениям его семьи. Здесь Нарангырелу предстоит переждать суровую зиму, а весной он перекочует на другое место. Кстати, среди трехмиллионного населения Монголии кочевники составляют около 50%.
Возвращаясь в Улан-Батор, мы заехали на горнолыжный курорт Sky Resort. База оснащена самым современным оборудованием, здесь есть пять трасс, которые подходят как для опытных лыжников и сноубордистов, так и для начинающих. Спуски оборудованы подъемниками трех типов: фуникулер, бугельный подъемник и бегущая дорожка. На месте можно арендовать все снаряжение, включая горнолыжный костюм. Новички могут заниматься с опытным инструктором. На территории есть шкафы для хранения вещей, комнаты для переодевания, кафе, ресторан, парковка на 1000 машин. База может принять одновременно до 1500 посетителей.
В этот же день была встреча с министром туризма и окружающей среды Монголии Б. Бат-Эрдэнэ. Министр ответил на вопросы журналистов и рассказал о решениях правительства для развития туризма. В частности, в разработке закон об отмене лицензирования туристических компаний. Это упростит работу фирм и позволит привлечь больше гостей. В 2019 году, до пандемии, Монголию посещали 577 тысяч туристов, из которых 120 тысяч россиян. За три квартала 2022 года в стране побывали 130 тысяч человек из России, а всего Монголия приняла около 300 тысяч человек.
Заключительный день нашего путешествия начался в национальном музее «Чингисхан». Его открыли в этом году, и он считается центром истории Монгольской империи, занимая девять этажей на площади 20 500 квадратных метров. В пятнадцати выставочных залах хранятся около 12 тысяч экспонатов, около каждого стенда есть QR-код, отсканировав который можно прочитать описание на русском языке.
Из музея мы отправились в национальный парк Хустай, где с близкого расстояния можно увидеть лошадь Пржевальского – единственную дикую лошадь в мире. В Монголию 21 особь перевезли из заповедника Аскания-Нова Херсонской области в начале девяностых, еще 84 лошади доставили из России и Голландии до 2000 года. На сегодня поголовье в Хустае превысило 400 особей. Лошадь Пржевальского отличается от домашней плотным строением тела, короткими ногами, песочным окрасом и короткой гривой. Работники нацпарка увезли нас вглубь заповедника, где мы увидели сразу несколько табунов, а еще смогли понаблюдать за оленями. В нацпарке можно переночевать в юртах, пообедать в кафе и посетить сувенирный магазин.
На этом наше путешествие закончилось. Точно знаю, что еще вернусь. Увидеть все, что таит в себе эта страна, за несколько дней невозможно. Монголию нужно узнавать постепенно, пить маленькими глоточками, как сутэй цай - традиционный монгольский чай с добавлением молока, масла, соли и муки.
Екатерина Емелина, IRK.ru
Фото автора
Екатерина Емелина
Угу, синего неба. Зимой дикий смог в Улан-Баторе, что и видно на первом фото. А так сгонять хотелось бы, но летом.