Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Сгнивший чердак и крысы в квартирах: как живут люди в каменном доме-памятнике на Советской

Сгнивший чердак и крысы в квартирах: как живут люди в каменном доме-памятнике на Советской

В Иркутске много домов-памятников, жильцы которых находятся в ужасных, а порой и опасных условиях. Пример – дом на Советской, 121а, построенный более ста лет назад. В каменном двухэтажном здании нет центрального отопления, горячей воды, зато есть крысы, блохи и разрушающийся потолок. О том, в каких условиях здесь живут люди и почему до сих пор историческое здание не привели в порядок, — читайте в материале IRK.ru.

«Скоро нам на головы рухнет потолок»

На улице Советская находится ансамбль жилой застройки начала 20 века, представленный несколькими кирпичными двухэтажными зданиями. Когда-то это были коммунальные дома, сейчас в них большинство квартир приватизировано, но остались еще и муниципальные, в которых семьи проживают по договорам соцнайма. Все эти дома являются объектами культурного наследия. Один из них — №121а. Возведенное в 1912 году здание находится в плачевном состоянии и без должного содержания продолжает разрушаться.

Дом на Советской полублагоустроенный: люди живут без центрального отопления и горячей воды

Дом на Советской полублагоустроенный: люди живут без центрального отопления и горячей воды

Ольга живет здесь с рождения. Ее отец был военным и получил квартиру по договору соцнайма. После смерти родителей женщина осталась жить в ней, оформив договор на себя. По словам Ольги, когда здание принадлежало военным, за ним следили, потом оно перешло к городу и без ремонта стало приходить в запустение.

Металлическая дверь в подъезде болтается, коробка тоже ходит ходуном при каждом открывании-закрывании. Между дверью и дверным проемом есть зазор более одного сантиметра, из-за чего, по словам жильцов, зимой внутрь заметает снег — и от этого очень холодно.

Деревянные лестницы в подъезде сохранились (если так можно сказать) со дня постройки дома, поэтому их состояние оставляет желать лучшего. Полностью разрушились ступеньки, ведущие в подвал дома, где находятся инженерные сети, вместо них несколько лет назад положили доски — да так и оставили.

Подъезд требует ремонта. Последний раз его делали почти 15 лет назад. «И то — тогда ограничились только покраской стен, — добавляет Ольга. — А капитального ремонта и вовсе не было».

Подъезд требует ремонта

Подъезд требует ремонта

Поднимаемся на третий этаж. На одном из пролетов на полу лежит отрава для крыс, которые, по словам жильцов, бегают не только в подъезде, но и пробираются в квартиры. Грызуны терроризируют людей уже не первый год, плодятся в подвале и разбредаются по всему дому. В начале года УК провела дератизацию, которой хватило ненадолго, и вот опять — нужно их травить. Но и это не единственная беда жильцов: из-за сырости на чердаке то и дело появляются земляные блохи.

— В УК нам сказали, что могут проводить дератизацию раз в год, не чаще, так как это очень дорого. Но санитарной обработки хватает на пару месяцев, и потом опять по всему дому бегают крысы и скачут блохи — даже те, которые кусаются, — рассказывают жильцы.

В подъезде три года назад потолок последнего этажа просел и частично обвалился. Приехали сотрудники УК, оббили штукатурку и уехали. Как пояснила Ольга, чердак в многоквартирном доме находится просто в ужасном состоянии: весной, когда тает снег, он весь в воде; не лучше ситуация и летом, во время дождей. В прошлом году женщина поднялась на чердак и обнаружила, что он весь в плесени, из-за сырости там растут грибы и все гниет.

— Я их убрала, все обработала специальным средством. На чердаке все съел грибок, — жалуется Ольга. — Самостоятельно вывести мы его не можем, нужно деревянные перекрытия менять, которые покрылись черной плесенью, чердак утеплять и крышу капитально ремонтировать.

Заходим в квартиру. Первое, что бросается в глаза: высокие дверные и оконные проемы и потолки, которые можно встретить только в старых домах, а потом уже — облупившиеся стены, дыры в полах, торчащие отовсюду провода, стены в паутине и грибке.

Весной чердак, когда тает снег, весь в воде, не лучше ситуация и летом, во время дождей

Весной чердак, когда тает снег, весь в воде, не лучше ситуация и летом, во время дождей

Раньше в доме были коммунальные квартиры с общей кухней и туалетом. После того как здание передали в ведение городской администрации, часть квартир приватизировали, часть осталась муниципальными. Общая кухня превратилась в «предбанник». Здесь стоят умывальник и плитка, которыми пользуются те, кто не смог в своих квартирах обустроить собственные санузлы и установить водонагреватели.

В доме печное отопление и только холодная вода. Ольга вспоминает: более десяти лет назад, когда рядом с ними возвели пятиэтажный жилой дом, мэрия и застройщик пообещали подключить их здание к центральному отоплению и завести горячую воду.

— Рядом с нашим домом были кладовки, в которых жильцы хранили дрова. При возведении дома их снесли, сказали, что они нам больше не нужны. Когда люди стали возмущаться, построили новые, в меньшем количестве и возле другого дома — нам не хватило. Теперь приходится хранить дрова в квартирах по чуть-чуть, — рассказывает женщина. — Топим печки, когда выключают электричество, а зимой это происходит часто.

Раньше в доме были коммунальные квартиры с общей кухней и санузлом

Раньше в доме были коммунальные квартиры с общей кухней и санузлом

В помещении бывшей кухни, возле окна, возвышается старая кирпичная печь. Дымоход давно уже засорился, поясняет Ольга, и печь много лет никто не топил. В комнате холодно. По словам жильцов, зимой окно покрывается льдом, в кране и смесителе замерзает вода. Чтобы здесь хоть немного стало теплее, жильцы заклеивают окно полиэтиленовой пленкой.

Две недели назад возле печки также обрушилась часть потолка. Тогда, вспоминает Ольга, пришли сотрудники УК, посмотрели и ушли. Ольга показывает акт, который составили представители УК после осмотра поврежденного потолка, — и на этом все.

В помещении бывшей кухни обрушилась часть потолка
Несколько лет назад с потолка обрушилась штукатурка, тогда жильцы самостоятельно заделали его

В помещении бывшей кухни обрушилась часть потолка

Несколько лет назад с потолка обрушилась штукатурка, тогда жильцы самостоятельно заделали его

Жильцы показывают общий санузел, которым пользуются три квартиры. Заходить в него страшно: потолок еле держится, со стен отлетают куски цемента и штукатурки, старая сантехника находится в ужасном состоянии. В помещении холодно. Ни ванны, ни душевой кабины здесь никогда не было из-за отсутствия горячей воды. Жильцы без собственных санузлов греют воду на плите и моются в тазике, а раз-два в неделю ходят в баню или к знакомым.

В коридоре возле нескольких квартир сохранились печи, которыми жильцы пользуются, хотя и редко, — зимой, когда отключают свет. У Ольги в комнате стоит небольшой обогреватель, топит печь женщина неохотно, говорит, что она дымит, так как дымоход забит мусором от разрушенной кладки трубы, да и дрова ей хранить негде.

Из-за сырости в квартире Ольги отходят обои, а с потолка отваливается штукатурка

Из-за сырости в квартире Ольги отходят обои, а с потолка отваливается штукатурка

Ольга показывает, что от каждого открытия/закрытия печной дверцы, которая примотана проволокой к железным петлям, от печки отлетают куски штукатурки и треснувших кирпичей. Печь возле соседней квартиры находится в еще худшем состоянии: дверца болтается на одной ржавой петле и вот-вот упадет.

Из-за того, что жильцы зимой перешли на электрические обогреватели, напряжения в доме не хватает, и, как следствие, с наступлением холодов постоянно отключается электричество. Люди надеялись, что со строительством рядом с ними современного дома проблема решится, но стало только хуже.

Рядом с Ольгой находится приватизированная однокомнатная квартира, в которой живет Юрий, но на зиму он уезжает жить к брату, так как в его комнате очень холодно — не спасает даже обогреватель. Напротив — еще одна квартира, в которой с 1996 года живет Наталья с мужем. Женщина вспоминает, что в то время здание находилось в хорошем состоянии, но постепенно без капитального ремонта оно стало разрушаться на глазах.

В коридоре все стены опутаны проводами. По словам жильцов, в местах общего пользования вся электропроводка старая, только некоторые семьи заменили ее в своих квартирах. Несколько лет назад, вспоминают они, проводку обновили в подъезде, почему-то заменив медные провода на алюминиевые. «Возможно, это была временная мера, так как провода были сгнившие, но в итоге так все и осталась», — поясняют жильцы.

Во втором подъезде живет Галина с мужем. Проблемы здесь те же, что и в первом подъезде: прогнивший чердак, обвалившийся потолок, старые лестницы и отсутствие ремонта. По словам женщины, несколько лет подряд вместе с другой жительницей она обращалась в различные инстанции по проблемам дома, писала и звонила в УК, а также депутату ее округа.

Благодаря совместным усилиям, удалось добиться возведения новых кладовок взамен тех, что снесли при строительстве многоэтажки и благоустройства придомовой территории. Также во втором подъезде решили проблему с отключением электричества: до этого, вспоминает Галина, аварийная служба приезжала зимой по три-четыре раза за ночь, а проводку жильцы поменяли за свой счет еще несколько лет назад.

— На это мы много времени потратили, а сейчас уже и нет сил заниматься этим. В доме живет много молодых семей, которые также жалуются и страдают из-за отсутствия капремонта, но почему-то бездействуют.

У Галины также много вопросов к управляющей компании.

— Я два года билась, чтобы в подъезде установили новую дверь. В итоге старую не убрали, поставили вторую, хиленькую, деревянную, но на замок у них денег не оказалось. Территорию вокруг дома чистят плохо, наледь образуется — ходить небезопасно. За что мы платим, если вот так живем — непонятно, — жалуется женщина.

Ответ управляющей компании

На запрос IRK.ru управляющая компания ООО "Холдинговая компания «Коммунальные системы» пояснила, что под ее управлением полублагоустроенный дом на Советской находится с 2014 года. Износ здания по данным технического паспорта на 1980-1990 годы составляет 51%.

В УК подтвердили, что после обрушения штукатурки в общей кухне коммунальной квартиры обследование по заявке жильцов провели специалисты «Коммунальных систем» совместно с представителями комитета по управлению Правобережным округом. Причина произошедшего определена как «полное отсутствие какого-либо ремонта со стороны собственников и нанимателей». В соответствии со статьей 41 Жилищного кодекса РФ, «собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты»; согласно приказу минстроя РФ от 14.05.2021 года №292/пр, собственники и наниматели обязаны производить текущий ремонт в квартире.

Что касается разрушенного потолка в подъезде, то в УК пояснили: по данным последнего осмотра дома №121а, выявлены прогибы балок перекрытия, однако инструментального обследования дома не проводилось, так как эти работы не предусмотрены договором и должны выполняться специализированный организацией. В ближайшее время УК временно заделает потолок и вынесет на общее собрание собственников вопрос о проведении в 2023 году текущего ремонта в подъезде.

Согласно ответу УК, чтобы решить проблему постоянного отключения света в доме, необходим капитальный ремонт электропроводки. Из-за того, что зимой жильцы практически не используют печи для отопления, а включают электрические обогреватели, проводка не выдерживает нагрузок. «5 лет назад жители дома ставили перед администрацией города Иркутска вопрос о подключении к центральным сетям теплоснабжения, однако отказались из-за большой стоимости работ», — говорится в ответе.

На вопрос о том, когда в последний раз обрабатывали подвал и чердак от насекомых и грызунов, в УК пояснили: в сентябре 2020 года были проведены дезинсекция на сумму четыре тысячи рублей и дератизация на сумму пять тысяч рублей, в октябре 2021 года — дезинсекция на 1,5 тысячи рублей, в апреле 2022 года — дератизация на 3,5 тысячи рублей.

Комментарий городской администрации

Как пояснили в городской администрации, взыскание задолженности с нанимателей жилых помещений за услуги ЖКХ возложено на управляющую компанию, что зафиксировано в договоре между УК и администрацией.

Общая задолженность жильцов дома 121а по улице Советская за услуги ЖКХ составляет 649 368 рублей. Среди должников — 12 (из 41) квартир. С собственниками и нанимателями десяти квартир работают судебные приставы, еще по двум квартирам готовятся документы для подачи иска о взыскании долга в суд.

Ответ Фонда капитального ремонта по Иркутской области

На запрос сайта IRK.ru фонд капремонта по Иркутской области сообщил, что дом на Советской, 121а включен в программу капремонта в период 2023 — 2025 годов. До 15 февраля 2023 года ООО «Иркстройкапитал» проведет техническое обследование здания, которое включает в себя оценку состояния фундаментов, стен (включая перегородки, перемычки, окна, двери, ворота), пола, лестниц, перекрытий, крыши и кровли. Стоимость работ — 718 507 рублей. Компания имеет необходимую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ.

В случае работоспособного или ограниченно-работоспособного состояния здания будет разработана проектно-сметная документация, которая необходима для капремонта объектов культурного наследия.

За период работы Фонда в регионе сумма, которая должна была накопиться на счету этого дома при стопроцентной оплате взносов, составляет 2,7 миллиона рублей: 1217,20 квадратных метров (площадь дома) * 4,95 рублей (минимальный размер взноса) * 460 месяцев (срок действия программы). За минусом стоимости работ по обследованию дома непосредственно на капремонт останется два миллиона рублей. В настоящее время по дому на Советской существует задолженность в размере 162 313 рублей, однако, как указано в ответе, долг на проведение капремонта не влияет.

— Если этой суммы не хватит на капремонт, то жильцы могут принять решение об установлении взноса на капремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, — говорится в ответе Фонда.

***

У жильцов нет денег, чтобы своими силами привести в порядок даже места общего пользования в бывших коммунальных квартирах — они ждут помощи от УК, Фонда и администрации. «Как-никак, это памятник, и почему ответственность за это историческое здание лежит только на наших плечах?» — возмущаются, и небезосновательно, люди. А пока все заинтересованные лица перекладывают ответственность друг на друга, остается надеяться, что никто не пострадает из-за разрушающегося памятника.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Вадим 20 ноября 2022 в 13:06

    А пока все заинтересованные лица перекладывают ответственность друг на друга….. Блин эта фраза рефреном должна присутствовать во всех учреждениях. Приходишь в какую нить управу. А там уже и плакатик. Мы перекладывем ответственность. Вы с каким вопросом ? Крыша течет… Нее это не мы виноваты….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля