В Иркутске, на самой высокой точке правого берега, возвышается белокаменный храм — церковь Входа Господня в Иерусалим, — построенный в 18 веке. В наши дни сохранившаяся пятиглавая церковь является памятником регионального значения, экскурсию по ней для нас провел ее настоятель, протоиерей Андрей Степанов.
История появления храма в этом месте очень интересна. После того как в 1772-м году Екатерина Вторая запретила осуществлять захоронения в церковных дворах, в Иркутске на горе устроили городское кладбище, получившее название Иерусалимского. Для отпевания усопших в нескольких метрах от него, за оградой, в 1792-м году построили кладбищенский Входо-Иерусалимский храм. Но он простоял недолго: за 28 лет здание сильно обветшало, поэтому в 1820-м году рядом началось возведение одноименного однопридельного кирпичного храма, который освятили в 1830-м году.
— Так как храм возвели уже после указа императрицы, в его ограде не было захоронений, как, например, в других церквях города, — говорит настоятель. — Сейчас мы проводим восстановительные работы в старинном храме — церкви Сретения Господня в селе Бельск Черемховского района, так там вся ограда в захоронениях.
Сегодня храм огорожен кованым забором с каменными столбами, который возвели после того, как церковь вернули верующим. До этого вокруг было деревянное, наспех сколоченное ограждение, которое то и дело поджигали хулиганы. Настоятель показывает часть забора, сохранившуюся еще с 19 века, — семь кирпичных столбов со стороны улицы Советской.
Для охраны в оградах церквей всегда держали собак. По словам настоятеля, в 2000-х годах некоторые храмы еще придерживались этой традиции, однако во Входо-Иерусалимской церкви решили от этого отказаться. Сначала в храме поселили двух сторожей, которые круглосуточно смотрели за порядком. В наследство от училища храму достался стационарный телефон, и поэтому всегда, в случае чего, можно было позвонить в милицию (в 2011-м году милицию переименовали в полицию. — Прим. ред.). Сейчас, после того как установили камеры видеонаблюдения, за храмом смотрит один сторож.
При входе на территорию храма есть небольшой, но ухоженный сад, в котором можно отдохнуть. По словам настоятеля, каждый кустарник, деревце или цветок здесь появились неслучайно: их расположение тщательно продумывалось. Возле одной из скамеек стоит бетонный цветник, который принесли из бывшего ЦПКиО (Центрального парка культуры и отдыха), так сказать, раритет.
— У нас каждая клумба имеет свое название. Вот эта называется «Рокарий», эта — «Фламинго», далее «Волна» — это «съедобная» клумба с чабрецом, руколой, перцами, — поясняет настоятель. — Здесь «Бумеранг», а за церковью — «Луна».
На этом интересная и непростая история возведения храма не заканчивается: здание претерпело две перестройки. Первоначально однопрестольная церковь имела открытый со всех сторон портик (крыльцо, ведущее ко входу в здание или вытянутое в виде колоннады, с крышей над дорожкой. — Прим. ред.), и расстояние между колоннами и боковыми стенами храма составляло около полутора метров. Позднее надстроили два боковых придела, и портик закрыли.
Все дело в том, что долгое время в храме сохранялось печное отопление: здание стояло на отшибе, и электричество в нем появилось поздно, поэтому на стенах то и дело оседали копоть и сажа. Из-за этого храм время от времени приходилось закрывать для побелки. Поскольку на тот момент это было единственное городское кладбище, на котором ежедневно хоронили, а в храме проводили отпевания и панихиды, закрыть его даже на несколько дней не представлялось возможным. Тогда по просьбе священников храма в 1890-м году к церкви с южной и северной сторон были пристроены два боковых придела, каждый со своим входом. После этого можно было вести богослужение в одной части храма, а в другой, отгородившись, делать ремонт здания.
Вслед за Февральской революцией в 1917-м году последовала и революция церковная. В 1920-х годах до Иркутска дошел раскол, и появились «живоцерковники» (обновленческая организация, возникшая в мае 1922 года при активной поддержке государственного политического управления при НКВД РСФСР. — Прим. ред.), которые попытались захватить Входо-Иерусалимский храм. Тогда его настоятель протоиерей Николай Троицкий предложил разделить здание на несколько частей, чтобы в одном приделе находились «живоцерковники», а в другом — православные. Но власти на это не пошли, и вскоре, 1931-м году, храм закрыли.
После закрытия храма снесли колокольню, купола убрали, здание разделили на три этажа и возвели перегородки — и он перестал напоминать религиозное сооружение. В разные годы здесь располагались различные государственные учреждения, последним из них было Иркутское культпросветучилище №2, которое здесь построило для своих нужд сцену и организовало общежитие.
— До сих пор приходят люди, которые здесь учились и жили. Многие из них даже не догадывались, что когда-то в этом здании был храм, — рассказывает отец Андрей.
В марте 2000-го года храм был передан епархии, и спустя три года начались работы по его восстановлению. В 2007-м году протоиерея Андрея Степанова назначили ответственным за восстановление храма, а в 2011-м году он стал настоятелем этой церкви. Храм освятили в 2013-м году и провели первое богослужение.
Как вспоминает настоятель, когда храм вернули епархии, он находился в ужасном состоянии: крыша протекала, все стены были в трещинах, внутри помещений стоял запах сырости. «Тогда я не знал, как и, главное, на что мы будем этот храм восстанавливать», — делится он.
Незадолго до завершения строительства храма, в конце 1820-х годов, полностью обрушился купол, который возвели из кирпича. Его восстановили, однако со временем он вновь начал разрушаться. Поэтому прежде всего в 2003-м году, для предотвращения дальнейшего разрушения, а также для того, чтобы здание не заливало дождем, главный купол укрепили сейсмопоясом из бетонного монолита.
После этого приступили к строительству колокольни, которую снесли при советской власти. Самая первая колокольня, которую возвели из кирпича, рухнула после одного из землетрясений в конце 19 века. (Тогда колокольня обрушилась и в Крестовоздвиженской церкви; сейчас она представляет собой деревянный каркас, обшитый медью. — Прим. ред.) После этого отстроили новую, которую снесли уже в середине 20 века. Много лет храм простоял без звонницы; там, где сейчас главный купол, был организован выход с третьего этажа на кровлю. Так как Входо-Иерусалиский храм располагается на самой высокой точке правого берега Ангары, на его крыше установили сирену для оповещения горожан о пожарах.
В 2005-м году приступили к строительству новой колокольни. Чтобы минимизировать нагрузку на фундамент, конструкцию решили сделать более легкой: соорудили железный каркас, обшили его доской, обтянули металлической сеткой и оштукатурили. Такой способ возведения колокольни позволил снизить нагрузку на фундамент на 30%. Между тем, колокольня выглядит так, будто построена из кирпича, и по внешнему виду, судя по сохранившимся фотографиям, ничем не отличается от прежней.
Затем приступили к восстановлению куполов, которые в православии символизируют духовное небо. Как рассказал настоятель, накануне закрытия храма в 1930-м году в церкви было семь куполов (количество куполов символизирует семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. — Прим. ред.), однако по возвращении храма в епархию решили восстановить пять: главный купол, купола над колокольней и алтарем, два купола над боковыми приделами. А раньше, поясняет отец Андрей, были еще две небольших маковки над приделами, но для восстановления куполов небольшого размера нужны специалисты, которых на тот момент в городе не было.
Дальнейшее восстановление храма шло медленно, главным образом из-за нехватки денег; работы возобновили только в 2010-м году, когда приступили к внутренней отделке. «Тогда полиэтиленом завешали одну часть храма и приступили к капитальным работам, а в другой проводили богослужение», — вспоминает настоятель.
Спустя почти двадцать лет после проведенной реставрации храм выглядит почти как до Октябрьской революции 1917-го года. «После того, как восстановили этот храм, реконструировать другие уже не страшно», — смеется настоятель. К слову, отец Андрей занимается восстановлением и других храмов области и знает, о чем говорит.
Храм трехпридельный. Главный престол освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, правый — в честь Иерусалимской Божьей матери, левый — в честь Митрофана Воронежского. Здание имеет в основании форму креста и построено в стиле классицизма, которому присущи лаконичность, простота, но вместе с тем и монументальность.
Здесь нет декоративной кладки, фресок или лепнины, сложных форм. Благодаря этому здание выглядит величественно и строго — как говорится, сдержанность и простота его и украшает. Окна и вход обрамляют простой формы арки, а купола венчают кресты, изготовленные иркутскими мастерами в 2015-м году.
В храме осталось немного подлинных элементов убранства. Среди них — кованые решетки на окнах и крыльцо главного входа, сложенное из песчаных плит. Справа от крыльца виднеется металлический штырь, который обозначает самую высокую точку в городе. Над главным входом в храм находится небольшая икона с изображением Входа Господня в Иерусалим, которую написал иркутский мастер Михаил Лутаенко.
Помимо главного входа, в здании было еще два — в северной и южной стенах, но их заделали сразу после закрытия храма в 30-х годах. Когда здесь располагалось училище, с восточной стороны прорубили новый вход, который при реставрации решили оставить в качестве аварийного. К нему ведет деревянное крыльцо, которое предстоит облицевать песчаными плитами. К слову, материал для этого привезли из Преображенской церкви, где уложили новый пол, а старый — из песчаника — разобрали и привезли сюда для отделки.
Поднимаемся по ступенькам старинного крыльца и попадаем в трапезную. Дверь главного входа — это новодел, поясняет настоятель, а вот внутри сохранились подлинные двери: за одной находится лестница, ведущая на колокольню, за другой — подсобное помещение. Они тяжелые, из массива дерева, с металлическим декором и засовами. При входе висят платки, которые надевают прихожанки, если у них нет своего. Чуть дальше находится церковная лавка и административное помещение. «А раньше, — вспоминает настоятель, — в одной из комнат располагалась дирекция ЦПКиО, в другой находилась бухгалтерия».
Храм приходской: здесь и крестят, и отпевают; по праздникам и воскресеньям собирается около ста человек. Пока мы были здесь, то и дело заходили люди, чтобы помолиться и поставить свечку возле одной из икон. Небольшими группами заходят и гости города: кто-то ограничивается осмотром здания снаружи, а кто-то заходит, чтобы сфотографировать внутреннее убранство храма.
После того как храм закрыли, все иконы уничтожили. Те, что сейчас есть здесь, в разное время подарили прихожане. Среди них есть и несколько старинных икон, например, икона Георгия Победоносца.
— Много храмов осталось в зоне затопления Братской ГЭС, и иконы, что находились в тех церквях, потом были обнаружены в антикварных магазинах. Один из наших прихожан выкупил некоторые из них и передал храму, — рассказывает настоятель.
Слева на стене изображены святители Иннокентий Иркутский (в миру Иван Кульчицкий), митрополит Иннокентий (Вениаминов) и Софроний Иерусалимский, которые написал также Михаил Лутаенко. Рядом находится двухметровое распятие Христа, созданное по эскизу того же мастера. Изначально, вспоминает отец Андрей, планировали вырезать по дереву библейский сюжет, не раскрашивать работу – только покрыть ее лаком. Но резчик решил проявить инициативу и покрыл распятие коричневой краской.
— Мы не знали, что делать: работа нам не понравилась, даже были мысли уничтожить ее, но потом покрыли распятие зеленой и золотой краской и оставили изображение в храме. Оно установлено на колесиках, чтобы было удобно перемещать его по храму. Это, наверное, единственное в мире распятие зеленого цвета, — улыбаясь, рассказывает настоятель.
На стенах храма в нишах выполнены росписи по библейским сюжетам: воскрешение Лазаря, вход Господень в Иерусалим, благовещение Пресвятой Богородицы. В скором времени появятся изображения Митрофана Воронежского, а также Собора Грузинских святых и Собора Сибирских святых.
Наверх, на балкон, где находится клирос, ведет лестница, построенная в стиле Гауди (Антонио Гауди (1852 – 1924 гг.) – известный испанский архитектор, для его стиля характерны отсутствие прямых линий, мозаика, яркие цветовые решения. — Прим. ред.). Над балконом изображена сцена Страшного Суда. К слову, изначально певчие находились внизу, но во время реставрации решили перевести их наверх, чтобы во время богослужения не загораживать иконостас.
Интересна история появления в храме главного иконостаса, который, как вспоминает настоятель, случайно попал сюда. Когда восстанавливали Харлампиевский храм, в Екатеринбурге заказали деревянный резной иконостас, сделав замеры перед тем, как заштукатурили стены внутри храма. После того как закончили внутреннюю отделку, размеры ниши, где должен был быть установлен иконостас, изменились, и он туда не поместился. Два года он находился на складе, пока староста Входо-Иерусалимского храма не обратился к настоятелю Харлампиевской церкви с просьбой, чтобы иконостас временно поставить здесь.
— Установив иконостас, мы покрыли его краской под золото, добавили резные элементы, а по бокам — изображения архангелов. В этом году дописали икону над Царскими вратами и добавили крест. Если разобрать иконостас, то в таком виде, как сейчас, он уже нигде больше не соберется, придется его подрезать и подгонять, — рассказывает настоятель.
Настоятель включил свет в алтаре, и Царские врата как будто начали светиться изнутри. И это неслучайно: в храме алтарь, который располагается в восточной части здания, символизирует образ рая и пришествие Христа. В нем стоит престол (в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем Евхаристии. — Прим. ред.), изготовленный из розового оникса, который с двух сторон украшают также вырезанные из камня кресты. Престол в Иркутск привезли из Валаама. Всего было изготовлено два таких престола, второй находится в одном из храмов острова.
Внутри храм преимущественно отделан камнем, однако изначально помещение было просто побелено. Настоятель вспоминает: каждый кирпич почистили железной щеткой, там, где была плесень, специальным раствором обработали поверхности, пораженные грибком, в полу заделали все ямы и залили его бетоном; и даже в таком виде главное помещение в храме смотрелось неплохо, поэтому сначала решили его оштукатурить, затем покрасить стены и на этом закончить с отделкой. А потом возникла идея уложить на пол гранит, а стены облицевать мрамором.
— Сначала в алтаре уложили на пол гранит, а в одном из приделов выложили бордюр из итальянского мрамора. Помещение очень преобразилось, тогда решили и все пространство оформить таким образом, — вспоминает настоятель.
На средства одного из прихожан приобрели гранит, который привезли из китайской провинции Шаньдун, и мрамор — из Египта. Гранитный пол украшен квадратными вкраплениями из смальты, на которые нанесена пленка из сусального золота. По периметру стены украшены мозаичным бордюром.
В приделе в честь Иерусалимской Божьей матери стоит купель для совершения Таинства Крещения, которая представляет собой небольшой бассейн из мрамора, наполненный водой. Она имеет ступени для удобства погружения крещаемых.
В помещении висят три люстры: две освещают боковые приделы храма, одна — алтарь. Хоросы были изготовлены специально для этого храма в Воронеже в 2012-м году. Однако под главным куполом люстры нет. Настоятель поясняет: под куполом в медальонах появятся изображения четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а по центру — Господа Вседержителя, или Пантократора (центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Всемогущего, Всевластного Царя. — Прим. ред.); после того, как мастер закончит работу, станет ясно — вешать ли люстру, чтобы она не закрывала роспись. Андрей показывает на стенах четыре крюка, на которых когда-то на массивных цепях висел главный хорос храма.
На колокольню ведет узкая лестница с крутыми подлинными ступеньками, которая расположена в небольшом прохладном помещении. Поднимаемся на несколько ступенек. Глаза успевают постепенно привыкнуть к темноте, прежде чем настоятель находит выключатель. И через несколько секунд помещение наполняется тусклым желтоватым светом — можно идти дальше. «Внутри колокольни находится железный каркас, поэтому нам никакое землетрясение не страшно», — говорит отец Андрей.
Настоятель показывает, какой толщины первоначально была стена храма с кирпичной кладкой, и какой стала после того, как ее укрепили бетоном. Однако в целом помещение с лестницей, ведущей на колокольню, имеет первоначальный вид. На одном из пролетов на настенной подставке стоят ноты, рядом находится тренажер для обучения колокольному звону.
Еще несколько ступенек — и мы на колокольне.
— Сюда, головой не ударьтесь, — предупреждает настоятель, придерживая тяжелую деревянную дверь.
Звонница состоит из семи колоколов, которые были изготовлены в 2013-м году в Воронеже. Каждый колокол украшен по-своему: на одном изображен Вход Господень в Иерусалим, на других — Митрофан Воронежский, Иерусалимская икона Божьей матери, Андрей Первозванный, «Державная» икона, икона Спаса Нерукотворного и Спиридон Тримифунтский.
Отец Андрей дергает за веревку один из колоколов, и раздается глубокий протяжный звук, тянет за другой — и по округе разносится звонкое эхо. Настоятель поясняет: каждый колокол имеет свой голос, и, чтобы звуки отдельных колоколов сложились в мелодию, нужно обладать хорошим слухом и много практиковаться.
Оглядываемся вокруг: правая часть города видна, как на ладони. Сегодня нам повезло — ветра нет. Однако чаще все иначе: из-за того, что храм находится на горе, на самой высокой точке правого берега, ветер здесь даже летом продувает насквозь, а зимой находиться здесь дольше нескольких минут просто невозможно — как отыграет звонарь мелодию, сразу спешит вниз. Налюбовавшись видами, мы заперли колокольню и начали спускаться по крутым старинным ступенькам.
У меня остались глубокие впечатления от Входо-Иерусалимской церкви, в которой каждый камень пропитан историей. Судьба этого старинного кладбищенского храма в советское время сложилась трагично, но здание смогли восстановить практически в первозданном виде.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фотографии Анастасии Токарской
Анастасия Маркова, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Пока не переехала из Иркутска, была прихожанкой этого храма. Очень теплые воспоминания! Красиво, уютно, удобно, службу видно и слышно из каждого уголка храма. Дай Бог всех благ о. Андрею, о. Олегу и всему приходу!