На пять дней Иркутский завод тяжелого машиностроения превратился в огромный съемочный павильон. Сюда привезли несколько грузовиков с оборудованием и реквизитом, чтобы воссоздать атмосферу 1907 года, когда он был создан. А еще на площадку из Москвы приехал знаменитый актер театра и кино, заслуженный артист России Андрей Мерзликин. И пока одни настраивали станки и включали оборудование, другие проверяли готовность микрофонов и повторяли диалоги из сценария.
Причиной такого масштабного вмешательства в регламентированную жизнь завода стал 115-летний юбилей предприятия, в честь которого кинематографисты из студии Burkalo Production создают художественный проект о его истории. Продюсер Роман Буркало выбрал интересный формат: не интервью с руководителями, а рассказы о жизни людей, связавших свою судьбу с заводом.
— Моя мама работала на заводе и стояла у станка, когда была мной беременна, — вспоминает Роман. — Поэтому для меня это не просто съемки, не просто работа. Для меня этот проект стал отражением энергии тех людей, которые с гордостью выполняли и выполняют свою работу. Этот проект восстановит своего рода историческую справедливость, вернув ИЗТМ на карту города, — не в буквальном смысле, конечно, по счастью, завод никуда с нее не исчезал, — а с точки зрения осознания того вклада, который делает Иркутский завод тяжелого машиностроения в развитие промышленности не только нашего региона, но и всей страны. Вот зачем мы все это делаем!
Для съемок было построено множество декораций, чтобы воссоздать дореволюционную, военную и послевоенную эпохи. В проекте задействовали свыше 250 человек — не только профессиональных актеров, но и самих заводчан, которые смогли проявить свои творческие способности.
Пока большую часть сюжета сценаристы и продюсеры держат в секрете. И только по словам тех, кто был в гуще событий, можно приоткрыть завесу тайны и понять, что увидит зритель в картине.
Заместитель генерального директора ИЗТМ Антон Лазицкий был впечатлен процессом создания кино, ведь, чтобы соблюсти историческую достоверность, съемки проводили прямо в цехах завода. Иногда актеры и операторы работали всего в одном метре от станков, за которыми стояли заводчане, изготавливающие детали для будущей тяжелой техники.
— В этом году мы отмечаем 115-й день рождения завода. Да, время перестройки и 90-е годы не прошли для предприятия без потерь — от территории осталась только третья часть. Но основное богатство завода заключается не в квадратных метрах, а в том, что предприятие сохранило оборудование и линейку заказов, для которых оно и создавалось. На заводе до сих пор производится металлургическое оборудование, в том числе и клапана горячего и холодного дутья. И одна из задач этого художественного проекта — показать городу и всей стране возможности нашего завода, рассказать о людях, которые там работали и работают, — с гордостью говорит Антон.
Заводчане, по словам Лазицкого, сначала отреагировали на предстоящее событие с определенной опаской, а потом и их захватил творческий процесс. Как правило, съемки происходили без остановки производства — среди работающих станков. Но в последний день, вспоминает Антон, пришлось полностью остановить работу двух пролетов цеха, так как требовалась тишина для записи качественного звука. Позвав начальника цеха, Антон заявил:
— Нужно останавливать.
— Останавливать? Все? В конце месяца? А как же план?! — забеспокоился тот.
— Потом догоним.
Работу приостановили на полтора часа. Все сотрудники отнеслись с пониманием к этому, использовав нерегламентированный перерыв, чтобы понаблюдать за тем, как снимают настоящее художественное кино.
Съемки проходили по всему предприятию: в механическом, сборочном и литейном цехах. Чтобы создать ощущение реальности и, главное, достоверности происходящего на экране, на этапе подготовки к съемкам сценаристы работали с архивами, изучали, как и чем жил завод в разные годы. А красивые костюмы и исторические детали интерьера, которые, к слову, привезли из Музея истории Иркутска, позволили полностью погрузиться в атмосферу начала 20 века, военного времени, а затем и перестройки.
Главную роль в художественной картине исполнил заслуженный артист России Андрей Мерзликин. К слову, это не первый проект об истории предприятия, в котором участвует известный актер: несколькими неделями ранее он снялся в документальном фильме, посвящённом 50-летию Кольской АЭС. Свое участие в локальных проектах Андрей объяснил так:
— На самом деле, у нас есть дефицит таких фильмов. В последнее время появился интерес к производственным темам, к наследию нашего производственного прошлого. С перестройки мы живем с представлением, что страна рухнула, упала и ничего не осталось. Но такие проекты говорят об обратном: все есть — и, конечно, об этом надо рассказывать. Я участвую в тех проектах, которые соответствуют моему мировоззрению, и никогда не стану браться за то, что мне не по душе, сколько бы это ни стоило. И, конечно, я не мог не согласиться на съемки в Иркутске, ведь в 2018 году здесь, на Байкале, проходили съемки финальной сцены фильма «Облепиховое лето», где я сыграл Александра Вампилова, и мне хотелось сюда вернуться, — вспоминает Андрей.
Андрей Мерзликин: «Люди могут и не знать, что каждый день проезжают мимо завода с богатой историей, а открыв наш фильм в Интернете, узнают, что здесь находится не рядовое предприятие, а завод со столетней историей, которому есть чем гордиться».
За три дня актер пообщался с заводчанами, которые не в кино, а в реальности стоят за станком. Седи них — Вера Михайловна, ветеран труда: она проработала на заводе 50 лет.
— Как вам то, что вы в кино? — спросил актер Веру Михайловну.
— О, да мы тут привыкшие, — с улыбкой ответила она, вспоминая, что раньше на завод регулярно приезжали снимать передовиков производства. — Я не раз была в кадре.
Действительно, раньше представители простых рабочих профессий были на вес золота. Лучших работников завода ставили в пример, премировали и награждали. Пора об этом вспомнить и вернуть предприятию и заводчанам заслуженную славу.
Роман Буркало, который придумал саму идею проекта, уверен: фильм ждет успех, он обязательно понравится зрителям, ведь над его созданием работал мощный, талантливый и творческий коллектив во главе с режиссером Анастасией Зверьковой, креативным продюсером Владимиром Тарасовым и оператором Алексеем Базылевским.
Премьера запланирована на сентябрь. Уже пройден этап препродакшна, предстоит монтаж, цветокоррекция и озвучка. Параллельно Burkalo Production работает над более 20 проектами — это и рекламные ролики, и художественные и документальные фильмы, так что впереди иркутян ждет еще много всего интересного.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фотографии Алексея Сулимова, Анастасии Токарской
*буркало продакшен
Анастасия Маркова, IRK.ru
там такие умы трудились