Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Деревянный Иркутск. Будущее

Банальная метафора «любимый Иркутск – середина земли» в последнее десятилетие обрастает новыми подробностями. Сначала здесь происходило великое столкновение двух туристических потоков – из Европы и из Китая, и складывалось довольно правдоподобное ощущение, что мы в самом эпицентре, и все дороги ведут теперь не в Рим, а в Иркутск. Когда обострился ковид, а следом за ним – и международная обстановка, эти потоки иссякли. Зато поехали граждане нашей страны. Опять же, и с востока, и с запада, тем самым подтверждая наше представление о себе как середине земли.

Если серьезно, то Иркутск, действительно, город красивый. Он уже давно заслужил почетное место на туристической карте страны. И не только соседством с Байкалом (хотя, конечно, отрицать очевидное мы не будем – Славное Море – главный магнит для приезжающих), но и своей интересной, увлекательной историей. Казаки–первопроходцы, путешественники – исследователи севера, организаторы миссий в Русскую Америку, великие русские святые, декабристы… На каждом отрезке российской истории Иркутск занимал особое место, играл свою уникальную роль. Это город, овеянный романтикой и загадками. Он нравится, в него влюбляются и остаются здесь навсегда…

Но все это – не повод к тому, чтобы останавливаться на достигнутом и ничего не делать. Напротив, Иркутск может и хочет своей уникальной стариной прорасти в 21 век. Сейчас, на фоне обсуждения стратегии развития города, предлагаются модели его будущего и пути их достижения. Одна из самых привлекательных – комплексное развитие центра города.

130 квартал
130 квартал

— К сожалению, за последние годы, с того момента, как была завершена реконструкция 130 квартала, ни одного примера комплексного преображения каких-то более-менее значительных по площади городских пространств у нас не было. Как правило, изменения носят точечный характер и поэтому не очевидны для горожан, — считает председатель совета директоров Агентства развития памятника Иркутска (АРПИ) Максим Девочкин.

Его коллега, член совета директоров АРПИ Сергей Юдин отмечает: «Центральная часть города имеет свои статусные границы исторического поселения. Они утверждены законом Иркутской области и к развитию центральной части города Иркутска нужно подходить не фрагментарно, а комплексно. – Нами дано техническое задание на проработку в „Стратегии социально-экономического развития Иркутска“ вопроса о центре города: это сложный организм, где сосредоточены и бизнес, и административный блок, культура, жилье, инфраструктура, школы, бассейны и так далее. При этом центром у нас никто никогда комплексно не занимался».

Надо сказать, что вопросами «пространственного преобразования» центральной части Иркутска активнее всего заняты две структуры – АО «Агентство развития памятников Иркутска» и некоммерческая организация «Иркутские кварталы». Но проекты, которые они реализуют, точечные. Нет такого, как было со 130 кварталом, когда взяли враз 20–30 домов на одной территории, разработали план застройки, план сохранения объектов культурного наследия, приняли решение по их приспособлению. Если смотреть по количеству «объектов в работе», то получаются вполне внушительные цифры, но если оглянуться по сторонам – изменения в глаза не бросаются и восхищения не вызывают. Они «размазаны тонким слоем» по центру города.

Максим Девочкин рассказывает: «У нас есть прецеденты, когда люди хотят восстановить памятник, но они задаются вопросом – что у них будет по соседству? От этого зависит многое, в том числе и развитие бизнеса, который хотел бы разместиться в старинном деревянном здании».

Например, обратилась компания – продавец отделочных материалов, ей как раз хотелось бы отреставрировать под офис деревянный дом, чтобы наглядно показать возможности своей продукции. Но если нет парковок, если вокруг – разруха, клиент не поедет.

По мнению Максима Девочкина, в центр города уже пора возвращать жилую составляющую. Сейчас здесь в основном административные, офисные здания, коммерческие предприятия. Как следствие – велика дневная миграция в центр и из центра.

«Есть люди, которые готовы жить в деревянной исторической застройке, особенно если бы это были какие-то мини-посёлочки в центре города домов на пять–десять. Но нужны инфраструктура, благоустройство», — говорит Девочкин.

Максим Девочкин
Максим Девочкин

Однако в этом вопросе существуют существенные препятствия. Если речь идет о центре города, то здесь очень мелкая нарезка земельных участков – по две–три сотки, а многие дома представляют собой коммуналки. Таким образом, у инвесторов нет возможности расселять по одному участку.

«Нужно какими-то участками жертвовать, чтобы на них размещать проходы, проезды, парковки, какие-то общие зоны. Поэтому единственный вариант – это комплексная реконструкция», — считает Максим Девочкин.

В собственности города деревянных памятников архитектуры – единицы. Да, есть программа переселения из ветхого и аварийного жилого фонда, и она могла бы помочь. Но в этом вопросе тоже не все гладко. Расселение ведется хаотично, без комплексного подхода: существует очередность граждан на получение новых квартир, и она никак не согласуется с потребностями города по модернизации пространств. За очередью бдительно следит прокуратура, так что эта задача пока не имеет двух решений.

Депутаты считают, что было бы целесообразно использовать (хотя бы отчасти) комплексный подход: например, берется квартал, выясняется, какие дома могут быть расселены по государственной программе, какие принадлежат муниципалитету, бизнесу и так далее. Затем формируется концепция реконструкции этого пространства.

Например, один квартал будет иметь туристическую направленность, как 130-й. Следующие – административным, жилой, социальный.

«И по каждому кварталу, соответственно, необходимо сделать предварительный вариант проекта, чтобы было видно, что сможет получить здесь инвестор, готовый зайти в этот проект. Если подходить к этим вопросам комплексно, у инвестора снимаются риски, что ему что-то не согласуют. А город, в свою очередь, будет понимать, что здесь будет реализован именно тот проект, который был предварительно согласован. Может, с какими-то корректировками, но генеральная идея остается прежней», — полагает Максим Девочкин.

В таком механизме взаимодействия города и частных инвесторов важное звено – АРПИ. У этой организации уже есть опыт реализации разных проектов, самый значительный из последних – Курбатовские бани. Есть мелкие объекты, по 100-200 квадратных метров. Но и они показывают состоятельность АРПИ.

«Когда мы говорим в целом о квартальной застройке, то понимаем, что есть памятники и не памятники. И в этой ситуации именно АРПИ может стать институтом развития, замкнув на себе вопросы, которые инвестору, если он не застройщик, самостоятельно решить довольно сложно. Речь, в том числе, и о помощи в прохождении согласований со службами города. Тогда у нас начнется качественное изменение городской среды, и процесс пойдет довольно быстро», — полагает депутат.

АРПИ – это коммерческая организация, которая может вносить в уставный фонд какие-то объекты, может заниматься подготовкой документации, проработкой проектов, в том числе, со Службой культурного наследия.

Город должен развиваться, заниматься туризмом, зарабатывать на этом. Комплексная реконструкция исторического пространства, приведение в порядок драгоценных иркутских «деревяшек» — это то, что позволит реализовать самые амбициозные планы. Современный туризм – это не экскурсия, где можно показывать отдельные исторические строения, а прогулка по городу, погружение в его среду. То есть речь идет не об отдельных строениях, а о целом ансамбле, включающем памятники архитектуры, средовую застройку и необходимый «функционал», чтобы были пространства, где можно отдохнуть, попробовать местные деликатесы, поселиться, купить сувениры.

И если создать такую среду, то будут и фотографии, разлетающиеся по всему свету, и «сарафанное радио», и официальные рейтинги туристической активности.

Пусть останется 200-300 деревянных домов, но они будут в отличном состоянии; три–пять кварталов, но идеально выглядящих. Нет смысла держать тысячи памятников, которые никто не может содержать, которые с завидной регулярностью горят, угрожая жизням людей.

Сейчас уже можно говорить о некоторых исторических кварталах, например, о Декабристском, включающем Дом Европы, усадьбу Волконских и др. Как отметил Максим Девочкин, этот квартал уже частично сформирован, и сейчас город ждет, когда область утвердит проект зоны охраны. Там есть средовая деревянная застройка, и есть намерение привести всё пространство в порядок. «Идея – соединить два музея: вы выходите из одного и пешком идете в другой, проходя через деревянные кварталы. По дороге – где-то кафе, где-то – сувенирный магазин. В глубине квартала есть великолепный деревянный дом, там хозяин сказал, что уезжать не хочет – хочет остаться здесь жить. Это хорошо: дом красивый, ухоженный. И мы понимаем, что если проведем комплексную реконструкцию этого квартала, эффект будет многократно лучше», - считает Максим Девочкин.

Он отмечает, что есть много интересных проектов, например, знаменитый иркутский режиссер Юрий Яшников предлагает создать музей Леонида Гайдая. Есть идея еще одного музея знаменитых иркутян – Миля и Камова. Если Декабристский квартал дополнить еще несколькими музеями, это органично впишется в концепцию. Единая инфраструктура – та же парковка – облегчила бы доступность этого пространства. Таким образом, Иркутск получил бы еще одно туристическое место, но уже аутентичное, без трехэтажных цоколей, как это сделали в 130 квартале.

Еще один проект – провести комплексную реконструкцию кварталов по улице Подгорной: убрать «шанхайку», расселить аварийный жилой фонд, провести реставрацию деревянной застройки. И нужно принять решение – будет это жилая зона или коммерческая.

«У нас много красивых улиц. Например, Грязнова: она практически вся аутентичная, но там нет коммерческой истории. Соответственно, если браться за реконструкцию квартала, нужно предусмотреть, чтобы бизнесу тоже было интересно. Или, допустим, улица Каландаришвили: там тоже первая линия – историческая. Там рядышком стоят частично восстановленные памятники по улице Декабрьских событий. Пусть и вперемешку с новостройками, но весь квартал Халтурина–Карла Маркса–Декабрьских событий–Каландаришвили очень интересный. Если мы фасадную линию приведем в порядок, будет красиво», - перечисляет Девочкин.

Сергей Юдин отмечает, что сейчас есть неплохие идеи, у той же En+ Group — восстановить Курбатовские бани, сделать набережную, благоустроить территорию ТЭЦ-2 (два объекта уже восстанавливают). Здесь же появится жилой квартал (на месте Чаеразвесочной фабрики). «Сейчас приводят в порядок участок от Курбатовских бань к старому Глазковскому мосту. Но это тоже – фрагментарный подход. Разработчики должны предложить проект, подобный 130 кварталу. Можно использовать аналогичный опыт других городов», — считает он.

В центре города не может быть масштабного строительства. Этого не позволят ни регламенты, ни существующие условия. «Центральная часть города на 90% состоит из памятников архитектуры, которые окружены опорной застройкой, которая создает им нужный антураж, как свита королю. И мы понимаем, что эта опорная застройка создает аутентичную среду», — отмечает Сергей Юдин.

По его мнению, основным предназначением центра города должна остаться, все же, культура. Нужны арт-галереи, выставочные центры, которые стали бы такими же точками притяжения, как «Модный квартал» в 130-м квартале.

Сергей Юдин
Сергей Юдин

Говоря о комплексном подходе в отношении центра города, Сергей Юрин не ограничивается на новых локациях. По его мнению, в концепцию должны быть вписаны и возрождение улиц Карла Маркса, Урицкого, других. «Возможно, в центре города должны появиться элитные кварталы. Но для этого нужна большая работа со стороны КУМИ – по объединению земельных участков, чтобы была достигнута максимальная привлекательность для инвесторов», — полагает он.

Если появятся инвесторы, это позволит, в том числе, реализовать комплексный проект по инженерным сетям в центре города, в результате чего удастся наконец-то провести благоустройство «деревяшек», жильцы которых в 21 веке вынуждены пользоваться туалетами с выгребными ямами. Сергей Юдин отмечает, что 90% сетей в центральной части города не ремонтировались 50 и более лет.

Драйвером развития в Иркутске остается малый и средний бизнес – всё, что связано с туризмом, с торговлей, общепитом, сферой услуг. Это все потенциальные источники развития. «Вся эта деятельность, хотим мы того или не хотим, сосредоточена в центре города. У нас все магазины, рестораны, офисы – в центре. Все хотят в центр. Так что наша задача – сделать так, чтобы всем было комфортно, удобно, чтобы мы не ездили кругами, ища парковки. Нужны подземные парковки и удобная пешеходная доступность», — считает Максим Девочкин.

В центре города должны появиться новые торговые оси. Но, по мнению Сергея Юдина, только частными инвестициями не обойтись – нужны государственные программы, которые позволили бы развивать сети, инфраструктуру, в каких-то случаях – строить важные социальные и культурные объекты.

«Стратегия социально-экономического развития города Иркутска должна включать большой блок, посвященный центральной части города. Отсюда будут формироваться муниципальные программы, город войдет в областные, федеральные программы, чтобы добиться прогресса в вопросах строительства инженерных сетей и реализации инфраструктурных проектов, — говорит Сергей Юдин. – Мы много рассуждаем о необходимости строительства большого концертного зала, но так пока и не решили, где его разместить. Город за свой счет эту работу сделать не сможет. А ни в одну государственную программу без проекта не войдешь. Поэтому важно понимать, как мы будем развивать центр, и взяться за проектную деятельность».

IRK.ru
Фото из архива

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • fedrovR 17 июня 2022 в 12:33 (изменено)

    Много слов, чтобы снести исторические памятники под застройку и оставить 200-300 деревянных домов. Уберите еще трамвай, как вы давно хотите. Бизнес еще не готов созидать и делать что то полезное. Это видно по проекту в Солнечном. Из набережной сделали очередной Адлер, а в тихой зоне и на берегу…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля