Спасская церковь (храм во имя Спаса Нерукотворного Образа) расположена всего в нескольких метрах от Вечного огня. Это был первый храм, который появился в Иркутском остроге. Каменное здание, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, построили в 1710 году, а колокольню и шпиль — в конце 1750 — начале 1760-х годов. Об истории храма написано множество очерков, поэтому мы не будем подробно останавливаться на ней, а опишем, как старинный храм выглядит сегодня изнутри и снаружи.
Возле входа меня встречает настоятель церкви Александр Беломестных. Пока идем по территории храма Александр рассказывает, как пришел к Богу и стал настоятелем.
Более шестнадцати лет Александр был чиновником сначала в городской администрации, а потом и в правительстве Иркутской области — работал на руководящих должностях. Он признается, что, будучи госслужащим, часто был недоволен своей работой, она казалось ему скучной и даже бесполезной, а он хотел помогать людям. Однажды Александр обратился к митрополиту Вадиму, с котором сдружился, когда работал в областном правительстве, и после этого его жизнь круто изменилась.
— Я уволился из правительства. И в 2006 году меня рукоположили в диаконы, в августе – в иереи, а в ноябре назначили настоятелем Спасского храма. Еще через год я стал директором Православной женской гимназии, благо у меня меня был хороший управленческий опыт. Так, став священнослужителем, я обрел душевный покой, — делится отец Александр.
Двухъярусное здание церкви имеет форму четверика (четырехугольная форма русского храма. — Прим. ред.) и было построено в древнерусском стиле, который был характерен для каменного зодчества Московской школы второй половины 17 века. Белокаменный храм, на первый взгляд, простой и лаконичный. Но стоит только подойти поближе, как в глаза бросается декоративное обрамление окон, переплетение кованых решеток, межэтажный орнамент из кирпича, благодаря которым храм выглядит торжественно и нарядно.
Кирпичную колокольню, построенную по типу «восьмерик на четверике», венчает золоченый шпиль, а главы — животворящие кресты, которые установили 9 августа 2011 года. Кресты изготовлены из стали и покрыты сусальным золотом. Вес самого большого из них составляет 350 килограммов.
Храм украшен подлинными росписями начала 19 века. На восточном фасаде сохранился великолепный триптих, созданный в 1805 году. В центре фрески изображено Богоявление (Крещение Иисуса Христа), слева — исцеление расслабленного в купели Силоамской в Иерусалиме, справа — возведение Иннокентия Кульчицкого (первый епископ Иркутский. – Прим. ред.) в сан епископа. Последняя часть триптиха была переписана при реставрации в 1974-1977 годах; первоначально вместо фрески с Иннокентием Кульчицким был изображен крестный ход для водоосвящения.
Южный фасад церкви украшают образы святых, которым была посвящена церковь и ее приделы. Под самым карнизом четверика находится подлинная икона Николая Чудотворца 1805 года, ниже — икона святого Митрофана, епископа Воронежского. А на стене апсиды (примыкающий к основной части храма пониженный выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный. — Прим. ред.) запечатлен лик Спаса Нерукотворного.
На куполе колокольни с восточной стороны, показывает Александр, установлены часы, причем на том самом месте, где они были изначально, в 1771 году. «Теперь прямо как в Москве на Спасской башне», — с улыбкой говорит настоятель.
У восточной стороны храма находится крипта с захоронениями останков первопоселенцев, найденных при раскопках у храма в 2006 году. Александр вспоминает: как только храм передали Иркутской епархии, сразу же приступили к восстановительным работам: нужно было укрепить фундамент, так как под ним образовались провалы глубиной до трех метров. Когда начали копать, на расстоянии трех метров от западной стены здания обнаружили более 250 останков первых жителей Иркутского острога – возможно, среди них были и те, кто строил этот храм.
Параллельно в то время шли строительные работы возле Крестовоздвиженской церкви, в Богоявленском и Знаменском соборах и рядом с Владимирской церковью, ныне православной гимназией. И все останки, найденные возле этих храмов, также перезахоронили в этой крипте под красивой сенью (элемент архитектуры шатрообразной формы. – Прим. ред.), луковичную главку которой украшает крест на кованой металлической шейке.
Глубина захоронения составляет около пяти метров. В него ведет массивная дверь, которую закрыли большой мраморной плитой, чтобы никто не потревожил покой усопших, а сверху поставили памятник из гранита с барельефом, изображающим стены Иркутского острога с надписью «Основателям города Иркутска от благодарных потомков». В 2011 году памятную сень торжественно освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
С северной стороны храма находится памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским работы скульптора Константина Чертовского. Изображение святых в 2001 году было священно архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом.
Спасская церковь — это необычный храм: вокруг него нет ограды. А все потому, поясняет настоятель Александр, что это приходской храм, в котором, помимо богослужений, прихожане могут обратиться к священникам за советом или помощью, заказать молебен или требу (священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по просьбе прихожан. Это может быть крещение, исповедь, венчание, отпевание и даже освящение квартиры. — Прим. ред.). Вместе с настоятелем мы заходим внутрь храма.
Сейчас только что закончилась воскресная литургия, и здесь еще много людей: возле Александра то и дело останавливаются прихожане, которые просят благословить их. По словам настоятеля, в выходной день на утреннее богослужение приходят около ста человек, а в праздничные дни — и того больше.
— Храм не в бревнах, а в ребрах, — говорит он, — и все наши прихожане — это наша большая семья.
Мимо нас с веселыми криками пробегают ребятишки разного возраста. При церкви работает воскресная школа, поясняет настоятель, и сейчас дети готовятся к концерту для прихожан, который пройдет в нижнем приделе храма, посвященном Николаю Чудотворцу. Сейчас заканчиваются основные приготовления, за которыми с улыбкой наблюдает отец Вячеслав.
Когда при советской власти взорвали Казанский кафедральный собор, который стоял на месте нынешнего здания областного правительства на улице Ленина, в здании Спасской церкви поселили рабочих. Они должны были разобрать завалы после уничтожения собора, а потом снести и эту церковь. Но, благодаря архитектору из Москвы Галине Оранской, которая приехала в Иркутск для подписания бумаг о сносе, храм не тронули. Увидев церковь, Галина Геннадьевна сделала все, чтобы ее признали памятником архитектуры и со временем отреставрировали. Здесь долгое время находился филиал Иркутского областного краеведческого музея, и только в 2006 году церковь передали Иркутской епархии.
— Когда я принял храм, здесь ничего не было — голые стены. Принесли небольшую тумбочку, поставили иконку и отслужили первый молебен в январе 2007 года, — вспоминает настоятель.
В нижнем приделе, где мы сейчас находимся, проходят беседы с прихожанами и занятия воскресной школы. Комнату украшает иконостас Святителя Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. По сохранившимся до наших дней сведениям иконостасы, украшавшие как нижний, так и верхний приделы, создавали иконописцы из поселка Палеха Ивановской области, которые славились своим неповторимым стилем. Поэтому, став настоятелем храма, Александр нашел палехских мастеров, сохранивших традиции знаменитых иконописцев, и они изготовили и расписали иконостасы для Спасской церкви.
В верхний придел ведет лестница, которую построили только в советское время, когда храм передали краеведческому музею. «У нынешних властей есть задумка — лестницу сломать, построить гульбище (терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. – Прим. ред.), то есть вернуть храму первозданный вид. Поэтому мы пока здесь ничего не трогаем, а хотели также ремонт сделать», — говорит настоятель Александр.
Поднимаемся и попадаем в светлое помещение с высокими потолками. Здесь находится небольшая церковная библиотека и свечная лавка, где можно приобрести свечи, крестик или иконку.
В следующем зале перед иконами стоят подсвечники, на которые прихожане ставят свечи о здравии и об упокоении. Зажечь свечу за здравие можно, например, перед Божией Матерью или ликом святого, который исцеляет, а вот за умерших — только перед одной иконой, посвященной блаженной Марфе. Справа и слева от входа стоят деревянные лавки для отдыха или беседы с батюшкой. Тут же на крючках висят платки для тех, кто их забыл: ведь при входе в православный храм мужчины должны снять головные уборы, женщины, напротив, — покрыть голову.
Настоятель показывает старинную икону Николая Чудотворца, которую в 2006 году подарил храму один из прихожан. Ее поместили в киот, и сегодня перед ней верующие молятся за благополучие, счастье, здоровье близких и родных. Икона обвешена цепочками с благодарственными дарами от прихожан — золотыми кольцами, сережками, подвесками. «Это те, кому помог Николай Чудотворец, принесли в знак благодарности. Люди назвали эту икону чудотворной», — поясняет настоятель Александр.
В следующем зале стоит иконостас, освященный во имя Спаса Нерукотворного Образа. Рядом — киоты с иконами святителей Николая Чудотворца и Иннокентия.
Совсем недавно на втором этаже повесили хоросы — многоярусные люстры (паникадила). Каждый хорос представляет собой обруч, на котором закреплены светильники с изображениями ликов святых. Многоярусные паникадила символизируют небесный порядок и иерархию. Изготовили их на заказ, специально для Спасской церкви мастера из Подмосковья, в соответствии с каноническими правилами.
Всего в церкви четыре хороса. Самая большая люстра весом более 300 килограммов освещает зал богослужения. Чтобы подвесить ее под куполом на цепях, пришлось пригласить группу альпинистов. «Раньше были хоросы меньшего размера и крепились на крестовине, а вот такого размера люстру она бы не выдержала», — поясняет настоятель. Отец Александр специально для нас включил хоросы, и помещение наполнилось мягким светом, залившим каждый его уголок.
Перед иконостасом справа находится клирос — место, где во время богослужения стоят певчий или чтец. В рамках благоукрашения храма в ближайшее время планируется перестроить и клирос.
За иконостасом на возвышении находится скрытый от посторонних глаз алтарь – самое священное место в храме. Перед ним — солея, небольшое возвышение, по которому во время богослужебных ходов торжественно ходят пономари со свечами и служащее духовенство. Кстати, женщины не имеют права подниматься на солею. В Ветхом Завете в алтарь священник мог заходить только один раз в год, а уже в Новом Завете именно в алтаре они служат, и туда кроме них могут заходить еще помощники, но только мужчины – дьяконы и алтарники. В алтаре совершается таинство, которое называется «евхаристия», когда хлеб из пшеничной муки и вино пресуществляются в тело и кровь Господню.
Посредине комнаты стоят аналои — высокие четырехугольные столики с покатым верхом. На одном лежит икона «Воскресение Христово», на втором — иконы майских святых, а на третьем — мощевик (емкость для хранения частиц мощей).
За небольшой, скрытой от посторонних глаз деревянной дверью, находится узкая лестница, которая ведет на колокольню церкви. Именно по этим старинным ступенькам 18 века, рассказывает настоятель, когда-то поднимались и святитель Софроний (в миру Стефан Назарьевич Кристалевский; 25 декабря 1703 — 30 марта 1771, Иркутск), и святитель Иннокентий Вениаминов (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 26 августа 1797 — 31 марта (12 апреля) 1879).
Пятнадцать лет назад в Спасском храме открыли школу церковных звонарей «Благовестник». На втором этаже, где стоит учебный станок с небольшими колоколами, у молодых звонарей проходят практические занятия, а на третьем они изучают теорию. С начала пандемии классы опустели, сейчас занятия проходят в индивидуальном порядке.
На колокольне меня встречает основатель школы и главный звонарь храма Александр Геннадьевич Ипполитов. Несмотря на жаркий день, здесь, наверху, гуляет холодный, пронизывающий ветер. Заметив, как я поежилась, Александр с улыбкой добавил: «А я уже привык, даже летом всегда в пиджаке».
Иркутск в 18-19 веках славился лучшими мастерами колокольного литья. Из всей коллекции колоколов, с сожалением рассказывает звонарь, до нашего времени сохранился только один небольшой колокол, отлитый в городе еще в 1881 году, который и сейчас висит здесь. Остальные были уничтожены, в том числе и самый большой колокол в Сибири весом в 21 тонну; он был изготовлен в нашем городе специально для Вознесенского монастыря. А сейчас вес самого большого колокола в Иркутске всего 4,5 тонны – его отлили в Ярославле.
— В Спасском храме собрана самая большая коллекция старейших колоколов. Девять — и все исторические, — рассказывает звонарь. — Нужно настраивать растяжки, но сам по себе каждый колокол звучит идеально. Основной звук дает большой колокол — благовестник. Колокола меньшего размера — зазвонные и подзвонные — используются для создания так называемого рисунка звона.
«Я вам сейчас покажу», — говорит Александр Геннадьевич и занимает свое рабочее место. Неожиданно раздается удивительно мелодичная музыка, которая складывается из последовательных ударов по колоколам. Ветер подхватывает колокольный трезвон и разносит успокаивающие душу звуки по воздуху.
Сейчас в Спасской церкви открыт сбор пожертвований на изготовление новых киотов для икон и создание настенной росписи. Информация о том, как можно помочь храму, есть на сайте.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой и автора
Анастасия Маркова, IRK.ru
А почему всё в такой роскоши, в золоте? Это не грешно ли?
А почему торгуют в церкви? Разве Иисус не изгонял торговцев из храма?