– Юлия Александровна, как отражается увеличение стоимости товаров на работе сети «Слата»?
– Все до одного производители столкнулись с повышением цен и на сырье, и на технику, и на импортные составляющие. Мы, как торговая сеть, стоим на страже интересов покупателей и стремимся сдерживать цены. Ведем диалог с поставщиками, помогаем им пересмотреть поставляемый ассортимент и определить уровень цены, который поможет покупателю сохранить его потребительскую корзину.
– Когда человек живет в режиме изобилия, недостаток конкретного продукта или категории товаров может стать очень чувствительным для него. Аналитики пророчат дефицит, схожий с ситуацией 80-х годов. Что думаете по этому поводу?
– Менеджеры находятся в рабочем тонусе. Ведь если кто-то из партнеров заявляет о приостановке поставок, наши специалисты срочно ищут альтернативу и, разумеется, находят ее. Дефицита нет. И учитывая все возрастающую активность в производственной сфере нашей страны, он маловероятен. Импортные товары на полках на сегодня присутствуют в огромном количестве. Фактически (несмотря на заявления) никаких громких уходов брендов-производителей пока не было. Но повторю: если даже кто-то и уйдет, мы найдем адекватную замену.
– Рост цен напрямую связан с изменениями в потребительском поведении. Как вы можете охарактеризовать эти изменения, опираясь на опыт сети «Слата»?
– Наступает время нового спроса, осознать которое розница помогает поставщикам. Происходит перераспределение финансов у населения. Очевидно, что спрос на товары дорогого сегмента будет снижаться. На этом фоне наша с производителем общая задача представить более демократичный сегмент разнообразно и без потери качества, чтобы покупателю был приятен процесс выбора и потребления нового для него продукта. А наш поставщик при этом должен, дав адекватную цену товар, получить прибыль. Соблюсти баланс между возможностями и потребностями покупателя и поставщика – вечная, непростая, но выполнимая задача розницы.
– А поиск местных поставщиков является приоритетной задачей на сегодня?
– Активная деятельность сети «Слата» по поиску и привлечению местных производителей началась еще в 2020 году. Ведь мы – как региональная сеть – заинтересованы в том, чтобы на наших полках была представлена продукция местного производителя. Ведь мы давно реализуем товары, производимые крупными компаниями нашего региона. А вот представителей малого бизнеса еще предстояло привлечь. И за полтора года с момента запуска проекта по привлечению местных производителей нам удалось заключить массу контрактов с крестьянско-фермерскими хозяйствами, с небольшими фермами, пекарнями, сыроварнями, которые до этого работали, например, только через социальные сети. Получив предложение сети «Слата», многие из них становились нашими партнерами. Уверена, что сегодняшние обстоятельства открывают для местного производителя новые двери к развитию.
– Что необходимо сделать местному производителю для того, чтобы сеть «Слата» стала продавать его продукцию?
– Для этого нужно просто открыть сайт www.slata-mestnye.com, заполнить несложную форму заявки, мы ее достаточно быстро рассматриваем и начинаем вести диалог.
– Сотрудничество с крупной розничной сетью – это очень ответственно. Нужно выдерживать объемы, сохранять уровень качества представляемой продукции. Есть те, кто не справляется и сходит с дистанции?
– Это испытание для предпринимателя, но, для многих, оно станет хорошим результатом в будущем. Вход в сеть – это игра по-взрослому, где необходимы сертификаты качества продукции, соблюдение установленных законом норм, ведение электронного документооборота и еще масса составляющих. Такая работа – это уже не страничка в соцсети, а серьезное испытание для бизнеса, и большинство мелких производителей его с успехом проходят. Сошедших с дистанции, к большой нашей радости, единицы. Отдельно отвечу на вопрос об объемах. Наша сеть отлично понимает, что мелкий производитель имеет ограниченный ресурс, поэтому мы даем возможность начинать поставки буквально с одного магазина. Однако важным условием сотрудничества остается увеличение объемов.
– А могут ли российские производители вообще и местные в частности осуществить импортозамещение в каких-либо категориях?
– Приведем пример с картофелем. Если раньше в начале весны мы могли сделать закупку свежего урожая корнеплода в Египте, то сейчас в связи с логистическими изменениями импорт дороже и сложнее. Поэтому мы делаем запрос на ранние сорта картофеля и других овощей к местным аграриям, и в другие регионы России. Но сельскохозяйственное производство – это процесс, имеющий свою цикличность, непосредственно зависящий от климата. И сию секунду проблема не решится. Хотя и специалисты по ранним сортам корнеплодов, и масштабные тепличные хозяйства, ориентированные на производство томатов и других овощей, в нашем регионе есть.
– В нынешних обстоятельствах особую актуальность получают партнерство, кооперация, совместные проекты. У сети «Слата» есть такой опыт?
– В каждой «Слате» есть фермерский уголок, специально выделенная зона, где выставлены товары местных производителей. И в этой зоне покупатель может найти, например, продукты марки «Село родное». Это наша коллаборация с красноярцами. Совместный проект, который в масштабах страны тоже можно считать местным. Кроме того, мы работаем с рядом местных поставщиков, которые представляют свой продукт эксклюзивно в «Слате».
– Один из лейтмотивов в нашем большом разговоре об импортозамещении – это тема усиления господдержки отечественных предприятий. Как вы можете прокомментировать этот процесс?
– Поддержку Минсельхоза, которая сегодня оказывается аграриям, можно назвать беспрецедентной. И мы видим отклик производителей на эти меры поддержки, их готовность трудиться, наращивать объемы, учиться более грамотно вести дела. И среди наших потенциальных партнеров есть такие компании, которым требуется помощь с получением деклараций, сертификацией, кредитованием, подачей заявок на гранты. Эту помощь предпринимателям оказывает центр «Мой бизнес». Так, мы наблюдаем многостороннее партнерство, в рамках которого предпринимателю помогают и государство, и розница, и местная структура поддержки бизнеса. В таких условиях у производителя гораздо выше мотивация к упорной работе и достижению поставленных задач.
Анна Оганесян, специально для IRK.ru
Фото предоставлены торговой сетью «Слата»
Анна Оганесян, специально для IRK.ru
Когда в заголовке Слата, то можно сразу переходить к комментариям, не читая статью. Потому что бла бла бла… на мой взгляд, налицо очередной сговор, также как и с топливом…