Отель на колесах
«Байкальский экспресс» — совершенно новый состав, который состоит из современных вагонов. Другого такого туристического поезда повышенного комфорта на сегодняшний день в Восточной Сибири больше нет.
Современный железнодорожный вагон — это в целом территория особого комфорта. Здесь нет почти ничего из того, к чему мы привыкли в поездах более раннего поколения. Двери в тамбуры стеклянные, они открываются без усилия при нажатии на электронную кнопку.
Особое удовольствие для пассажиров — комфортабельные купе, к слову, весь состав состоит только из купейных вагонов. Нижние полки легко превращаются в удобные диваны. Столик можно сложить или разложить в зависимости от целей. Чтобы попасть на верхнюю полку, есть раскладные лестницы, для исключения падения пассажира во время движения установлены специальные ограничители. В купе есть кнопка вызова проводника.
Каждый вагон оснащен не только системой кондиционирования и биотуалетами с сенсорной подачей воды, электросушилками для рук, но и душевыми. В составе есть вагон для людей с ограниченными возможностями здоровья — для них предусмотрен как подъем инвалидной коляски в вагон, так и ее заезд в санузел с душевой.
В одном из вагонов в санузле есть пеленальный столик для удобства пассажиров с маленькими детьми. Вообще, эти помещения оборудованы с любовью — по-другому и не скажешь. Раковины сделаны из керамогранита. Всегда в наличии расходники – туалетная бумага, жидкое мыло, одноразовые накладки на унитаз. И особая деталь: подсвеченные буквы на двери: зеленый — помещение свободно, красный — занято.
Кстати, проводники, обслуживающие этот поезд — только высшей квалификационной категории. Они не занимаются уборкой, эту обязанность делегировали подрядчику, специальной клининговой компании. Такая практика используется Восточно-Сибирским филиалом Федеральной пассажирской компании впервые за Уралом.
Отдельного внимания заслуживает вагон-ресторан, где можно попробовать блюда байкальской кухни. Это позы, бурятский плов, байкальская уха из сига, омуль, запеченный в фольге с кедровыми орешками, жареха из картофеля с грибами и другие деликатесы.
Я всегда обращаю внимание на мелочи, и в этом случае они меня только порадовали: на каждом столике стоял небольшой букет живых цветов. Вроде бы пустяк, но именно в таких деталях ощущается настоящая забота о комфорте туриста.
Единственный в мире вокзал из мрамора
Первой остановкой поезда стала станция Слюдянка, куда мы прибыли глубоким вечером, около 23:00. Здание поразило своим великолепием. В отличие от других исторических вокзалов, слюдянский очаровывает своими архитектурными формами при совсем небольшом размере.
Это единственный во всем мире вокзал, полностью построенный из мрамора. И минерал тоже уникален — здесь использовали четыре вида благородного байкальского нешлифованного мрамора, добытого в близлежащих месторождениях.
Впервые в жизни мне захотелось потрогать кирпичи, из которых построено здание, светлые, почти белые, будто святящиеся в темноте, они казались ненастоящими, как из папье-маше или пластика. Но холодный камень развеял сомнения.
Рядом со входом в вокзал установлен железнодорожный колокол — именно его бой в дореволюционной России служил сигналом для отправления поездов. Сейчас каждый желающий может ударить в этот колокол и загадать желание — оно обязательно исполнится, сказал нам гид.
Уже этого достаточно, чтобы поразить воображение, но главная изюминка ждала путешественников внутри здания вокзала Слюдянки — это интерактивная экспозиция, которую, несмотря на поздний час, включают специально для пассажиров «Байкальского экспресса». Ее сделали совсем недавно, в 2021 году.
Непередаваемое ощущение получаешь, как только сюда заходишь — на полу благодаря интерактивной графике оживает подводный мир Байкала. Идешь и любуешься на косяки снующих в самом буквальном смысле под ногами рыб, о каждой периодически всплывает окно с описанием. Мгновение — и подводный мир сменяет прибрежный прибой. Вся эта картина живая, она постоянно меняется и завораживает своей красотой.
В основе такого чудо-пола реальная подводная съемка, благодаря компьютерным технологиям она превратила интерактивную комнату в настоящий шедевр. В этом зале можно стоять и любоваться подводным миром самого глубокого озера планеты просто часами. Особенно рады снующим под ногами рыбам дети — они бегали за каждой, пытаясь поймать, и искренне радовались набегающей волне.
Здесь же представлена экспозиция о флоре и фауне Байкала, на стенах — подсвеченные фото самых красивых видов природы. Выставлены также множество минералов байкальских месторождений с подробным описанием. Отдельная экспозиция посвящена народным промыслам жителей расположенных рядом населенных пунктов. Все это с самого начала наполняет путешествие незабываемыми впечатлениями. Но как оказалось, это были не последние открытия в Слюдянке.
Назад в 20 век
В Слюдянке к составу присоединили вагоны, следующие с туристами из Улан-Удэ. Но самое главное — во главе поезда поставили самый настоящий паровоз, и это придало всей последующей поездке непередаваемый колорит.
Видео Павла Жолудева, НТС
Дмитрий Жарий, начальник Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК»:
— Поскольку Кругобайкальская железная дорога была построена в начале двадцатого века, мы решили, что в этом пейзаже будет логично выглядеть состав под управлением паровоза. Это дает отсылку к тому времени и новые ощущения туристам.
Так оно и случилось: клубы пара от паровоза, особенный сигнал, который сейчас можно услышать только при просмотре старых фильмов, подарили туристам яркие впечатления. Сама машина заслуживает отдельного описания. Ее выпустили в СССР в 1954 году, за аналог взяли американские вагоны.
Видео Павла Жолудева, НТС
Экскурсионное сопровождение входит в стоимость билета
В поездке нас сопровождал гид, благодаря которому пассажиры узнали массу интересной информации. Экскурсионная программа входит в стоимость билета. На каждой станции пассажирам рассказывали о ее истории, и это существенно обогатило всю поездку — было ощущение, что мы находимся в музее на колесах.
Как известно, Кругобайкальскую железную дорогу построили в начале двадцатого века, она является памятником архитектуры. Маршрут идет вдоль берега Байкала у подножия Олхинского плато. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до Порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом.
Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом, где единственным вспомогательным средством была взрывчатка. 39 тоннелей и 15 каменных галерей проектировались при активном участии итальянских архитекторов.
На КБЖД 39 тоннелей общей длиной 9 063 метра, 16 каменных галерей (сегодня используется только пять из них), три железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.
Как рассказал нам гид, основное отличие тоннелей от галерей заключается в технологии строительства. Тоннель пробивают сквозь горную породу для последующей укладки пути. Галерею строят, чтобы защитить дорогу от камнепадов. Иногда галереи пристраивают к тоннелям, отчего получается единая система «тоннель-галерея».
У гидов есть легенда, которую они часто рассказывают туристам, правда, со временем и имя архитектора, и о каком конкретно тоннеле идет речь, были утрачены. Но от этого история не стала менее впечатляющей.
Это произошло во время строительства КБЖД. Некоторые тоннели высекали в горах сразу с двух точек — навстречу друг другу. И при строительстве одного из них неимоверными усилиями высеченные в породе тоннели в определенный момент не сошлись. Решив, что допустил непоправимую ошибку в расчетах, проектировщик застрелился. Ирония судьбы в том, что уже на следующий день тоннели сошлись, для этого не хваталось продвинуться буквально на несколько десятков сантиметров внутри скальника. Но жизнь архитектора это уже, к сожалению, не вернуло. И таких легенд, интересных фактов, истории создания каждого тоннеля, каждой станции во время путешествия в «Байкальском экспрессе» туристам рассказывают очень много.
Природы редкий уголок
Главное в этой поездке, это, безусловно – красота Байкала. Путешественники могут полюбоваться шикарными видами самых удаленных пейзажей уникального озера и его окрестностей, снять множество фото на память.
Именно сейчас, в марте, Байкал особенно красив, и, что немаловажно, уже не так холодно, как зимой. На лед выйти еще можно, чтобы полюбоваться его прозрачностью, торосами и другими необычными явлениями, свойственными только этому месту.
Отдельная тема — энергетика великого озера. Это само по себе удивительно. В атмосфере безмятежных пейзажей: покрытых лесом скальников, бриллиантовыми гранями переливающегося на солнце льда, огромной сверкающей белой пустыни под ярким синим небом отпускает любой стресс. Я вернулась из этой небольшой поездки, как будто солнца напилась. Отдохнула, как за две недели на море. А ведь ехать далеко не пришлось — чудеса рядом, надо их просто замечать.
Порт Байкал
Самая большая остановка «Байкальского экспресса» — Порт Байкал. Мы прибыли сюда в субботу в 13:20, точно по расписанию. Это поселок, в котором сейчас живет около 500 человек. Здесь есть школа, детский сад, дом культуры, в здании вокзала — небольшой музей.
Кроме любования байкальской природой здесь можно побывать в местном храме Преображения Господня. Для этого придется подняться в гору, но оно того стоит. Отсюда открывается панорамный вид на озеро. Сама церковь деревянная, на каменном цоколе.
Чуть поодаль — старый маяк. До 1906 года он стоял внизу у станции. Потом стал мешать, и его переместили на 100 метров выше. По самым свежим данным, изготовлен маяк во Франции. До недавнего времени считали, что он сделан в Англии.
Одно из самых эпичных мест Порта Байкал — останки старых кораблей, которые стоят недалеко от берега. Сейчас их всего три, раньше было больше. Как сообщили местные жители, остальные уже порезали на металл.
Стоянка на станции Порт Байкал продлилась до десяти вечера. Это время туристы могли использовать по своему усмотрению. До Листвянки на другой берег отсюда ходит паром, билет стоит 75 рублей. И эта возможность пройти по Байкалу на бюджетном судне интересна сама по себе, потому что водная прогулка на экскурсионном корабле обойдется ощутимо дороже.
Ну а в Листвянке туристу найдется, чем заняться. Там Байкальский музей, множество ресторанов и кафе, экскурсии по озеру на хивусах, колесо обозрения, канатная дорога, по которой можно добраться до вершины Камень Черского и масса других впечатлений – было бы желание.
Когда следующий тур?
К вечеру отдохнувшие и наполненные впечатлениями туристы вернулись в свой отель на колесах. «Байкальский экспресс» тронулся в 21:50, оповестив свое отправление длинным паровозным гудком. В Иркутск он прибыл в 7:40 в воскресенье 13 марта, завершив свою первую тестовую, как ее называют железнодорожники, поездку. И в этом случае точно можно сказать, что первый блин не стал комом.
Дмитрий Жарий, начальник Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК»:
— Идея развития внутреннего туризма принадлежит президенту РФ Владимиру Путину, и РЖД разработали соответствующую программу, частью которой и стал «Байкальский экспресс». Здесь мы использовали уникальный опыт состыковки двух маршрутов из двух соседних регионов — из Улан-Удэ и Иркутска. Это позволило сделать экономику поезда более рентабельной и сделать приемлемый для клиентов тариф, чтобы проезд был доступен для широкого круга населения. Действующая инфраструктура позволяет включать в состав до десяти вагонов.
Курсирование «Байкальского экспресса» запланировано с июня по август на каждую пятницу. Если будет спрос, маршрут могут продлить и до осени. Возможна привязка запуска поезда к каникулярным и праздничным дням. В планах — развитие экскурсионных программ до Листвянки с привлечением местных туроператоров.
Весной «Байкальский экспресс» совершит ещё два круиза — 18 и 25 марта по маршруту Иркутск — Слюдянка — Байкал — Иркутск. Сейчас ориентировочная стоимость тура из Иркутска составляет 5 818 рублей, из Улан-Удэ — 8 470 рублей. Билеты можно приобрести в кассах железнодорожных вокзалов Иркутской области и Республики Бурятия.
Ольга Королёва, IRK.ru
Фото автора
Видео Павла Жолудева, НТС
Ольга Королёва, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Подскажите, из станций только Слюдянка и Порт Байкал? Промежуточных нет? Ангарское и тд.?