Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Нас учили видеть необычное в обычном». Интервью с фотографом Николаем Брилем

«Нас учили видеть необычное в обычном». Интервью с фотографом Николаем Брилем

В 2021 году фотографу Николаю Брилю исполнится 75 лет. И он до сих пор в строю: руководит фотослужбой в газете «Восточно-Сибирская правда». На его снимках разных лет — Иркутск и его архитектура, знакомые иркутянам улицы и места, городские мероприятия. Николай Михайлович всегда старается подмечать интересное в привычном. О том, как он пришел в профессию и остался в ней, — в интервью IRK.ru.

Вот уже 20 лет Николай Бриль руководит фотослужбой газеты «Восточно-Сибирская правда». Поэтому, когда мы договаривались о встрече, Николай Михайлович предложил приехать в редакцию. Его снимки можно увидеть на первых полосах и на страницах каждого номера «Восточки».

— Мне часто задают вопрос: «А почему у тебя нет выставок?». У меня в каждом номере выставка — фотография на первой полосе, — говорит фотограф. — Печатай ее в нужном формате и пойдет на выставку.

Уже 20 лет Николай Михайлович руководит фотослужбой газеты «Восточно-Сибирская правда»
Его фотографии выходят на первой полосе каждого номера

Уже 20 лет Николай Михайлович руководит фотослужбой газеты «Восточно-Сибирская правда»

Его фотографии выходят на первой полосе каждого номера

Пока поднимаемся в кабинет, Николай Михайлович берет свежий номер газеты. На первой полосе его фотография с баскетбольного турнира. За годы работы фотограф привык быть в центре событий. Пандемия внесла изменения в привычный ритм жизни, коллеги оберегают его. Но Николай Бриль старается держать себя в тонусе и сильно не расслабляться.

Первый фотоаппарат и кружок во Дворце пионеров

Николай Михайлович был старшим из троих детей. Семья жила в двухэтажном деревянном доме на улице Чкалова. Когда-то в здании располагалась конюшня, но после реставрации помещение уже не использовалось по прямому назначению.

Родители Николая Бриля познакомились в 1945-м. Его отец приехал в Иркутск на операцию к известному хирургу Михаилу Щипачеву. Во время войны Михаил Романович Бриль подорвался на мине и лишился кистей обеих рук. После уникальной по тем временам операции он смог вернуться к полноценной жизни.

На фотографиях Николая Бриля можно увидеть старый Иркутск
На фотографиях Николая Бриля можно увидеть старый Иркутск

— Честно говоря, на отце не было живого места. У него даже осколок ходил в теле, остался с войны. После операции он научился писать, окончил курсы бухгалтеров и всю жизнь работал, завершив свою карьеру в должности главного бухгалтера, — рассказывает Николай Бриль. — Он был человеком сильной воли, очень ответственным, несмотря на тяжелые испытания, которые ему выпали, смог выстоять.

Мама Николая Бриля во время войны работала на Иркутской слюдяной фабрике: «Там, конечно, пахать надо было, иногда и в две смены работали. Война есть война, даже в тылу». В интервью газете «Восточно-Сибирская правда» отец Николая Михайловича вспоминал, что с будущей женой они познакомились во время прогулки.

— Мама сыграла очень большую роль в жизни отца, потому что за ним нужно было ухаживать. Она придумывала какие-то специальные крючочки, чтобы ему легче было застегивать пальто, когда он ездил в командировки, — вспоминает Николай Бриль. — Мама помогала ему, всегда находилась рядом. Стойкости родителей можно позавидовать.

Семья Николая Бриля жила в двухэтажном деревянном доме на улице Чкалова
Николай Бриль (справа) с товарищем

Семья Николая Бриля жила в двухэтажном деревянном доме на улице Чкалова

Николай Бриль (справа) с товарищем

Первый фотоаппарат ФЭД-2 Николаю Михайловичу в детстве подарил отец. Коля сразу пошел в фотокружок во Дворце пионеров, которым руководил Георгий Семенович Охлопков.

— Георгий Семенович был великолепным педагогом. Он воспитал не одно поколение людей, которые фотографируют в Иркутске — это и ученые, и фотокорреспонденты, и просто те, кто стал дружить с фотографией, — говорит Николай Бриль. — Нас учили видеть необычное в обычном. Сейчас на курсах учат работать с техникой, как камеру настроить. Если человек не видит, ему никакие настройки не помогут.

Первый фотоаппарат ФЭД-2 Николаю Брилю подарил отец
Первый фотоаппарат ФЭД-2 Николаю Брилю подарил отец

Николай Бриль приходил во Дворец пионеров и после окончания школы. Они дружили с Георгием Семеновичем, до тех пор пока тот не ушел из жизни.

С авиазавода — в редакцию «Молодежки»

После 7-го класса Николай Михайлович поступил в авиационный техникум. Выучился на техника-механика и пришел на Иркутский авиазавод, но, поработав некоторое время, понял, что это не его.

— Едешь к восьми часам на завод во Второй Иркутск, давишься в этом автобусе. Вечером по дороге домой, думаешь: елки-палки, завтра ведь опять также, туда же. И зарплата по тем временам хорошая была — под 300 рублей. В редакцию ушел, а там 70 рублей, — продолжает Николай Бриль. — Конечно, родителям это не нравилось, казалось несерьезным. Мама мне говорила: «Что это за работа? Ты чем занимаешься?».

Первая фотография Николая Михайловича появилась на страницах газеты «Советская молодежь» в 1964 году. В «Молодежке» тогда была юнкорровская школа. «Пришел. Интересно. Там серьезные люди — редакторы, журналисты, а я че, пацан», — вспоминает Николай Бриль.

В техникум, где он учился, приехал иностранный гость, которому показали лаборатории, мастерские. Николай Михайлович сделал его фотографию и принес в редакцию. И под Новый год снимок вышел в газете.

— Я в техникум пришел «королем» после этого, — шутит фотограф.

Николай Бриль пришел работать в газету «Советская молодежь» в 1967 году
Николай Бриль пришел работать в газету «Советская молодежь» в 1967 году

В 1967 году Николай Бриль устроился фотокорреспондентом в «Молодежку». Работали фотокоррами вдвоем с Владимиром Калаяновым. «Конечно, с этой газетой связана большая часть жизни. Это была серьезная школа. Там работали талантливые ребята, непростые, каждый со своим характером, но коллектив был замечательный», — говорит Николай Михайлович.

Работая в «Молодежке», Николай Бриль объехал всю Иркутскую область. Рассказывает, как с журналистом Олегом Харитоновым «мотались по БАМу, ездили в Усть-Илимск, Братск, делали большие материалы, писали книги». Сейчас Николай Михайлович сканирует свой архив, признается, что не видать ни конца ни края. Сложно сказать, сколько тысяч негативов хранится в его фототеке.

Писатель Валентин Распутин
Книга с фотографиями Николая Бриля
Поэт Евгений Евтушенко

Писатель Валентин Распутин

Книга с фотографиями Николая Бриля

Поэт Евгений Евтушенко

Неважно, какой перед тобой человек: академик, рабочий, актер или просто прохожий, фотограф должен дать ему раскрыться. А времени очень мало, три раза нажал на кнопку и все. Не всегда это удавалось, говорит Николай Бриль.

— Фотокорреспондент — человек, который держал всю редакцию на себе, потому что работал с каждым. Нужно было уметь найти контакт с каждым журналистом и плюс на съемке установить такой контакт с героем, когда человек перед тобой раскрывается, — говорит фотограф.

Редакция газеты «Советская молодежь» находилась в центре города и всегда была местом притяжения творческой интеллигенции. Здесь завязывалась дружба, которая продолжалась долгие годы.

— У нас постоянно крутились писатели, художники, что-то рисовали, заходили просто поговорить, — отмечает Николай Михайлович. — В «Восточке» люди серьезные, с опытом, все-таки партийная газета, а с «Молодежки» что взять.

«Молодежка» всегда была местом притяжения творческой интеллигенции

«Молодежка» всегда была местом притяжения творческой интеллигенции

Правда, была одна история, когда всю редакцию вызвали в обком партии. Газета опубликовала выступление Бориса Ельцина на съезде КПСС, где он публично раскритиковал руководство страны, с его автографом. Такой поступок, конечно, не мог остаться незамеченным.

— Там попытались надавить на редактора. Мы сказали, что все уволимся. Не уволили. Выстояли, да, — рассказывает фотограф.

90-е Николай Михайлович вспоминает как смутное время не только для страны, но и для «Молодежки». Начались финансовые проблемы, а затем газета объединилась с изданием «Номер один». Сейчас известна как «СМ Номер один».

Опыт в киносъемке

В 80-х годах Николай Бриль пробовал себя на телевидении. Работал оператором в студии «Иркутсктелефильм», где делали фильмы на заказ, либо авторские. Вместе с талантливым оператором Борисом Шуньковым работал над фильмом об Иркутске.

— На телевидении работал недолго, года два, наверное. Фотография перетянула. У меня всегда был с собой фотоаппарат. Киносъемка немного отличается, там нужно готовить какие-то сцены, а время оставалось, поэтому между делом еще и фотографировал, — говорит Николай Михайлович.

По словам Николая Бриля, ему пригодились знания, полученные на занятиях в фотокружке. Когда первый раз дали камеру и сказали снять что-нибудь, он не растерялся. Приехал на залив, где стоял затопленный ледокол «Ангара», и снял как маленький катер ходит по воде и ломает только-только устоявшийся лед. Дело было поздней осенью.

— Собрались все кинооператоры, стали смотреть: «Как ты это увидел?». А там туман, катерок, вода, волны, движется лед — все сложилось. Вот так повезло. Именно этот фрагмент держал весь сюжет, а город и все остальное доснять было просто, — говорит Николай Бриль. — Сюжет тогда сразу попал в эфир. Навык видеть привычное под другим углом до сих пор помогает в работе.

Работа в «Восточке» и переход на цифру

В 2000-м Николай Михайлович пришел в газету «Восточно-Сибирская правда». Увидел объявление, что газета ищет фотокорреспондента.

— Я позвонил, спрашиваю: «У вас что там случилось? Куда все подевались?». Геннадий Михайлович Бутаков (главный редактор ВСП до 2004 года. — Прим. авт.) попросил зайти. Зашел и не жалею, уже 20 лет здесь, — продолжает Николай Бриль. — Мне повезло с коллективом, а какие они материалы делают. Здорово, что мозги работают у молодежи, значит, не все потеряно.

Строительство Академического моста в Иркутске
Этот снимок фотограф назвал «Цена жизни — секунды»
Академический мост в Иркутске

Строительство Академического моста в Иркутске

Этот снимок фотограф назвал «Цена жизни — секунды»

Академический мост в Иркутске

В начале 2000-х годов «Восточка» первой среди иркутской прессы перешла на цифровую фотографию: «Купили маленький цифровой фотоаппаратик „Никон“ и начали работать». Николай Михайлович убежден, что надо пробовать новое, иначе будешь стоять на месте.

— Многие говорили: «Да ну, что ты, какая там цифра. Ерунда!». Через какое-то время на цифру перешли все: и Саша Князев, и Валера Орсоев, которые изначально были настроены скептически. А у нас в газете как-то пошло, и потом уже взяли более серьезную камеру, — говорит Николай Бриль.

Не всегда фотографии бывают удачными. Случаются такие съемки, когда не идет, тогда приходится придумывать картинку, потому что номер все равно должен выйти.

Газеты сегодня сильно изменились, это касается периодичности выхода, подачи материалов и требований к фотографии. «Мы выходим раз в неделю. Материалы стали более подготовленными, взвешенными, но могут быть такими же острыми», — поясняет Николай Михайлович.

О современной фотографии и молодежи

Сейчас, когда фотография стала более доступной, упускается что-то важное, считает Николай Бриль. Очень мало стало эмоциональной фотографии. Выставки высокого уровня зачастую тенденциозны: война, насилие.

— Любой может сделать талантливую фотографию. Для себя. Но он выставляет ее в интернет, раздувается как шарик от похвалы, и, естественно, это отрицательно сказывается на современной фотографии. На больших выставках стали чаще оценивать не работы, а имена, — рассуждает фотограф.

Из-за большого объема зрительной информации становится очень сложно отделить ценное от бросового. И речь не только про фотографию, но и про фильмы: «Раньше я ходил в кино и смотрел, как снято. Сейчас качественных фильмов мало, большинство — проходные».

Фотограф считает, что важно быть открытым к людям и новым знаниям
Фотограф считает, что важно быть открытым к людям и новым знаниям

Остались хорошие советские учебники по фотокомпозиции, но сейчас, говорит Николай Бриль, в них никто не заглядывает. Фотограф считает, что важно быть открытым к людям и новым знаниям. Если человек сам хочет расти, развиваться, у него есть амбиции и уважение к окружающим, то он обязательно добьется успехов в профессии.

— Работая в редакции, я для себя понял, что нужно уметь воспринимать критику, спокойно относиться к похвале, это дает определенный уровень требовательности к себе. Потому что никто тебе не скажет той правды, которую ты сам видишь, — отмечает Николай Михайлович.

Беседовала Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой и из личного архива Николая Бриля

Беседовала Алина Вовчек, IRK.ru

  • Любовь Горошкова 10 апреля 2021 в 16:56

    Кто знает ФИО фотографа руководителя фотокружка в ИГУ в 1975-1980г.г.? Хочу сказать ему большое спасибо за обучение (не помню его фамилию, но помню наказы про смысл фотографий). Я не стала фотографом-профи, но всегда интересовалась работами в газетах и многие вырезала на память фото Князева, Бриля…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля