О работе комитета и задачах
С двумя предыдущими руководителями Комитета городского обустройства я взаимодействовал с позиции главы округа (Владимир Преловский возглавлял Октябрьский округ Иркутска с июня 2017 по октябрь 2020 года — Прим. авт.), поэтому работа и планы мне понятны.
Комитет ориентирован на развитие городского хозяйства, инженерно-транспортной инфраструктуры и решение вопросов экологии. Это стратегические направления, по которым ведется работа. Важно не только достичь показателей, поставленных нам федерацией и субъектом, по количеству отремонтированных дворов и километражу построенных дорог, люди должны почувствовать, что эти изменения произошли.
Если конечный потребитель — житель нашего города, не видит разницы, не получает положительного эффекта, то какая бы хорошая не была та или иная программа, нужно вносить в нее изменения. Поэтому работа комитета находится в публичной плоскости, все решения обсуждаются.
Времени на раскачку у меня не было. Мэр (Руслан Болотов — Прим. авт.) поставил задачу — сохранить и приумножить опыт по развитию городского хозяйства.
Пока наши жители спокойно спят, у них должно быть тепло в квартире, улица должна освещаться, дорога должна быть убрана. Жилищно-коммунальное хозяйство обязано функционировать. Когда горожане не видят свою администрацию, это значит, что работа организована правильно.
Перед нами поставлена задача по максимуму участвовать в федеральных программах, чтобы получать финансирование на дороги, дворы, модернизацию очистных сооружений, как у нас получилось на правом берегу. Сейчас планируем такие же работы на левом берегу.
Бюджет города можно сравнить с бюджетом семьи, где одна сумма идет на продукты, другая — на оплату коммуналки. Также и с муниципальным бюджетом, мы не имеем права нагружать его. Важно привлекать федеральные и областные средства и использовать их с умом.
О рабочих чатах и соцсетях
Использовать в работе мессенджеры и социальные сети — это нормально. Когда удается найти время между совещаниями, или пока еду из одной точки в другую, стараюсь ответить жителям, потому что никакие бумаги не заменят живого общения. Достаточно часто реагирую со своих личных страниц в Фейсбуке и Инстаграме.
Бывали случаи, когда об авариях, или о каких-то сбоях в системе ЖКХ, я узнавал из соцсетей. Видите, у меня здесь два телефона, третий — в машине, и это работает.
Если бы я тратил время на объезд дорог, проверяя, как работает Иркутскавтодор, то только этим бы и занимался. У нас есть два чата — левый и правый берег. Ежедневно вечером я вижу, какая техника работает, какие улицы убираются — фотоотчет, смотрю план на завтра, если он меня не устраивает, то меняем его.
Отдельный чат у Горзеленхоза — это все парки, скверы. Много транзитных скверов, таких как Постышева, ЦПКиО, Иерусалимская лестница, по которым идут люди. Их очень важно убирать зимой. Не счистишь первый снег, все затопчется, жители начнут падать. Есть чаты по энергетике, по взаимодействию с полицией, с главами округов.
В соцсетях не только я, с утра мне приходят уведомления со страниц губернатора, мэра. Обязательно необходимо отрабатывать все обращения. Важно, чтобы человек получил обратную связь. Если можем сделать сегодня, делаем: даю поручение соответствующему заместителю, либо руководителю муниципального предприятия, и проверяю исполнение.
О ремонте дворов
У федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» была задача повысить социальную активность людей и привлечь их к участию в жизни двора, района, города. Когда мы только входили в эту программу, собирали жителей и спрашивали, что они хотят, многие с недоверием отнеслись. Сейчас ситуация постепенно меняется.
Важно перестраивать микрорайоны Иркутска изнутри. Возьмем районы Лисиха, Байкальский и Солнечный, они вводились в эксплуатацию с середины 60-х до конца 70-х годов. Стандарты были другие: меньше машин, домашних животных, и даже, наверное, ребятишек.
Сейчас районы растут, застраиваются, у жителей появилось больше личного транспорта, нужны парковки. Изменились требования к детским площадкам. Необходимо перестраивать дворы, чтобы они отвечали современным условиям. Программа по формированию комфортной городской среды позволяет нам это сделать.
В год мы ремонтируем порядка 60 дворов. Программа позволяет делать территории «под ключ», и это правильный подход. Жители сообща решают, что они хотят видеть у себя во дворе, а наша задача качественно реализовать проект.
В этом году из-за пандемии не было возможности проводить обсуждения в привычном формате, но люди отнеслись с пониманием. Проекты размещались в чатах домов и дворовых территорий, где жильцы могли высказать свое мнение. После того, как проект был подписан инициативной группой или старшим по дому, начиналась его реализация.
О благоустройстве общественных пространств
17 общественных пространств благоустроено в этом году. Программа служит инструментом, с ее помощью можно не только привести территорию в порядок, но и решить другие не менее важные задачи.
Вспомните, сколько было обещаний и разговоров про ЦПКиО. Но ведь сделано же. В итоге ликвидирована территория, которая долгое время являлась криминогенной. Сейчас парк освещается, там установлены камеры, информация с них поступает МКУ «Безопасный город» и полиции. Сохранили историческое значение места, где находится 120 тысяч захоронений.
Завершено благоустройство Лисихинского парка. Территория тоже нормально не освещалась, там совершались преступления. Сейчас в парке красиво, появилась хорошая детская площадка. При благоустройстве общественных пространств мы стали использовать больше освещения, что хорошо украшает город.
Иркутск должен развиваться так, чтобы все микрорайоны были комфортными для проживания. Жителям нужны школы, детские сады, дворы, дороги, места отдыха и общественный транспорт. Не должно быть все сосредоточено в центре города.
В этом году благоустроили парк Парижской коммуны. Все работы проходили в сопровождении Службы по охране объектов культурного наследия. Проект согласован с архитектурным сообществом города. Поскольку это территория Глазковского некрополя, землю мы практически не трогали, там применены интересные решения по подсветке.
В 2021 году продолжим благоустройство парка семейного отдыха в Солнечном (расположен между проспектом Жукова и улицей Байкальская — Прим. авт.). Его нужно наполнить смыслом и активностями. Солнечный развивается, там должна быть в шаговой доступности территория для прогулок с детьми. Можно сделать площадку для выгула и тренировки собак. На территории парка уже установлен роликодром, где постоянно катаются на скейтах.
В Свердловском округе интересная территория — сквер на бульваре Рябикова. Будем благоустраивать горнолыжную трассу и дендрозону в Академгородке. Аукцион уже отыгран, надо приводить территорию в порядок. В Ленинском округе будем обновлять сквер в районе улиц Генерала Доватора и Трактовой, где еще с советских времен стоит «Тюльпан».
В Правобережном округе запланирован второй этап работ в Каштаковской роще. Следующий год юбилейный, Иркутску 360 лет, поэтому нужно начинать приводить в порядок Нижнюю набережную. Проект капиталоемкий, поэтому частично зайдем в 2021 году, там, где были провалы плитки. Сейчас ведется проектирование на всю набережную до Фортуны.
У нас есть позитивные примеры взаимодействия с бизнесом в форме концессии. Например, колесо обозрения на острове Конный. Предприниматель благоустроил прилегающую территорию, участвует в городских праздниках, которые проходят на Конном и Юности. Совместно с бизнесом благоустроены территории возле ледокола «Ангара» и прибрежная зона залива Якоби.
Среди перспективных объектов спорт-парк «Поляна». В следующем году мы обустроим там спуски к воде от Академгородка. Важно создать людям условия, чтобы они могли попасть туда, и это будет способствовать дальнейшему развитию. Нужно развивать острова Конный и Юность, прибрежную зону от плотины ГЭС в сторону Академического моста.
Особняком у нас стоит парк Комсомольский в Ленинском округе — отличная площадка для концессии. Подведены коммуникации, в следующем году запланирован ремонт прилегающих к парку улиц. Знаю, что уже ведутся переговоры с инвесторами. Там можно организовать семейное место отдыха такое же как на Конном и Юности, и тогда не нужно будет ехать с ребенком через весь город.
О строительстве и ремонте дорог
В этом году сделано 22 участка. Мы обязаны были выполнить целевой показатель в 26 километров по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Вопрос безопасности и снижения смертности на дорогах напрямую связан с реализацией программы БКД, поэтому ежегодно увеличивать километраж при ремонте очень важно.
Большой объем работ проведен на улице Култукской. Реконструкция Баумана позволила развести транспортные потоки и снизить нагрузку на улицу Розы Люксембург. Ушаковский мост находился в аварийном состоянии, поэтому ремонт выполняли в экстренном порядке.
Реконструкция путепровода на Джамбула — грандиозный проект, когда меняется конструктив моста, проводится ремонт мостовых опор. На проведение работ выделены денежные средства из федерального бюджета. Подрядчик идет с серьезным опережением сроков.
В 2021 году по программе БКД в Ленинском округе будет расширена улица Трактовая с обустройством выделенной полосы для общественного транспорта. В Октябрьском округе запланирован ремонт объездной микрорайона Солнечный: от ледокола «Ангара» до Лодочной. Проезжую часть расширим, сделаем парковку «елочкой», чтобы разгрузить улицу.
В следующем году нам предстоит ремонт улицы Баррикад. Необходима замена основания с обустройством подушек из щебня, тротуаров — их сейчас там нет. Важно обеспечить безопасность пешеходов при движении по этой улице.
Еще планируем реконструкцию участка улицы Верхняя Набережная: съезд от «ЯркоМолла» в сторону дома №107. Сейчас транспорт движется в одном направлении по узкой дороге с выбоинами. Проведем берегоукрепление на этом участке, расширим проезжую часть до четырех полос. Сделаем тротуар, чтобы у жителей под окнами не ездили машины, и пешеходы могли безопасно передвигаться по этому маршруту. В 2022-2023 годах улица будет продолжена от дома №107 в сторону плотины ГЭС как основной дублер Байкальской.
Пандемия негативно повлияла на городское хозяйство в части нехватки рабочей силы. Произошел отток работников, прибывших из стран ближнего зарубежья, многие вернулись на родину. Мы встречались с подрядчиками, они переквалифицировали тех специалистов, кто был в городе.
Летом плотно взаимодействовали с Центром занятости Иркутска. Привлекали тех, кто остался без работы, но имеет рабочие специальности, или техническое образование. В итоге люди получили хорошо оплачиваемую работу в рамках муниципальных контрактов по строительству и благоустройству. Ведем работу с ректорами техникумов и колледжей, чтобы под конкретные задачи у нас были готовые кадры.
Сейчас проводим большую работу с подрядчиками в рамках подготовки к следующему дорожному сезону. Проверяем мощности асфальто-бетонных заводов, запасы на карьерах с песчано-гравийной и щебеночно-гравийной смесью, количество работников в организациях. К лету должна быть отремонтирована техника. По мере прохождения конкурсных процедур будем понимать, какой у нас складывается пул подрядчиков.
Об озеленении города
Сейчас ведется разработка программы комплексного озеленения. Мы привлекли организацию, у которой есть проектный опыт в сфере экологии. В марте-апреле 2021 года представим программу депутатам думы и общественности. Учитываем мнение научного сообщества, у нас достаточно специалистов в городе, поэтому все обсуждаем.
Что касается обрезки деревьев, дендрологи МКУ «Городская среда» сопровождают выполнение этих работ. Но здесь опять же срабатывает человеческий фактор, одни подрядчики качественно проводят кронирование, к другим есть замечания, стараемся за этим следить.
Компенсационное озеленение — хороший инструмент. На строительной площадке, например, мы понимаем, что деревья все равно снесут, в таком случае деньги и ресурсы можно перенести на городские улицы. Летом наполняли зелеными насаждениями общественные пространства благоустроенные в 2017-2019 годах. Гарантийный срок по компенсационному озеленению три года, если дерево не приживается, то наступает новый гарантийный период.
О развитии общественного транспорта
Стоимость проезда в общественном транспорте в ближайшее время повышаться не будет. Считаю, что выпадающие расходы перевозчика не должны компенсироваться за счет жителей. Вопрос можно решать за счет других мероприятий, в том числе пересмотр маршрутов, что повысит рентабельность муниципальных и частных перевозчиков.
В конце прошлого года был запущен троллейбусный маршрут №5 по Академическому мосту. На него оказался не такой высокий спрос, как изначально рассчитывали. Мы уже обсудили, как это исправить. Продлим маршрут по центру и пустим на Синюшину гору, что существенно повысит его рентабельность и заполненность пассажирами.
В этом году специалисты Иркутскгортранса прошли обучение, и теперь можно будет ремонтировать подвижной состав на базе предприятия. Раньше, если вагон ломался, его приходилось отправлять в другой регион.
Что касается обновления транспорта, в 2019 году было закуплено девять низкопольных автобусов «Авангард». В этом году приобрели один низкопольный автобус по программе «Доступная среда».
В середине декабря ожидаем поставку 10 трамваев из Москвы. Часто вижу негатив от горожан, в соцсетях пишут: «Зачем нам б/у (бывшие в употреблении — Прим. авт.) трамваи?». В столице они отходили три-четыре года, вагоны в отличном состоянии, если сравнить их с подвижным составом, который у нас с 70-80-х годов, эти намного выигрышнее.
Тем более, московские трамваи мы не закупаем, оплачиваем только доставку. Это подарок от наших коллег. Поэтому говорить, что они старые, я бы не стал. Мы постепенно обновляем подвижной состав. С одной стороны, берем пятилетний транспорт, а сорокалетний убираем из эксплуатации, с другой стороны, приобретаем новые модели.
Радует, что частные перевозчики тоже включаются в эту работу, обновляют подвижной состав. Старых ГАЗелей и ПАЗов на улицах города не видел. На маршрутах работают новые, более современные модели автобусов. Думаю, общими усилиями мы тему транспорта закроем.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Лали Янкевич и Маргариты Романовой
Алина Вовчек, IRK.ru
Посадят или нет?