«Мне было скучно организовывать фестиваль в привычном формате»
Весной я делал фоторепортаж про стрит-арт в Братске для иркутского издания. Хотел опубликовать свои работы, а мне предложили сделать большой материал об уличном творчестве в городе.
Вышло так, что я один занимаюсь стрит-артом в Братске. Я не умею рисовать. Все эскизы делаю на компьютере, потом воплощаю их в городе. Еще работаю ведущим на радио и маркетологом.
В Братске есть граффити, но как такового стрит-арта нет. Тогда я задумался, почему в других городах десятки художников, а у нас никого.
Много следил за стрит-арт фестивалями в России. Все они проходят одинаково: объявляют конкурс, ребята присылают эскизы, а затем лучших из них приглашают, и они рисуют. Как правило, участвуют одни и те же художники, отличаются только города.
Мне показалось, что это скучновато, пытаться организовать такой фестиваль. К тому же, я понимал, что сам, без привлечения помощи, ничего такого провести не смогу. Понадобятся деньги, чтобы привезти художников, и согласования. Понятно, что в короткие сроки это невозможно будет сделать.
Стрит-арт не предполагает согласования: люди просто выходят и рисуют, что хотят.
Мне ближе партизанский формат уличного творчества. Для меня такой вариант более понятен, чем когда пишется письмо в администрацию, находится поверхность и выдаются краски.
Так появился фестиваль «Один за всех». Я решил сам воплотить эскизы художников и обойтись собственными средствами. Бюджет фестиваля составил 30 тысяч рублей.
Стрит-арт — это про смыслы, а не про красивые картинки
Сначала думал, что этим летом организовать фестиваль нереально. Не понятно, согласится ли кто-то доверить реализацию своих эскизов незнакомому человеку. Написал нескольким художникам, за творчеством которых следил, и оказалось, что многие готовы поучаствовать.
Мне не интересны просто красивые картинки. Отбирал концептуальных художников, чьи работы можно повторить. Например, сделать трафарет или выложить плитку по схеме. Для этого не обязательно хорошо рисовать, достаточно быть аккуратным.
Я писал тем, кто, действительно, мне нравится. Там были большие художники, которые организуют выставки, чьи работы продаются на аукционах. И если мне отвечали редко или пропадали, с пониманием к этому относился. Несколько человек откликнулись, когда фестиваль уже начался, и их эскизы тоже выполнил.
У художников был месяц на разработку эскизов. Zoom (стрит-арт художник из Москвы — прим. авт.) отправил мне изображение с оленем буквально через пару дней, как я ему написал.
Город подсказывает идеи
В поисках интересных локаций и подходящих для стрит-арта поверхностей объехал весь Братск. Находил заброшенные, бесхозные строения, предметы, которые на виду у жителей города, чем они пользуются. Все поснимал и отправил фотографии.
Некоторые художники взаимодействуют с нетипичными городскими объектами, старался выискивать, что могло бы им пригодиться. Многие идеи были напрямую связаны с местом.
У нас есть работа «Трус, Балбес, Бывалый». Три железных будки подстанции соединены между собой и выглядят как знаменитая троица из советского кинофильма. Маленький человечек из Денди приклеен на заглушку от подвала, которая специфически выглядит. Сначала были сделаны фотографии места, предметов, а потом рождались идеи.
Сейчас сделано 13 работ и, если все будет хорошо, появится еще четыре.
Бывало и так, что у художника уже был готовый рисунок, и я под него искал поверхности. Изначально, когда писал ребятам, давал описание Братска, чтобы они немного понимали специфику нашего города. «У меня есть работа, которая здорово подходит под твою локацию. Она и про ГЭС, и про тайгу, и про экологию, и про конфликт человека и природы», — ответил мне Zoom. Так появилась первая работа фестиваля — олень, запутавшийся рогами в проводах.
На подготовку поверхности ушла неделя. Там был заброшенный дом, а по центру стены окно. Нужно было его заколотить, запенить щели, выровнять стены и спилить снизу брус. Дерево очень старое, высохшее, его текстура сильно проступала. Пришлось три раза красить дом в белый цвет.
Если могу справиться один, то все делаю сам. Но часто беру с собой помощников, чтобы подержали трафарет или нарисовали по нему. Без них ничего бы не вышло. И есть друзья, которые меня поддерживают.
«Рисунки со смыслом быстро уничтожают»
Люди реагируют по-разному, зависит от места. Логотип фестиваля я рисовал днем, приезжал, когда мне удобно. Многие подходили, интересовались что происходит, старался в двух словах объяснить.
Возле БЛПК (Братский лесопромышленный комплекс — прим. авт.) мы рисовали в пять утра. Было волнительно, думали, вдруг охрана выйдет и вызовет полицию. У них пересменок в 8:00. Нужно было успеть нарисовать до того, как заводчане поедут на работу.
Первый рисунок «I CAN`T BREATHE, ЁПТ» простоял примерно три дня, потом его закрасили. Сам там редко бываю, мне отправили фотографию. Второй «ДЫШАТЬ НЕ ЛЕГЧЕ» мы нарисовали в пятницу, в воскресенье он еще был на месте. Думал, что пройдет буквально час и его закрасят, но пока видимо не нашелся такой человек.
Понятно, почему на БЛПК рисунок закрасили. Для жителей города тема загрязнения воздуха злободневная. Сложно представить, что люди 20 лет будут мимо этой надписи ездить на работу и им нормально.
Это абсолютно нормально, что работы могут закрасить или повредить. Я выхожу, рисую и никого не спрашиваю. Любой другой человек действует также, он никого не спрашивает, когда как-то прикладывается к рисункам.
Вопрос в другом, заметил, что неосмысленные надписи, могут сохраняться на стенах десятилетиями. Мы недавно шли с одноклассницей и обсуждали надпись на бетонном заборе: «Лилек-ласточка я тебя люблю!», ей уже 20 лет, но это никого не волнует.
Когда работы фестиваля портят, мне за них гораздо досаднее, чем за свои.
Стоит сделать что-то осознанное, привлечь внимание в соцсетях, и такие работы уничтожаются очень быстро. Причем, не только остро-социальные рисунки, но и совершенно нейтральные. У «Пагоды» бумажные шары сорвали через несколько часов. «Брат» из плитки уже побит, хотя мне казалось, что плитка крепкая, но кто-то видимо камнями или молотком по ней постучал.
Трудно сказать, почему у братчан такое отношение к стрит-арту. Вряд ли взрослый человек пойдет колотить по плитке размером 30 на 20 сантиметров. Думаю, что это делают молодые люди. Естественно, происходящее привлекает внимание, и им хочется к этому приложить руку.
С каждой из работ у меня связано много личных переживаний. Тот же олень был настолько трудно выполним, потом и кровью давался, что конечно запал в душу. «Брат» мне интересен техникой исполнения, никогда из плиток ничего не выкладывал.
Стрит-арт на остановках и фестиваль в других городах
Сейчас не хочу загадывать, повторится ли фестиваль в следующем году. Нужно отдохнуть, потому что я вошел в такой ритм, что каждый день утром и вечером рисую. По субботам у меня бывает эфир на радио, когда его нет, это прямо счастье, можно два дня заниматься фестивалем.
Появляются разные идеи. Одна из работ — надпись на обратной стороне остановки: «Остановка, задняя часть, таких много в городе». Я подумал, а действительно, у нас много остановок такой модели в Братске. Круто было бы разрисовать их обратную сторону. Не обязательно, что это будут художники из других городов, можно провести проект с местными ребятами.
Мне писали из Иркутска и предлагали провести фестиваль. И правда, такая история может в разных городах происходить. Надо подумать, год прожить с этой мыслью, чтобы понять, как это будет работать дальше.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Гришы Шарова
Алина Вовчек, IRK.ru
Посмотрел инстаграмм Григория - это действительно круто, жаль, что немного работ пока. И это действительно искусство, а не бессмысленное стеномарательство.