Создание современной набережной от мемориала Вечного огня до Глазковского моста – часть масштабных планов города по обустройству территории от плотины ГЭС до реки Ушаковки. Это идею поддержали и горожане, и экспертное сообщество. В 2018 году городская администрация провела конкурс на лучшую концепцию застройки Цесовской набережной, в котором победила работа архитектора Андрея Белопольского. Он предложил связать Цесовкую набережную с Нижней набережной, тем самым создать единое общественное пространство нового уровня. На территории планируется обустроить прогулочные зоны, велодорожки, локации для отдыха, спуск к воде. Возможно, будет создан причал для речных трамваев. Отличительная черта концепции — отсутствие сквозного проезда автотранспорта. Место будет ориентировано, в первую очередь, на пешеходов и велосипедистов.
Помимо общественных зон концепцией предусмотрена жилая застройка, которая органично впишется в исторический центр Иркутска. На первых этажах квартала гостей будут принимать рестораны и кафе. К проектированию объекта привлечено бюро Кэнго Кума, одного из самых известных архитекторов в мире. Его авторству принадлежит множество знаменитых объектов культуры в Японии, Франции, Великобритании, Швейцарии. Квартал, к которому причастно бюро Кэнго Кума, станет достопримечательностью Иркутска и впишет его в перечень городов-обладателей уникальных архитектурных произведений.
Единую концепцию Цесовской набережной дополняют еще два важных объекта: Курбатовские бани — банный комплекс с 25-метровым бассейном, гостиницей, рестораном и кофейней, а также Дом приемов — особняк в стиле модерн.
Сергей Демков, архитектор:
— С концепцией благоустройства набережной я знаком. Это достаточно убедительная работа известной проектной организации. В ней есть положительные моменты и интересные идеи. Например, этот проект отличает одно принципиальное, даже основополагающее решение – отсутствие сквозного проезда для автотранспорта. Общественное пространство, по их задумке, ориентировано в первую очередь на пешеходов и велосипедистов. Это несомненный плюс.
Второй момент: в концепции есть все необходимые элементы, которые должны присутствовать при традиционной организации пространства набережной: территория променада, основная зона озеленения и велодорожка. Кроме этого, следует предусмотреть игровые и спортивные зоны, но, скорее всего, небольшие, места там немного.
Цесовская набережная — это такая открыточная или парадная набережная, и это свойство хотелось бы сохранить. Но вполне можно поставить, например, спортивные тренажеры – они не занимают много места и будут востребованы. Необходимо предусмотреть и видовые площадки, может быть, консольного вида, где можно сделать красивое фото у воды. Какие-то уникальные элементы на набережной вряд ли получится разместить – все-таки там достаточно узкая полоса земли и не стоит ее загромождать. Обязательно должны быть ресторанчики, кофейни, чайные на первых этажах жилого квартала.
Уже давно в Иркутске существует генеральная концепция набережной — создание единого пространства от плотины ГЭС до реки Ушаковки. Конечно, она будет реализована частями, так как финансовые затраты колоссальны. Я принимал участие в двух элементах проектирования — реализованная Нижняя набережная и набережная «Лисиха», проект которой, надеюсь, в ближайшие несколько лет будет реализован. И вот концепция Цесовской набережной– это еще один шаг к созданию единого пространства.
Вся территория набережной принадлежит сейчас муниципалитету, многие работы проведут за государственные деньги, например, берегоукрепительные. Насколько я знаю, на сегодняшний день инвестор готов профинансировать проектные работы по благоустройству. Теоретически частные лица могут поучаствовать и в благоустройстве набережной, но на коммерческих принципах. Такой партнерский подход в обустройстве нашего города надо стимулировать, развивать и применять. Это не меценатство, это отношения на взаимовыгодных условиях.
У любого проекта есть стадии: эскиз, проектная и рабочая документация. Сейчас представлена только концепция, поэтому некоторые решения можно скорректировать, рихтовать, оптимизировать, сделать более правильными, безусловно, вынести на общественное обсуждение населения и профессионалов. Это позволит добиться достаточно глубоко продуманного проекта.
Алиса Козак, архитектор, управляющий партнер ООО «Агентство развития территорий „Градостроительная школа“»:
— Часть земли находится в частной собственности, часть, возле воды, в муниципальной. Важно от городских властей услышать, насколько они готовы приступить к работам. В первую очередь нужно решить вопрос с берегоукреплением: когда, в какие сроки и на какие деньги. Ведь застройщик может сколько угодно показывать красивые картинки, но если нет четких договоренностей с администрацией, то о чем можно вообще говорить.
В представленной концепции отсутствует сквозной проезд автотранспорта. Я это поддерживаю: на том участке, о котором идет речь в проекте, ни в коем случае нельзя пускать дорогу. Кстати, все архитекторы, которые принимали участие в конкурсе по созданию концепции проекта Цесовской набережной, сошлись во мнении, что там должна быть зона променада.
Что касается предложений по внешнему облику набережной, которые представлены в эскизе, вызывают у меня вопросы. Например, берегоукрепление, ведь бетонные стены обыгрывать достаточно сложно. Также неизвестно, будут ли там размещены точки общепита, туалеты. Или потом наставят их вагончиками?
У нас есть несколько удачных примеров частно-государственного партнерства. Например, спорт-парк «Поляна» и набережная в микрорайоне Солнечный. В обоих случаях земельный участок был передан в аренду частному лицу, создана система резидентов, за счет которых и была благоустроена территория. Такое партнерство – выход из положения, так как бюджет города не может обеспечить все общественные пространства.
Еще один важный момент. Благоустройство этого небольшого участка надо рассматривать в общей концепции создания набережной от Ушаковки до плотины ГЭС. Все зоны должны гармонировать между собой, а рассматривать их фрагментарно, как мы это делаем сейчас, неправильно.
Эту концепцию необходимо доработать. Обязательно надо привлекать общественность к обсуждению, пусть иркутяне выскажутся, какой, по их мнению, должна быть Цесовская набережная.
Евгения Пуляевская, директор ООО «Прибайкалье»:
— Трансформация функции прибрежной территории – современный архитектурный тренд. Из транспортных артерий реки превращаются в места отдыха горожан и туристов. Это особенно ценно в условиях Иркутска, где ощущается дефицит зон рекреации. Позитивно, что авторы концепции ориентировались на пример бульвара Гагарина, который не отрезает реку проезжей частью, а, наоборот, создает широкую набережную для пешеходов. В случае Цесовской набережной планируется создать более современное пространство, сочетающее в себе много общественных функций. Считаю, что на этой территории непременно должна быть зелень, нужна остановка для речного трамвайчика, специальные площадки для занятий спортом, безопасные велодорожки.
Алексей Петров, историк, журналист:
— Согласно концепции, рядом с набережной будет построен жилой комплекс «Японский квартал». У меня есть большие сомнения, что в Иркутске, особенно в исторической части города, надо размещать жилой квартал с японским названием. Возникают и вопросы о соответствии проекта российским градостроительным нормам. Если с документацией все в порядке, тогда другой разговор — пусть строят.
Еще один вопрос, который беспокоит, как будет организована транспортная развязка. На улице Чкалова в час пик всегда пробки – от площади Сперанского до моста. Построят новый квартал и станет еще хуже? Наряду с проектированием жилой застройки и самой набережной надо думать о том, как не создать здесь транспортный коллапс. Чкалова, Сурикова — это маленькие улицы, они не рассчитаны на такой большой поток машин.
Что касается участка самой набережной, то земля находится в муниципальной собственности. Основную часть работ проведет город, а в каких работах по благоустройству готов поучаствовать инвестор — информации нет. Но, безусловно, набережная там напрашивается, более того, она должна быть продолжена и соединена под Глазковским мостом с бульваром Гагарина. Власти говорят о создании единой набережной уже давно, но денег найти все никак не могут. Поэтому, если это будет сделано за счет средств бизнеса, почему нет.
Сергей Маяренков, директор АНО «Иркутские кварталы»:
— Когда бизнес, реализуя крупные инвестиционные проекты, благоустраивает вокруг себя территорию и приводит в порядок, например, набережную, это заслуживает только всяческой поддержки. Другой вопрос, как это будет сделано, на каком уровне, какого качества будут сами проекты и реализация. Я бы рекомендовал обсудить будущий проект Цесовской набережной не только с горожанами, но и профессиональными сообществами.
Что касается наполнения, главное, чтобы Цесовская набережная была живая. У нас ведь есть отрицательный пример, например, нижняя набережная, где стоят Московские ворота. Там совершенно нечего делать, она «неживая» в этом отношении. Поэтому обязательно на Цесовской должны быть деревья, под которыми можно укрыться в тени, и доступ к воде, разнообразие функций.
Шесть лет назад, когда мы разрабатывали концепцию «Иркутских кварталов», мы представили единое пешеходное кольцо, куда входил маршрут от 130-го квартала к «Иркутским кварталам», далее к Вечному огню и по набережной обратно к 130-му кварталу. Сегодня эта идея постепенно реализуется, Цесовская набережная является элементом этого маршрута, хорошо, если удастся реализовать ее в этой идеологии.
Конечно, единая набережная городу нужна, она может стать классным общественным пространством. Чем больше у города правильно организованных и зеленых мест, где люди могут гулять, тем лучше.
Григорий Скарченко, председатель общественной организации «ВелоИркутск»:
— Концепция проекта интересная и достойная. Конечно, есть моменты, которые смущают. Например, на рендерах представлены лестницы, которые занимают много места. Так ли они нужны? Но в целом, если все будет выполнено так, как показано в визуализации, я думаю, иркутяне будут только рады. Особенно импонирует, что набережную решили сделать велопешеходной, без автомобильной дороги, — это прогрессивный шаг.
Набережная не должна быть мертвой — пустой и бетонной. Основная идея в том, чтобы там было комфортно находиться в любое время всем категориям граждан. Необходимо предусмотреть прямой доступ к воде, проезд для велосипедов, отдельно — зону променада. И, конечно, точки общепита — кафе, ресторанчики, где можно отдохнуть, пообщаться, укрыться от дождя, перекусить или выпить кофе.
IRK.ru
IRK.ru
А вот не надо там ЖК. Парк - нужен. И современными городушками исторический вид города портить не надо.
Нужен ПАРК без сквозного проезда автотранспорта. Зеленый пояс вдоль реки.