Как сообщил юрист-консультант администрации Хужирского муниципального образования Александр Травкин, есть ряд оснований для отмены решения, в том числе, обоснованные, подтвержденные экспертом выводы. Исследования ставят под сомнение легитимность копии Постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 года №71 «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в Иркутской области», представленной в материалах дела.
— В своем решении о признании недействующим решения думы Хужирского муниципального образования – городского поселения от 2 июля 2013 года «Об утверждении Генерального плана Хужирского муниципального образования – городского поселения» суд указывает буквально следующее: «Судом установлено, что, в том числе, на территории Хужирского муниципального образования расположен Прибайкальский национальный парк, который создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. №71». Между тем копия постановления Совета Министров РСФСР, представленная в материалах дела, не может являться допустимым доказательством, поскольку имеет признаки монтажа, — сообщает Александр Травкин.
Юрист отметил, что вопрос имеет принципиальное значение для Хужирского муниципального образования и местного населения. На основе Генерального плана принимаются важные решения – от согласования отвода земли под нужды поселковой инфраструктуры (дорог, линейных объектов, социальных учреждений) до предоставления местным жителям разрешений на ИЖС.
4 декабря 2019 года Иркутский областной суд вынес решение по административному иску первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим решения думы Хужирского муниципального образования об утверждении Генерального плана поселения.
Администрация МО подала апелляционную жалобу в Пятый апелляционный суд (Новосибирск). Иск был принят к рассмотрению, однако на первом же заседании апелляционной инстанции, 9 июля 2020 года, Иркутский областной суд отозвал свой документ, ссылаясь на необходимость дополнительной работы по делу. Это мотивировалось тем, что в суде первой инстанции не были рассмотрены все требования прокуратуры: она настаивала на отмене оспариваемого решения не только муниципальной думы, но и администрации Хужирского муниципального образования.
На заседании Иркутского областного суда 18 августа прокуратуре было отказано в удовлетворении ее требований в отношении администрации Хужирского муниципального образования. Таким образом, остается в силе ранее принятое основное решение об удовлетворении требований природоохранного прокурора к Думе Хужирского муниципального образования.
Александр Травкин отметил, что в ближайшее время дума муниципального образования дополнит ранее поданную апелляционную жалобу, в том числе, и с учетом уже принятого. Помимо прежних оснований для обжалования решения суда, добавится и новое, касающееся сомнений в легитимности копии Постановления Совета министров РСФСР об образовании нацпарка.
Впервые внимание к этой копии документа, фигурирующей во многих судебных спорах по земельным вопросам на Байкальской природной территории, привлекла юрист Юлия Саенко, защищающая в Иркутском районном суде интересы гражданина Сергея Одинца. Она заметила, что текст копии, представленный в суд, не соответствует тексту этого же Постановления в других информационных правовых системах – «Консультант Плюс» и «Собрании Постановлений Правительства РСФСР». По ее словам, разница в текстах настолько велика, что не позволяет установить, были ли включены земли поселений в границы нацпарка или нет. Иркутский районный суд удовлетворил ходатайство Юлии Саенко и обязал районную прокуратуру предъявить подлинник документа. Копия, до этого фигурировавшая в материалах дела, была взята с сайта ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
— В одном из вариантов Постановления, в части, где перечисляются какие земли включаются в национальный парк, говорится о «землях государственного лесного фонда» с указанием лесных кварталов. В другом варианте мы видим иную формулировку – «земли государственного лесного фонда», но без перечисления кварталов. А третий вариант – это «земли государственного фонда», в которые, как мы понимаем, может войти абсолютно все. Налицо абсолютная нетождественность документов, значит, мы не знаем, что имели в виду при создании данного Постановления. При таких обстоятельствах нельзя утверждать, что на основании данного документа можно сделать достоверный вывод о том, какие именно земли вошли в ООПТ. И верно ли утверждение прокуратуры, что земли поселений были включены в нацпарк.
Сопредседатель общественного движения «Байкал-право» Андрей Анисов, комментируя ситуацию с копией Постановления, на основании которого принимается решение об отмене генплана Хужирского муниципального образования, отметил, что эта проблема касается многих населенных пунктов, находящихся около Байкала.
— Иски прокуратуры об отмене Генеральных планов муниципальных образований Иркутского, Ольхонского, Слюдянского районов уже стали обычной практикой. При этом ущерб, который наносится муниципалитетам, оценивается в миллионы рублей: разработка генплана финансируется из бюджетов, которые и так являются дефицитными. Страдают и простые граждане, и малый бизнес: никто не испытывает уверенности в том, что завтра не будет принято решение об истребовании у него земельного участка. При этом, как выясняется, в качестве доказательства в суды предъявляется копия документа, вызывающая большие нарекания на предмет ее юридической чистоты, — отметил Андрей Анисов.
По его словам, вопрос о том, входят ли населенные пункты в границы нацпарка или нет, является принципиальным. Так, например, три комиссии Общественной палаты Иркутской области на расширенном заседании 26 февраля 2019 года по вопросу определения и постановке на кадастровый учет границ Прибайкальского Национального парка направили в правительство РФ свои рекомендации о том, что: «Населенные пункты в силу того, что это отдельная категория земель, отделённая от других категорий границами, до урегулирования земельного законодательства в рамках согласования с законодательными актами по категориям земель особо охраняемым природным территориям ЦЭЗ БПТ и без учёта мнения жителей населённых пунктов не могут быть включены в границы Прибайкальского национального парка».
— Охрана озера Байкал – это важная государственная задача, которую поставил президент, — отметил Андрей Анисов. — При этом территории, на которых проживают граждане, не могут ограничить их право, закреплённое Конституцией РФ.
В июле 2020 года, суд вынес решение о сносе жилого дома в Листвянке, где по решению суда был отменен генплан и земля, на которой жила семья с 1962 года, признана особо охраняемой природной территорией.
Галина Солонина, IRK.ru
Галина Солонина, IRK.ru
Кому нужны подробности, гляньте свежий док фильм «теряем Байкал. Столичный разговор», там и про эту справку и вообще про ситуацию на местах