Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«В семье сохранились рисунки прапрадеда». Интервью с иллюстратором Настей Кардашовой

«В семье сохранились рисунки прапрадеда». Интервью с иллюстратором Настей Кардашовой

Настя Кардашова, известная также под именем Крапива, с детства знала, что станет художником. Главные герои ее иллюстраций – люди, их жизнь и отношения. В своих работах она часто изображает человека в окружении природы, растений и животных. С 2016 года Настя преподает в творческой мастерской «Солома» и учит рисовать других.

В моей семье сохранились рисунки прапрадедушки. Во время Русской-японской войны он отправил дочерям – моим прабабушкам – их маленькие портреты. Рисовальная линия у нас подспудно зрела и становилась сильнее с каждым поколением. У одних это перерастало в прикладное творчество, у других – в хороший вкус.

Мама тоже отлично рисует, она с детства прививала мне любовь к рисованию. Недостатка в материалах и бумаге не было: бабушка работала строителем, и мне приносили много черновиков. Я росла с мыслью, что стану художником.

Насте с детства прививали любовь к рисованию

Насте с детства прививали любовь к рисованию

Родители тесно связаны с биофаком ИГУ и Байкалом. Несколько раз меня брали на практику со студентами, экспедиции казались вдохновляющими. Однажды подумала, что буду биологом, но это быстро прошло. Познакомилась с рутиной профессии и поняла, как важно любить дело, которым занимаешься.

В школе я продолжала много рисовать. Понимала, что надо потерпеть 11 лет, а потом буду заниматься интересным делом. Сменила несколько художек, мне там категорически не нравилось.

Когда ты ребенок, тебе не хочется рисовать одно и то же, у тебя много творчества и фантазии. Поэтому из всех художек я сбежала.

В 11 классе друг в разговоре назвал меня Крапивой, и слово мне понравилось. Оно простое, похоже на фамилию, связано с природой и ботаникой. К тому же, несет двойной смысл, крапива вроде бы колючее растение, но лекарственное, полезное.

После школы поступила в политех по направлению «Графический дизайн»
После школы поступила в политех по направлению «Графический дизайн»

Когда я родилась, мама подумала, что назовет меня редким именем Настя, также рассуждала еще половина женщин в нашей стране. В любой компании, группе и классе нас было как минимум трое. При зачислении в вуз меня вычеркнули из списков. Со мной поступала Анастасия Кадышева, увидев похожие фамилии, там решили, что допущена ошибка. Поэтому всегда хотела иметь уникальное имя, отражающее меня, так и появилась Крапива.

После школы поступила в политех (сейчас ИРНИТУ – Прим. авт.) на факультет изобразительного искусства. Выбрала направление «Графический дизайн». Нам дали хорошую базу по рисунку, живописи и композиции. Во время учебы начала работать с иллюстрацией. Понимала, что графический дизайн хорошее подспорье, но рисовать я люблю больше.

«В моих героях могут быть черты друзей и знакомых»

Для меня иллюстрация – возможность быстро передавать впечатления. У нее всегда есть сюжет, история, которые можно не знать, но они легко считываются. Иллюстрация – это диалог между автором и зрителем, а иногда и монолог.

У Насти всегда с собой планшет - в любое время его можно открыть и порисовать

У Насти всегда с собой планшет - в любое время его можно открыть и порисовать

Большую часть иллюстраций я создаю на планшете. Рисую стилусом несколько вариантов, чтобы определиться с деталями, а потом могу собрать из них готовый эскиз. Для этого не нужно много времени. Обычно процесс занимает от двух до пяти часов. Одну иллюстрацию я рисовала восемь часов, но у нее был достаточно реалистичный стиль и много деталей.

Планшет часто беру с собой. В любом месте можно его открыть и порисовать, это удобно. Для иллюстраций хорошо подходит графика. Рисую маркерами, акварелью и карандашами.

Люблю наблюдать за людьми, изображать моменты их жизни и отношения.

В героях моих иллюстраций могут быть черты родных и близких, друзей, просто знакомых, которые чем-то впечатлили. То, что я изображаю, неразрывно связано с личным опытом, потому что художник отчасти рисует себя, говорит от своего имени.

«То, что я изображаю, неразрывно связано с личным опытом»
«То, что я изображаю, неразрывно связано с личным опытом»

У каждого автора можно найти, что поправить. Поэтому для меня критика допустима только, когда сам спрашиваешь совета у друга или коллеги. Если люди со стороны высказывают замечания, то это уже вторжение, и нужно сразу его пресекать. На примере своих знакомых и учеников я замечала, как некоторые закрывались, потому что их родственники выступали токсичными критиками, указывая на недостатки в работах. Когда человек начинает рисовать, ему важна поддержка, обратная связь, чтобы он мог расти дальше.

Интернет помог иллюстрации

В современном искусстве границы между направлениями сильно размыты. Иллюстрация сегодня перестала быть младшим жанром. Ее развитию помогли глобализация и интернет, в условиях раздвигания рамок мира с ней связано много профессиональных и социальных задач.

С помощью иллюстрации мы понимаем, что происходит с нами и в мире, можем это проанализировать и получить общую картину. Художники создают работы уровня высокого искусства, используют сложные техники.

По мнению Насти, критика допустима только, когда сам спрашиваешь совета у друга или коллеги

По мнению Насти, критика допустима только, когда сам спрашиваешь совета у друга или коллеги

Нельзя недооценивать актуальность жанра. Смайлики, эмоджи, которые используем при общении, настолько эмоциональны и цепляют нас, что мы соотносим их с собой.

Мемы, на которые сегодня все подсели, это тоже иллюстрация, просто очень примитивная.

Интернет дает огромное количество возможностей. На любой площадке можно собрать 2000 человек, а это почти целый стадион. У современных художников зрителей больше, чем у великих мастеров прошлых столетий. Я активно использую Instagram, у меня есть портфолио на сайтах Behance и Facebook, где удобно общаться с друзьями и заказчиками.

В соцсетях можно посмотреть работы художников со всего мира, что делает их полем для всходов следующих иллюстраторов. Когда развита насмотренность, человек понимает, как можно еще, и начинает экспериментировать.

«Солома»: эксперимент удался

В моей жизни «Солома» появилась внезапно. Абсолютно авантюрный проект. За четыре года мы сильно изменились: прошли путь от полуквартирника до творческой мастерской. Преподавание оказалось интересным делом, благодаря которому я выросла как человек и иллюстратор.

Когда Таня Сахалтуева предложила мне вести с ней курс EASY ART, у меня не было педагогического образования и опыта. Сама она, работая в колледже, устала от классического преподавания. Таня любила вводить в рисование, ей было важно распахнуть эти двери и проводить на ту сторону. Мне ближе подход, когда учитель и ученики общаются как коллеги.

Нам дали возможность экспериментировать. Так появился свободный, менее официальный, но в то же время дружественный формат обучения. У школы были свои правила, нам они тогда не совсем подошли, и мы решили открыть свою мастерскую.

«Если человек разрешает себе рисовать, то у него уходят внутренние страхи и сомнения»
«Если человек разрешает себе рисовать, то у него уходят внутренние страхи и сомнения»

На старте мне оказалось достаточно хорошо подвешенного языка и знаний, накопленных за годы учебы и рисования. Потом нужно было постоянно повышать свой уровень.

У каждого человека есть желание выразить себя через творчество. Стремление к красоте живет в нас с детства. Почти все, кто к нам приходит, боятся, что у них нет способностей, таланта, что они для этого не подходят. Если человек разрешает себе рисовать, то у него уходят внутренние страхи и сомнения. Но чтобы достигнуть определенных вершин, понадобится больше усилий и времени.

«Мой мир достаточно молчалив»

Меня вдохновляет отвлеченность от творчества на время. Каждый день мы получаем много информации, читаем, смотрим, находим, делимся, закидываем все как в большой котел и не осознаем. Когда я отодвигаю это в сторону, напряжение уходит и появляется вдохновение.

Информации, которую мы поглощаем за день, может хватить на 10 лет творческих поисков, развития, несколько выставок и пару книг.

Люблю одиночество и созерцание, прогулки пешком. Уединение позволяет чувствовать себя свободно, самим собой. В такие моменты снимаешь с себя необходимость реагировать на других людей, концентрируешь внимание на листе.

Если бы можно было мой мир перенести во внешний, то он достаточно молчалив. В нем не так много музыки. Для многих она служит вдохновением, но для меня это скорее дополнение. Фоновая мелодия нужна, чтобы отвлечь сознательную часть мозга. Я раньше еще рисовала под фильмы. Вдохновляют книги, хорошее кино, например, работы Уэса Андерсона и Джима Джармуша, советские фильмы.

Про Байкал и Иркутск

Я не представляю себе, как можно жить далеко от Байкала. Возможность выехать на природу, в такое место, которое меня 100% зарядит, одна из главных причин, почему я никуда не переезжаю из Иркутска. Байкал – точка притяжения, пусть я не бываю там каждую неделю, но быть оторванной от него не хочу.

Темп жизни Иркутска меня устраивает. Некоторые мои друзья ехали в Москву именно за яркой, насыщенной, быстрой жизнью. У меня нервная система и психика не выдерживает столичного темпа.

Иркутск близок мне своей уютностью и историчностью.

У города достаточно длинная история, свои тайны. Одно время у меня была идея писать иркутские сказки – полувыдуманную биографию города на основе исторических фактов.

«У современных художников зрителей больше, чем у великих мастеров прошлых столетий», - утверждает Настя
«У современных художников зрителей больше, чем у великих мастеров прошлых столетий», - утверждает Настя

Мне нравится, что город просторный, посреди него огромная река, нет скученности. При всем масштабе в Иркутске не так много мест, которые видишь в первый раз, но каждый раз старое открывается с новых сторон. И хотя я родилась и выросла здесь, город мне знаком, но здорово продолжать узнавать его.

Интересно было бы посмотреть, как выглядела эта местность, до того, как сюда пришли люди, или хотя бы до того, как город разросся в привычных масштабах. Моя бабушка помнит, что Лисиха была окраиной города, дальше начинались леса. Я не могу этого представить. Когда я училась в Солнечном, для меня это был конец города, а теперь Иркутск шагнул еще дальше.

Автор фото – Зарина Весна

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • natape 16 июня 2020 в 16:18

    Интервью замечательное. Крапива прекрасна улыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля