12 декабря губернатор Иркутской области Сергей Левченко подал в отставку. Временно исполняющим обязанности главы региона президент Владимир Путин назначил заместителя Министра МЧС России Игоря Кобзева.
Сергей Левченко вступил в должность главы региона в 2015 году. К сожалению, его правление многим запомнилось только скандальными историями: невывоз опасных отходов с территории БЦБК и Усольехимпрома, уголовные дела, связанные с ООО «Звезда», незаконной вырубкой леса в заказнике «Туколонь». Стоит вспомнить и эпизод с застреленным медведем, его поездки за границу за счет госбюджета и обещанное строительство нового терминала аэропорта.
Тем не менее в конце мая Сергей Левченко заявил о желании участвовать в выборах губернатора Иркутской области, которые состоятся осенью 2020 года. Об этом экс-глава сообщил на своей странице в «Фейсбук». «Мое заявление о готовности участвовать в выборах губернатора Иркутской области вызвало на прошлой неделе много шума. Хотя впервые я сказал, что пойду на выборы 2020 года еще в сентябре 2018-го», — отметил он.
Это решение для его однопартийцев стало полной неожиданностью. Многие недоумевают и не находят логического объяснения действиям экс-губернатора, который сначала пишет заявление о сложении с себя полномочий, не говоря никому ни слова, а теперь снова собирается на выборы.
О возможном участии Сергея Левченко заявил и руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Андрей Левченко 25 мая во время онлайн-пресс-конференции. Однако первый секретарь комитета Ангарского горкома КПРФ Сергей Бренюк назвал это заявление «неожиданным» для партии. По его словам, вопросы о выборе кандидата решаются коллегиально, кроме того, у коммунистов есть несколько других претендентов. КПРФ представит единственную кандидатуру на пост после того, как состоится партийная конференция.
— Добровольно уйдя в отставку, Сергей Георгиевич, по моему мнению, все сказал, — заявил Сергей Бренюк. — Если бы он шел на выборы как самовыдвиженец и победил — это одно. Другое дело — это ответственность перед избирателями, которые за него проголосовали. Они же задают вопросы: как так? Мы же его выбрали, а он ушел. Вопросы остались и у партии, которая его выдвинула.
10 июня прошла 31 сессия Законодательного собрания Иркутской области, на которой приняли постановление о проведении досрочных выборов губернатора 13 сентября 2020 года. Фактически за это постановление проголосовало конституционное большинство, более 2/3 депутатов при чем из всех фракций и депутатских групп, включая парламентариев от КПРФ.
Но почему выборы называют досрочными, если они проходят в единый день голосования — 13 сентября, когда и так должны были состояться очередные выборы губернатора? Свои пояснения по этому вопросу дали эксперты в области права и политологи, прокомментировав IRK.ru решение сессии. Так уполномоченный по правам человека, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Виктор Игнатенко пояснил, что выборы называются досрочными, потому что они были вызваны досрочным сложением полномочий губернатора в связи с его отставкой.
Здесь необходимо учитывать тот факт, что раньше для всех досрочных выборов действовало общее правило — они проходили не позднее шести месяцев со дня прекращения полномочий должностного лица либо законодательного органа. Если бы эта старая норма действовала, то выборы губернатора прошли бы в конце апреля этого года. Но в 2012 году, когда в законодательство вносились нормы о едином дне голосования, для досрочных выборов губернатора было сделано исключение. Законодатель установил, что досрочные выборы губернатора во всех случаях проводятся в единый день голосования. Это на мой взгляд, и стало основой дискуссии в Законодательном собрании.
Юридически по всем позициям эти выборы являются досрочными. Надо учитывать также, что правовое регулирование досрочных выборов по целому ряду серьезных позиций отличается от регулирования очередных выборов. В частности, тот гражданин, который досрочно добровольно прекратил осуществление своих полномочий, не может баллотироваться кандидатом на этих выборах.
Если бы не было заявления Сергея Левченко о досрочном сложении полномочий губернатора, этого спора о принятии постановления о досрочном назначении выборов не было бы, пояснят доктор юридических наук Сергей Шишкин. Согласно п. 5.2. статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», лицо, досрочно сложившее с себя полномочия губернатора региона в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
При принятии ЗС другого решения было бы нарушено равенство пассивного избирательного права всех участников выборного процесса, потому что, сложив полномочия досрочно, лицо может получить какие-то преимущества по сравнению с другими. Депутаты адекватно и правильно откликнулись на сложившуюся правовую ситуацию зрения законным и неоспоримым, с моей точки зрения, постановлением о назначении досрочных выборов.
Как отмечает председатель Избирательной комиссии Иркутской области Илья Дмитриев, по большому счету, спор возник только по вопросу досрочные это выборы или нет. Споров по муниципальному фильтру, по сбору подписей — не возникло. Законодательство говорит, что выборы губернатора назначаются только на единый день голосования. Суть в том, что у нас совпала дата голосования — 13 сентября — и для случая, если бы губернатор исполнял свои обязанности до конца срока своих полномочий, и для случая их досрочного прекращения. В связи с этим возникло двойное толкование этого вопроса. Мы считаем, что Законодательное собрание приняло абсолютно законное и правильное постановление о досрочных выборах.
Более того, в связи с тем, что возникла такая дискуссия, мы запрашивали Центральную избирательную комиссию дать толкование этой ситуации. ЦИК пояснила, что вне зависимости в какой день проводится голосование, если было досрочное сложение полномочий, то назначаются досрочные выборы.
По мнению председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местом самоуправлении Виктора Побойкина, вопрос о досрочных выборах излишне политизирован. Здесь в принципе дискуссии быть не может, уверен он. Досрочная отставка влечет за собой проведение досрочных выборов и двойного толкования быть не может. Это подтвердила Центральная избирательная комиссия и Избирательная комиссия Иркутской области.
Политобозреватель Галина Солонина считает, что вопрос о статусе выборов губернатора был одним из главных в политическом сезоне-2020 в Иркутской области. Если бы они были признаны очередными, в них, без сомнения, принял бы участие экс-губернатор — отставник Сергей Левченко. Но статус досрочных выборов исключает такую возможность.
Законодательное собрание Иркутской области сегодня проголосовало по постановлению о проведении выборов губернатора, и в формулировке значится, что они досрочные, а также причина, по которой они таковыми являются – в связи с досрочной добровольной отставкой губернатора Сергея Левченко. Таким образом законодатели дали однозначный ответ на вопрос – будет у него вторая попытка или нет. Но ошибочно считать, что это — решение исключительно депутатского корпуса. Заксобрание – элемент вертикали власти, наделенный собственными полномочиями, но не индивидуальной политической волей. Воля исходит из федерального центра, если точнее — от президента Владимира Путина. Полагаю, что само решение было принято не в Иркутске. И это — демонстрация того, как Владимир Путин оценил работу Сергея Левченко на посту губернатора Иркутской области.
Что в данном случае можно констатировать? Все, что Левченко обещал Путину в 2015, 2016 годах — решить вопросы по БЦБК, по строительству аэропорта, лесным пожарам, незаконным рубкам — не было исполнено. На фоне того, как область игнорировала государственные программы, Левченко вел странные политические игры, в результате которых в регионе росли протестные и сепаратистские настроения, снижалось влияние федерального центра не только на процессы социально-экономического развития, но и на само общество.
Наводнение, произошедшее летом 2019 года, ярко высветило неспособность Левченко работать с федеральным центром и с населением. Его отставка была добровольной, фактически, он расписался в собственной недееспособности. Поэтому второго шанса вертикаль власти ему не дала. И это подтверждается, в том числе, правовой моделью будущих губернаторских выборов.
В этой связи нужно сказать о такой важной вещи, как ответственность власти. Да, управлять регионом в эпоху экономического роста и увеличения бюджетных поступлений намного приятнее, чем во времена кризисов и чрезвычайных ситуаций. Но суть государственной службы в том и состоит, что высшие должностные лица должны принадлежать не себе. Это как у военных, которые дают присягу и по приказу обязаны пойти в бой, рискуя собственной жизнью. И дезертирство считается одним из самых тяжких преступлений. Сергей Левченко дезертировал, и это теперь главный пункт в его резюме как государственного деятеля.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Поделом вору