Жилой комплекс на месте памятника
Усадьба иконописцев Старцевых была утрачена в 2008 году. Дом разобрали, чтобы на его месте построить жилой комплекс «Светлый». На сайте министерства культуры мастерская Старцевых до сих пор числится в списке памятников федерального значения.
Деревянный двухэтажный дом первой половины 19 века на улице Ангарской был одним из старейших жилых зданий Иркутска. Это потомственный дом семьи иконописцев. Была идея создать в нем музей с большой экспозицией, но этого не произошло.
Предполагалось, что памятник заново соберут в «декабристском квартале» у Преображенской церкви. Однако компания «РосФинСтрой Холдинг», которая должна была провести эти работы, так их и не начала. Старинные части дома просто сложили на землю у храма без какой-либо защиты. Контракт с компанией был разорван, к воссозданию дома никто не приступил.
– В этом вопросе позиция должны быть другая: сначала переносится объект и восстанавливается, а потом инвестору дается право застраивать участок. У нас наоборот получается: застройщик разбирает, строит, а потом находит причины, почему он не хочет восстанавливать, – поясняет председатель иркутской городской организации «Наследие» Дмитрий Разумов.
Сейчас общественник готовит иск с требованием восстановить утраченный памятник. В Иркутске есть примеры переноса и сохранения исторического здания. Так, при губернаторе Дмитрии Мезенцеве деревянный дом на Гаврилова, 3 был перенесен в 130 квартал, а на его месте построили новый блок городского перинатального центра.
По усадьбе Старцевых сохранилась переписка: обращения, письма и ответы ведомств. Дмитрий Разумов намерен добиться восстановления объекта культурного наследия, потому что он принадлежит Иркутской области и находится на охране у государства.
Как рассказал председатель регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов, сохранились фотографии и научные обмеры здания, что позволяет восстановить его. Мастерскую Старцевых можно воссоздать рядом с местом, где она располагалась первоначально.
Вывести из реестра и снести
В 2017 году снесли бывший доходный дом Кирикова (Бабушкина, 2). Перед этим памятник вывели из реестра выявленных объектов культурного наследия. Как рассказал Дмитрий Разумов, несмотря на то, что прошло три года, сейчас проходит судебная экспертиза, которая определит, права ли была эксперт, делая вывод о нецелесообразности включения объекта в реестр.
– Для нас это прецедентный случай, мы пытаемся восстановить справедливость и вернуть памятник в реестр, хотя физически его уничтожили в течение суток, после того как вышел приказ, – отмечает председатель общественной организации «Наследие». – Экспертизы были абсолютно натянутыми. Приходят эксперты, называют нашу деревянную застройку тривиальной и начинают ее выводить.
По словам Дмитрия Разумова, с 2012 года из реестра, выявленных объектов культурного наследия было выведено 172 объекта. Если на примере Бабушкина, 2 в суде получится доказать, что это сделано незаконно, то под вопросом окажется большинство таких же объектов.
В случае, если эксперты будут превышать полномочия, общественники намерены ставить перед ведомством вопрос о пересмотре аккредитации у таких специалистов. В настоящее время идут переговоры с министерством культуры Иркутской области о лишении аккредитации эксперта, которая пыталась вывести из реестра памятников дом Рассушина (бульвар Гагарина,32).
Новострой под видом Курбатовских бань
До сих пор не понятно, что будет на месте, где стояли Курбатовские бани. Остатки памятника регионального значения снесли в 2018 году. Воссоздать объект культурного наследия планировали к августу 2020 года, но работы на площадке так и не были начаты.
Инвесторы представили проект воссоздания бань, в котором предложено восстановить только фасадные стены, а внутри все переделать. Авторы проекта задумали возвести дополнительный стеклянный этаж, что изменит исторический облик здания.
– Инвестор сделал проект, не отвечающий охранным обязательствам. Более того, снос остатков памятника тоже был незаконным. Документы возвращены ему на доработку, – комментирует ситуацию Дмитрий Разумов. – Если проект будет переделан согласно охранным обязательствам, мы поддержим инвестора, но если он получит разрешение на воссоздание по существующим документам, пойдем в суд и докажем, что это незаконно.
Председатель общественного совета при службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области Надежда Красная считает, что фактически на территории памятника готовится новое строительство. В проекте не сохранены планировочные решения и пропорции памятника.
Говоря об истории здания, председатель регионального отделения всероссийской общественной организации охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов отметил, что в конце 19 века Курбатовские бани были самым роскошным банным комплексом в городе. После революции их национализировали. Общественные бани получили охранный статус и просуществовали почти до распада Советского Союза.
К концу 90-х у Курбатовских бань появились два новых собственника. За состоянием объекта культурного наследия они не следили, фактически здания были заброшенными. Первую часть построек снесли в 2011 году, вторую — в 2018 при условии воссоздания памятника.
По мнению Алексея Чертилова, функциональное назначение Курбатовских бань нужно сохранить, внести его в предмет охраны. В таком случае проектировщик не сможет изменить его на свое усмотрение.
– Первоначально были хорошие предложения сделать банно-оздоровительный или оздоровительно-спортивный комплекс с привязкой территории в этом же квартале, не относящейся к памятнику. Для Иркутска это актуально, городу не хватает современного банного комплекса, – поясняет Алексей Чертилов. – При этом сегодня речь идет откровенно о подмене понятий. Сравнивая старые фотографии и проектное решение, на надо ходить к экспертам, настолько очевидно, что перед нами два разных здания.
Уязвимая советская архитектура
Под угрозой исчезновения находятся объекты советского периода. Как рассказал архитектор Алексей Чертилов, список советских зданий, представляющих историко-архитектурную ценность, в Иркутске достаточно большой.
– В 30-е, 50-е годы Иркутск по архитектуре не отставал от передовых городов страны. У нас представлены не только сталинский ампир, конструктивизм, но и стилистически смешанные здания, – отмечает он. – Город должен гордиться двумя соцгородками – это всем известный 1-й поселок ГЭС и Иркутск-2, бывший Иннокентьевский поселок. Сегодня они не числятся в списке памятников.
Раньше к выявленным объектам культурного наследия относился весь 1-й поселок ГЭС, но сегодня под охраной остались только три объекта. Коттеджи, построенные в советское время, достраиваются, частично сносятся, и если не закрепить их в списках объектов культурного наследия, то они будут утрачены.
Образец конструктивизма – жилой дом на Карла Маркса, 30. Тоже не входит в список памятников. Хотя здание достойно, чтобы рекомендовать его на федеральный уровень охраны. Гостиница «Сибирь» – еще один представитель конструктивизма. Здание относилось к выявленным объектам культурного наследия, но затем прошла экспертиза, и его вывели из списка.
– Почему советский период для нас так важен? Если эти объекты не включить в списки охраны исторического поселения как градоформирующие, то мы их потеряем, – говорит председатель общественного совета при службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области Надежда Красная. – Приведу пример. Здание на Ленина, 34, где была Иркутскгеология, облицевали панелями, убрав удивительную слюдяную штукатурку, а четырехгранные пилоны заменили на восьмигранные колонны. Архитектура советского периода уничтожается со страшной силой.
В Иркутске разработан проект границ исторического поселения, но, по мнению профессионального сообщества, он не отвечает требованиям, предъявляемым к данной документации. По словам архитектора Алексея Чертилова, работы выполнены некомпетентно, проанализирован только центр города. Если проект утвердят, это нанесет большой ущерб наследию Иркутска, потому что памятники, оставшиеся вне границ, будут не защищены.
Что будет с Глазковским некрополем?
В проект границ исторического поселения не включены зоны охраны археологических объектов, хотя на территории Иркутска расположен уникальный памятник – Глазковский некрополь. Сейчас вскрыто 80 погребений, еще 40 находится в нераскопанном состоянии. Возраст костных останков составляет 6,5-7 тысяч лет.
Как отметил археолог Евгений Инешин, костные останки людей, найденные в Глазковском некрополе, хорошо сохранились. В Иркутске находится одна из самых больших в России коллекций первобытного искусства – поделки из кости и полудрагоценных камней.
– У нас есть возможность сделать музейный комплекс и построить фондохранилище для археологических коллекций на территории Глазковского некрополя. В федеральной программе за Иркутской областью зарезервировано два миллиарда рублей на строительство депозитария, – рассказывает Евгений Инешин. – Накоплен огромный массив материалов в лаборатории археологии и палеонтологии и пединституте ИГУ. Все это лежит в сейфах, коробках и не включено в научный и туристический оборот. Уникальные коллекции постепенно разрушаются из-за несоблюдения температурно-влажностного режима.
Депозитарий станет региональным учреждением, куда археологи, ведущие изыскания, смогут сдавать на хранение коллекции, а музеи брать материалы для постоянной экспозиции и выставок. Объект имеет не только научное значение, но и привлечет туристов.
По словам Евгения Инешина, для реализации проекта Иркутской области нужно найти средства на проектирование. В парке Парижской коммуны есть участок подходящий для размещения депозитария. Служба по охране объектов культурного наследия области не проявила должного интереса к проекту. Разговоры о создании музея ведутся уже порядка 10 лет, но пока безрезультатно.
Алина Вовчек, IRK.ru
Алина Вовчек, IRK.ru
А сего же вы не рассказали, как жители 1-го посёлка ГЭС отвоевали у мэрии попытки их выселить с признанием их домов якобы аварийными после капитального ремонта? А второй Иркутск - посмотрите, как из него куда-то выбираться в «город», по каким долгим пробкам…и как даже этот район портят. Сами…