В начале нулевых в Иркутской области фиксировали высокий уровень организованной преступности. Тогда представители криминального мира вели между собой войны за территории. Помимо крупного организованного преступного сообщества (ОПС), которое распространяло влияние на всю область, в каждом городе действовали местные группировки. Они делили влияние над коммерсантами, мелкими торговцами на рынках, лесозаготовителями.
— Захватывали сферы влияния в преступном мире и легальном бизнесе. В частности лесной бизнес в Тайшете. Криминальные элементы хотели участвовать в добыче запасов. Это был один из самых лакомых кусков, особенно в те годы, — характеризует Павел Гойник.
В начале 2000-х годов один из лидеров тайшетской преступной группы Шамиль связался с ОПС и попросил о содействии. Представители сообщества заинтересовались и решили создать в Тайшете одну подконтрольную группировку, через которую вымогали бы деньги, «крышевали» коммерсантов, захватывали предприятия.
Первым под внимание бандитов попал один из местных лесозаготовителей Сергей — он, по мнению обвиняемых, был самым опасным и обладал хорошим административным ресурсом. Его убийство планировали с октября 2000 по март 2001 года.
— Обвиняемые следили за мужчиной, прослушивали и составляли распорядок дня: знали, когда и с кем тот приезжает домой. Сергея планировали убить в Иркутске, но не смогли проследить за ним. Затем под видом сотрудников милиции хотели остановить его на трассе по пути на лесозаготовку, но ошиблись со временем. В итоге застрелили его прямо возле дома, — вспоминает детали дела Павел Гойник.
Следующей жертвой стал один из наиболее влиятельных криминальных авторитетов района, друг и помощник Сергея, вместе с которым тот вел бизнес. За мужчиной также устроили слежку, в августе его застрелили.
В это же время сын Сергея Руслан находился под следствием за убийство милиционера на рынке в Тайшете. Летом 2002 года в Красноярске состоялось покушение на его убийство. Один из обвиняемых выстрелил, но промахнулся. После этого случая Руслан скрылся, а в Тайшете осталось несколько лиц, которые уже не могли оказать какое-то сопротивление.
Подсудимые опасались, что сбежавший Руслан сможет объединить трех активных участников сообщества — Александра, Константина и Николая — и попросить о помощи бандитов из Красноярска. Поэтому начали планировать убийство остальных «ненужных» им лиц в Тайшете.
В декабре 2002 года под видом сотрудников милиции с криками «работает ОМОН» обвиняемые ворвались в дом к Александру, где кроме Константина и Николая находилось еще два человека. Потерпевших под предлогом задержания вывезли на берег реки, убили и расчленили. Тела выбросили в воду. Так как мужчины до последнего думали, что едут в отдел, то никакого сопротивления не оказали.
Следователи СКР установили, что все преступления носили организованный характер, были тщательно спланированы — подсудимые вели слежку, прослушивали телефоны. Обвиняемые хорошо конспирировались: собирались в отдельных помещениях, исключающих видеонаблюдение, использовали маски и перчатки, уничтожали орудия преступления и следы биологического происхождения.
После убийств в городе осталась одна преступная группа под руководством Шамиля, он «крышевал» предпринимателей, занимался заготовкой и переработкой древесины, скупал здания, кафе.
В это время возбудили уголовные дела по факту убийств, однако впоследствии их приостановили в связи с отсутствием подозреваемых. Потерпевший — выживший Руслан — скрывался, а те, кто мог дать какие-то показания, были запуганы. Благодаря работе следователей СКР и сотрудников ГУ МВД России по Иркутской области лидеров и активных участников тайшетской ОПГ установили и задержали осенью 2017 года.
Следователь Павел Гойник стал руководителем следственной группы, которая в течение двух лет занималась расследованием. В ходе предварительного следствия по уголовному делу был проведен большой объём работы: около 50 осмотров мест происшествий с изъятием огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатого вещества, более 320 допросов, 17 обысков, в том числе по месту жительства обвиняемых, около 70 сложных экспертных исследований. Объём уголовного дела составил 69 томов.
Большинство обвиняемых в период возобновления расследования занимались предпринимательством и отошли от криминальных дел. В настоящее время им вменяют участие в совершении ряда особо тяжких преступлений в составе организованной группы — убийства, похищения, незаконный оборот оружия.
— Лидеры преступной группы — это безжалостные, хладнокровные мужчины, в момент совершения преступлений им было примерно по 40 лет. Исполнители — молодежь 25-30 лет, которая занималась спортом. Старшие товарищи их быстро пристроили к себе, — характеризует обвиняемых следователь СК России.
Уголовное дело следователь назвал типичным для данного ОПС, по области расследовалось еще несколько схожих, исполненных «под копирку». Например, недавно за организацию преступного сообщества осудили представителей группировки, действовавших в Железногорске-Илимском.
— Мне нравится расследовать преступления прошлых лет. Интересно, живая работа. Нужно копаться, искать свидетелей, говорить с человеком так, чтобы он вспомнил события десяти и двадцатилетней давности, проверять доказательства, которые потом складываются в одну общую картину, — рассказывает о работе Павел Гойник.
9 января уголовное дело поступило в Иркутский областной суд, 20 февраля состоялось первое судебное заседание. Уголовное дело рассмотрят с участием присяжных заседателей.
Имена, использованные в тексте, изменены
Виктория Чистякова, IRK.ru
Фотографии Анастасии Влади
Виктория Чистякова, IRK.ru
Мда… слишком много смотрели парни «Жмурки» и «Бригаду».