Вьюго больше, чем поэт
С рождения и до шести лет я жил в Воркуте – городе за полярным кругом, где зима почти круглый год. Хорошо помню время, когда спишь под двумя одеялами, просыпаешься и бежишь одеваться в ванную, потому что там теплее. За окном бесконечная пурга и метель, они стали неотъемлемой частью моей жизни. Однажды подумал, что было бы интересно знать, что хочет сказать метель своим завыванием. Так и появился псевдоним Вьюго.
Есть вторая версия: мне нравилась песня «Ночных снайперов» – Юго-2. Сейчас уже не вспомню, что именно повлияло на выбор творческого имени: может и то, и другое.
Изначально Вьюго задумывался как культурный ледокол. Я пишу стихи, читаю литературные лекции, до 2016 года организовывал в Иркутске музыкально-поэтические концерты. Каждый из них был посвящен конкретному поэту и назывался, например, «Мой поэт Бродский» или «Мой поэт Ахматова». Мероприятие состояло из выступления чтецов, свободного микрофона, где любой мог прочитать стихотворение автора, и завершалось программой от джазового коллектива.
Дэн Браун, беспорядочное чтение и журфак
До 17 лет я был максимально неначитанным юношей. Родители настолько хотели, чтобы я читал, что отбили всякое желание. Дома была стандартная советская библиотека: повести Рыбакова, Толстой, Дюма. Как это может быть интересно подростку?
В 17 лет я случайно открыл книгу Дэна Брауна «Код да Винчи», и она настолько увлекла меня, что с того момента начал читать книги одну за одной. Мог читать две одновременно, сидел на парах с книгой. У Иосифа Бродского тоже не было базы, и он практиковал беспорядочное чтение.
Изначально хотел быть врачом, но плохо сдал химию. Полгода проучился на биолого-почвенном факультете ИГУ, и понял, что это не мое. Одноклассники, с которыми общался, учились на экономистов в БГУЭП. И я перевелся туда на экономику. Проучившись два года, задумался, как совместить мои интересы с образованием. Все это время я читал, сочинял детские песни на заказ и занимался творчеством.
Так я оказался на факультете журналистики БГУЭП, и понял, что наконец на своем месте. Учиться было легко, преподаватели всегда шли навстречу. На меня сильно повлияла преподаватель зарубежной литературы Наталья Валерьевна Шестакова, помогла мне углубиться в эту сферу и сориентироваться. Наталья Валерьевна начитанный и интеллигентный человек, обожает литературу и живет ей. Одно удовольствие было сидеть на ее парах.
Стихи на зданиях и древнегреческие мифы
Писать стихотворения на фасадах зданий меня вдохновил американский художник Жан-Мишель Баския и его творчество. Было интересно попробовать в своем жанре сделать что-то подобное.
Создавая стихотворения под уличный формат, ты должен учитывать их размер. Они должны быть емкими, броскими и ясными. Ты не можешь сочинить 16 строк, потому что они не поместятся, а если их написать мелким шрифтом, то никого не заинтересуют.
Главная цель моего творчества, чтобы человек начал задумываться, задавать себе вопросы, рассуждать, сомневаться и мыслить. Если бы я писал стихотворения в неизвестных проулках, не достиг бы этой цели.
С 2011 года мной создано около 20 стихотворений. У них единая основа – древнегреческие мифы. Мифы и сказания служат культурным фундаментом нашей цивилизации, поэтому сюжеты, которые сейчас есть в массовом искусстве, уходят в них корнями.
Не связано с мифами мое стихотворение, посвященное карфагенскому военачальнику Ганнибалу Барке. Меня вдохновляет этот исторический персонаж.
У меня есть стихотворение на ветхозаветную тему про Самсона и Далилу. С детства трогала эта история героя, который был предан своей любимой женщиной. Сила Самсона заключалась в его волосах, и во сне их остригли его враги. В стихотворениях мной поднимается широкий круг вопросов: начиная от того, зачем я это делаю, заканчивая тем, почему Далила предала Самсона.
Вдохновение для иркутян
Интересно наблюдать, как прохожие останавливаются у стихотворений и читают. У меня есть стих про Тесея и Минотавра «Астерий», как-то шел мимо, а рядом с ним стояла девочка 8-9 лет. Подошел и тоже стал читать, в этот момент она повернулась и спросила: «Интересно, а что это значит?». И тогда решил, что буду ради нее продолжать писать, даже если придется несколько лет выслушивать, что я вандал.
Сначала замечал только негативную оценку творчества. Со временем перестал с ней сталкиваться. Меня находили в интернете, хотя тогда это было сложно, я еще не оставлял цифрового следа как Вьюго. Писали слова благодарности, признавались, что мое творчество вдохновляет. Очень признателен людям за поддержку и отзывы. Меня до сих пор это мотивирует, позволяет не опускать руки.
Мне писала девушка не из Иркутска, которая сделала татуировку со стихотворением про Галатею. Она увидела его в интернете, и ей настолько понравилось.
Сейчас продолжаю писать стихотворения, и делаю это себе в удовольствие. Последнее — «Медея» — было создано в начале сентября прошлого года.
Каждое стихотворение загадка, и читатель должен ее разгадать. И если я считаю, что горожанам будет интересно, то выхожу и пишу.
Как рождается стихотворение? Сначала в голове появляется какое-то слово, размышляю, как оно звучит, что означает. И если все благозвучно сочетается, то это как музыка в голове. Придумываю словосочетания и предложения, а затем создаю двустишия, появляется рифма. Создание стихотворения, как спираль, которую раскручиваешь.
Вандализм или искусство?
Никогда не ставил цель быть анонимным (Вьюго раскрыл себя в 2015 году – Прим. ред.). Публиковал стихотворения на странице «ВКонтакте». Просто не афишировал, что я Вьюго, но и не скрывал.
Когда начинал писать стихи, весь город был исписан объявлениями о продаже спайсов, и с этим не боролись. Эти сообщения размещали не на центральных улицах, а возле школ и в проулках. Я писал стихотворения в центре Иркутска, но их закрашивали. Как по мне, это неправильный подход администрации города – всего лишь имитация работы.
В Уголовном кодексе РФ есть четкое определение вандализма – это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественных местах. Я осквернял бы здание и его фасад, если бы использовал нецензурную лексику и ее элементы, непристойные изображения, или портил бы общественное имущество, например, выщерблял слой штукатурки и краски на фасаде.
Почему мое творчество является искусством? С помощью стихотворений я транслирую свой внутренний мир через художественные образы. Их содержание – отражение уникальной индивидуальной интерпретации. Стихи, написанные на зданиях, оказывают эмоциональное воздействие на читателя.
У меня есть команда единомышленников. Создавать иллюстрации и буквицы мне помогают художники. Раньше я сотрудничал с иллюстратором Крапивой (Анастасия Кардашова), сейчас – с известным иркутским керамистом и художником Андреем Журавлевым.
Когда пишу стихи на фасадах зданий, всегда отдаю себе отчет в том, что это недолговечно и их закрасят.
Одно из моих любимых стихотворений «Астерий». У меня своя интерпретация мифов, думаю, что в лабиринте Тесей не встретил Минотавра, потому что чудовища там не было. Лабиринт – место, которое показывает, что внутри каждого из нас тоже живет страшное чудовище. Оно является нашей частью, и желательно сделать его своим союзником.
Там есть такие строки: «Я видел себя в отражении щита, злые слезы гладит щека». Тесей посмотрел в отражение собственного щита и понял, что Минотавр – это он. Герой вышел из лабиринта с помощью нити Ариадны и благодаря тому, что примирился с внутренним чудовищем, стал другим человеком – победителем.
Единственное стихотворение, которое сохранилось в центре Иркутска, – «Медея» на улице Сухэ-Батора. Несколько месяцев назад у меня вышел «Ересиарх». Подумал, что фасад здания не его формат, поэтому собрал друзей, и мы сняли видео.
В этом году в центре Иркутска появятся новые стихотворения. Можете на меня в этом смысле рассчитывать.
Иркутск, литература и кроссфит
У меня пока нет задачи уезжать из Иркутска. Во время службы в армии поколесил по России, было много командировок. Могу сказать так, везде смогу обустроиться и жить, но мне и здесь хорошо.
У Аристотеля в диалогах Платона особое внимание уделяется понятию «калокагатия» – это нравственно-этический идеал воспитания древнего грека. Он учит, что в человеке нравственное и физическое должно быть гармонично развито. Тоже стремлюсь к этому, уже четыре года обучаюсь единоборствам. Плотно занимаюсь кроссфитом и интервальными тренировками.
Мне важно получать удовольствие от того, чем я занимаюсь. Сейчас уделяю внимание творчеству и физическому развитию, поэтому чувствую себя счастливым.
Топ-10 книг от Вьюго:
- 1. Михаил Шишкин «Письмовник»
2. Евгений Водолазкин «Лавр»
3. Владимир Набоков «Камера обскура»
4. Гайто Газданов «Ночные дороги»
5. Жауме Кабре «Голоса Памано»
6. Милан Кундера «Бессмертие»
7. Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»
8. Габриэль Гарсиа Маркес «Любовь во время чумы»
9. Хулио Кортасар «62. Модель для сборки»
10. Милорад Павич «Пейзаж, нарисованный чаем».
Беседовала Алина Вовчек, IRK.ru
Фото Анастасии Влади и из личного архива Влада Терещенко
Алина Вовчек, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Прочитав пост, мне сразу стало как то тепло на душе. Я считаю, что произведения Вьюго выполняют очень важную задачу: заставляют нас в кой-то век остановиться. Найти хоть что-то посреди улицы, что привлечет наше внимание. Но это что-то - невероятно вдохновляющее, эмоциональное, яркое. Те, кто пишут…