Купеческий особняк
На месте, где сейчас стоит двухэтажное каменное здание Дома офицеров, в 19 веке находились деревянные склады Христины Яковлевны Колыгиной. Купчиха торговала продуктами, пушниной и предметами быта. Во время большого иркутского пожара в 1879 году ее склады полностью сгорели. Поэтому строительство было для Колыгиной необходимостью. Началом работ считают 8 марта 1884 года. В этот день доверенный купчихи обратился в Иркутскую городскую управу и попросил разрешения на строительство двухэтажного каменного дома с подвалом.
Работу поручили Владиславу Кудельскому, ранее исполнявшему обязанности городского архитектора. По его проектам в Иркутске были построены Князе-Владимирская церковь (строительство начато в 1888 году) и синагога.
Первоначально здание отапливалось с помощью голландских печей. Всего в доме их было 18, до настоящего времени они не сохранились. В разных источниках говорится, что фундамент дома стоит на каменных шарнирах. По результатам исследований, проводимых в 2012 году, наличие конструкций не подтвердилось. Оригинальные чертежи устройства подземной части до нашего времени не сохранились.
Купчиха возвела особняк как доходный дом для сдачи в аренду. Для себя отстроила деревянный флигель рядом. Усадьба Колыгиной занимала огромную площадь. В наше время на ее месте находится здание кинотеатра «Пионер», военкомат, магазины, бары и рестораны.
Особняк Колыгиной в 1904 году купило Общество взаимного вспоможения приказчикам. В доме разместилась библиотека, театр, устраивали любительские спектакли, балы, продажу книг и благотворительные вечера. Общество стало прибежищем для служащих и разночинной интеллигенции, поэтому находилось под пристальным вниманием полиции и жандармерии. Сюда в библиотеку приходили социал-демократы, анархисты и социал-революционеры.
В 1899 году при обществе приказчиков в доме Колыгиной было открыто начальное училище. В первый учебный год в нем обучалось 32 мальчика и 11 девочек. Школа просуществовала до 1947 года. С 1932 года, когда бывший особняк перешел к военным, в ней учились неграмотные командиры Красной Армии и их дети. На территории усадьбы работал детский сад для красноармейцев.
Муж Колыгиной – Василий Федорович – потомственный почетный гражданин Иркутска. По одной из версий, супруги воспитывали девять дочерей. Другая версия гласила, что в браке у них родилось пятеро или шестеро детей, но все они умерли в младенчестве. Василий Федорович скончался в 1903 году и был похоронен в усадьбе Знаменского женского монастыря. Надгробный памятник на его могиле сделан в виде дерева и символизирует род купца, который прервался из-за отсутствия сыновей (спиленная верхушка), хотя в семье были дочери (по числу спиленных веток).
После смерти мужа Колыгина решает продать дом со всеми постройками. Дворец купил кто-то из купцов, его фамилия не сохранилась. В годы Первой мировой войны усадьба разбилась на три обособленных участка. Христина Яковлевна жила в Иркутске до революционных событий, а в 1917 году уехала за границу, и с того времени о ее судьбе ничего не известно.
Советская история Дома офицеров
В 1921 году бывший купеческий особняк с надворными постройками был национализирован и передан государственной власти. В доме разместился наркомат иностранных дел Дальневосточной республики. Говорят, что в те годы здесь бывали красные командиры Константин Рокоссовский, Михаил Тухачевский, Василий Блюхер и Нестор Каландаришвили. Отсюда на встречу с Лениным уезжал Сухэ-Батор.
В 1932 году Дом Красной армии переехал в бывший особняк Колыгиной. С мая по август 1939 года Иркутский завод имени Сталина (Иркутский авиационный завод – Прим. авт.) становится прифронтовым предприятием в связи с событиями в Монголии (бои на Халхин-Голе – Прим. авт.). Тогда на предприятие приезжал комкор Георгий Жуков. В открытых источниках можно найти сведения о том, что он тоже бывал в Доме офицеров.
Через Иркутск в Читу в 1940 году проследовал назначенный командующим Забайкальским военным округом Иван Конев. Офицер тоже мог посетить бывший купеческий особняк.
Название у здания на улице Карла Маркса постоянно менялось. В 1945-1953 годах это был окружной Дом офицеров Красной армии Военно-Сибирского военного округа. С 1953 по 1998 годы – Иркутский гарнизонный Дом офицеров Забайкальского военного округа, с 1998-2007 – Сибирского округа. 13 апреля 2007 года дом переименовали в Дом офицеров Иркутского гарнизона Министерства обороны России.
В советское время при Доме офицеров работали университет марксизма-ленинизма и народный университет военных знаний и военно-патриотического воспитания. Здесь находились библиотека, кинозал, музыкальная студия и всевозможные кружки. В здании проходили торжественные линейки и принимали в пионеры.
В здании находится Музей боевой славы. Его открыли в 1975 году, к 30-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Музей организован и оформлен ветераном вооруженных сил Андреем Герасимовичем Суторминым. Участники войны и их семьи передавали фотографии, личные вещи и награды. Здесь можно увидеть холодное и огнестрельное оружие, находящееся на вооружении советской армии в период Великой Отечественной войны, и копии боевых знамен. К 55-летию Великой Победы, в 2000 году, у здания появилась военная техника, ставшая музейными экспонатами.
Современное состояние здания
Дом офицеров перешел в областную собственность в декабре 2011 года. Неформально здание стало иркутским домом молодежи. Здесь находятся волонтерские, патриотические организации, студенческие стройотряды, детская киностудия. Работает шахматный кружок и клуб реконструкторов. Занимаются саблисты. В Доме офицеров традиционно проходит подготовка к 9 мая.
Как рассказал директор «Центра социальных и информационных услуг для молодежи» Петр Трескин, в 2013 году был подготовлен проект на реставрацию здания. Но он не прошел экспертизу, его отправили на доработку. В 2014-2015 годах в здании не проводилось никаких работ. По некоторым данным, руководство региона тогда планировало продать Дом офицеров на торгах. Два года здание находилось в хозяйственном запущении, в нем стала протекать крыша. За это время проект частично устарел.
В 2017 году проектную документацию доработали, а замечания экспертизы устранили. В октябре 2018 года проект повторно передали на экспертизу. Но его отказались рассматривать. По закону к зданию должны применить современные нормы сейсмостойкости. Выполнить требование экспертизы, можно лишь подготовив специальные технические условия по сейсмостойкости (СТУ).
– У нас есть предварительные договоренности с Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени Кучеренко. Специалисты оттуда приезжали в Иркутск. Для выполнения СТУ нужно внедрить в основание здания резино-металлические опоры, – объясняет Петр. – Единственный объект в городе, который стоит на таких опорах, – это здание Центробанка на сквере Кирова. В 90-х в нем была выполнен пояс сейсмоизоляции.
Для Дома офицеров внедрение опор в фундамент технически сложнее, чем замена перекрытий. Потому что подвалы здания имеют арочные своды. В данный момент подвал и чердак не используются. Закрыт большой зал из-за предаварийного состояния перекрытий. Весной 2019 года частично отремонтировали наиболее проблемные участки крыши здания.
Большая часть бывшего купеческого дворца закрыта защитно-декоративной сеткой. По словам Петра Трескина, она защищает прохожих от возможного обрушения декоративных элементов фасада. Это профилактическая мера. Промышленные альпинисты обследовали здание перед установкой сетки. Опасность представляют кронштейны в форме глиняных кувшинов, полых внутри. Сетка установлена под наклоном от здания из-за нависающих элементов. К тому же она защищает здание от негативного влияния солнца и осадков.
Когда ждать реконструкцию?
В декабре 2019 года специальные технические условия по сейсмике для Дома офицеров подготовлены и согласованы в Минстрое РФ. В 2020 году в областном бюджете заложили 15,8 миллиона рублей на доработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания и прохождение всех необходимых экспертиз.
– К концу февраля проведем торги и определим исполнителя работ. В мае-июне планируем зайти на строительную экспертизу. До уточнения областного бюджета на 2021 год, в августе-сентябре 2020-го, мы внесем проект с итоговой суммой, необходимой для проведения реконструкции, на рассмотрение в Заксобрание. И, если нас поддержат Законодательное собрание и губернатор, в 2021 году начинаем реконструкцию. Идеальный план такой, – обрисовывает перспективы Петр Трескин.
Отдельная благодарность за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии Музею истории города Иркутска и Иркутскому областному краеведческому музею.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фото Анастасии Влади
Алина Вовчек, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Лет через 20 думаю будет дешевле снести здание и построить такую же копию…
кстати был в этом доме сегодня.