Игорь Кобзев — это восьмой по счету губернатор Иркутской области. И, к слову, теперь у нас есть баланс между главами региона «местными» и «неместными» — по четыре каждого вида. Местные — Юрий Ножиков, Борис Говорин, Сергей Ерощенко, Сергей Левченко. Неместные — Александр Тишанин, Игорь Есиповский, Дмитрий Мезенцев и назначенный 12 декабря Игорь Кобзев. А рожденных в Иркутской области из них всего двое — Говорин и Ерощенко.
Назначение Игоря Кобзева было неожиданным — ни один эксперт не предсказывал, что ставка будет сделана именно на этого чиновника, а большинство и вовсе не верили в отставку Сергея Левченко. Однако сейчас, когда эти события уже произошли, можно их пост-фактум объяснить, но это — из разряда тем, по поводу которых любит иронизировать Нассим Талеб в главном политическом бестселлере начала 21-го века «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».
Итак, пост-фактум, сделав умные лица, мы можем говорить, что в назначении прослеживается железная логика. Во-первых, Игорь Кобзев — из руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, а именно это ведомство в последние годы решает основные проблемы Иркутской области, будь то лесные пожары или наводнения.
Во-вторых, Кобзев — неместный: он не был связан ни с кем из основных политических и экономических актеров Иркутской области ни корпоративными узами, ни родственными, ни с кем из них не «ел кашу из одного котелка». И он не принимал участия в непрекращающихся политических и экономических войнах, которыми славна история Иркутской области последних трех десятилетий. Таким образом, он, теоретически, способен восстановить гражданский мир в элитах региона, достичь баланса интересов между кланами. У нас же не 1937 год — тех, кто идет не в ногу, не уничтожишь — нужно как-то учитывать их интересы и достигать компромисса, что не может сделать человек, находящийся в гуще событий.
Что можно сказать о новом губернаторе? «Это человек системный. Человек конкретных действий, который умеет ставить задачи и нести ответственность за их решение, готов добиваться конкретных результатов, — комментирует политконсультант Владислав Шиндяев. — С его приходом можно ожидать, что время написания стратегий развития Иркутской области, которые не будут приводить ни к каким последствиям, прошло. Во всяком случае, так будет в ближайшие девять месяцев. На этот период ставятся конкретные задачи, которые будут последовательно выполняться».
Владислав Шиндяев отметил, что на встрече с общественностью, прошедшей под эгидой ОНФ 19 декабря, Игорь Кобзев обозначил свои планы, в том числе, по подготовке программы развития области. Документ будет готов к 1 февраля 2020 года, затем пройдет его обсуждение и, с учетом предложений и дополнений, к 1 марта программа будет готова к принятию. Есть основания верить, что так и будет. Губернатор Кобзев уже продемонстрировал, что выполняет свои обещания: по назначению кабинета министров он называл дату 23 декабря, и был пунктуален.
Мэр Саянска Олег Боровский, комментируя назначения, заявил: «По первым шагам, по первым принятым решениям уже видно, как будет действовать новый глава области. Он сразу сообщил о том, что продлевает контракты с председателем регионального правительства Русланом Болотовым и главой минфина Натальей Бояриновой — это ключевые лица в исполнительных органах власти Иркутской области, которые будут ему помогать. То, что он, еще не успев толком ознакомиться с Иркутском, поехал в Тулун, это также показатель. Там для оперативного решения вопросов он оставил первого заместителя губернатора Владимира Дорофеева».
Олег Боровский считает правильным решение губернатора оставить в должностях практически всех министров, руководителей агентств и служб. Три месяца, на которые заключены с ними договоры, это нормальный срок, чтобы проявить себя в работе. Сам Кобзев назвал этот период «смотринами»: уже в марте станет ясно, кто продолжит работу с ним, а кто будет искать себе другое место.
Напомним, 23 декабря Игорь Кобзев объявил о заключении контрактов на три месяца практически со всеми ключевыми чиновниками из правительства Иркутской области. На своих местах остались заместители губернатора Владимир Дорофеев, Александр Прокопьев, министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина, министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков, министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов, министр спорта Илья Резник, министр сельского хозяйства Илья Сумароков, министр труда и занятости Наталья Воронцова, министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич и другие. Новые лица — и. о. министра имущественных отношений Марина Быргазова, и. о. министра жилищной политики, энергетики и транспорта Сергей Малинкин, и. о. министра образования Елена Апанович, и. о. министра лесного комплекса Дмитрий Петренев.
Под несколькими должностными лицами кресла шатаются. По всей видимости, Игорь Кобзев ищет варианты для их замены. Это министры здравоохранения, госзакупок и молодежной политики, а также представительства Иркутской области в Москве. Решения еще не приняты, губернатор обещает определиться с кандидатами до 30 декабря. По министру здравоохранения Олегу Ярошенко ситуация особенно сложная. Дело в том, что Кобзев уже успел посетить медицинские учреждения Иркутской области и остался не удовлетворен увиденным. На этом фоне Ярошенко гремит своими судами против СМИ, которые посмели критиковать его работу.
Очевидно, что новый губернатор не намерен оставлять возле себя самых токсичных чиновников. Команду уже покинули руководитель аппарата губернатора и правительства Дмитрий Чернышов, которого считали «серым кардиналом» при Сергее Левченко, руководитель министерства по государственным закупкам Максим Авдеев, глава минимущества Владислав Сухорученко и другие.
Учитывая, что одним из требований к своим подчиненным Кобзев называет чистотой перед законом, вакантными могут оказаться должности руководителя Дорожной службы Иркутской области (ДСИО), Корпорации развития (КРИО) и других. В отношении гендиректора КРИО Виктора Кондрашова ведется расследование по уголовному делу о превышении должностных полномочий (нарушения произошли в его бытность заместителем председателя правительства Иркутской области). Также расследуются уголовные дела, связанные с мошенничеством должностными лицами ДСИО — были выявлены факты закупок оборудования по ценам, завышенным в два раза.
Олег Боровский полагает, что следующим шагом после утверждения нового состава правительства должно стать знакомство Игоря Кобзева со всеми мэрами Иркутской области.
«Понятно, что к управлению областью пришел системный руководитель, который более 30 лет проработал в административной системе, — комментирует Владислав Шиндяев. — Административная система подразумевает под собой, во-первых, четкую и слаженную работу в команде, во-вторых, взаимосвязанность всех элементов, в-третьих, умение доводить до конца каждое принятое решение, каждый реализуемый проектов держать под контролем».
По мнению Владислава Шиндяева, уже виден стиль работы нового губернатора: «Что уже стало понятно? Это высокая трудоспособность. Высокая мобильность. Жесткое требование таких же качеств от своей команды. Безусловно, положительным моментом является приоритет требований к команде — это уже четко обозначенная юридическая чистота, отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов, эффективность и высокая работоспособность. Все эти качества необходимы для нашего региона, особенно с учетом того обстоятельства, что в течение последних лет у нас большинство проектов подвисло. А за этот год мы в принципе не можем назвать ни одного проекта, который был бы реализован, кроме строительства второго ледового дворца в Иркутске. По региону у нас и вовсе нет проектов, реализованных в 2019 году».
Эксперт считает, что Игорь Кобзев показал свою готовность к самым сложным управленческим ситуациям: он побывал в Тулуне. Обозначил свою позицию по лесным пожарам.
С какими трудностями может столкнуться новый глава области? «Жесткие административные работники умеют эффективно решать вопросы, но не всегда умеют эффективно договариваться. Иркутская область — непростой регион, где все руководители были вынуждены так или иначе договариваться с финансово-промышленными группами, с больших количеством интересантов, присутствующих в регионе. В Иркутской области можно быть очень эффективным губернатором, успешно решать различные вопросы — и локальные, касающиеся одного муниципалитета, и проектные — для всей области, но это мало, это для жителей может не значить ничего. Важно еще и то, насколько эффективно будет выстраиваться работа по формированию общественного мнения».
Александр Деев, член регионального штаба ОНФ, считает, что приоритеты в работе нового губернатора уже обозначены довольно четко: «Первое — до 1 августа 2020 года ликвидировать последствия наводнения на подтопленных территориях. И здесь речь идет не только о том, чтобы вложиться в инфраструктуру, возвести новые дома, провести путепроводы, создать новую инфраструктуру, но также оказать психологическую, моральную поддержку всему пострадавшему населению. Это очень непростая задача, но так как он специалист по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, я уверен, что он справится и с этой задачей. Сейчас важно помочь населению выйти из этого сложного состояния. Вопрос номер два: как формировать свою команду и заставить ее быть эффективной. Он уже это делает, и видно, на какие критерии он опирается: первое — все претенденты должны быть кристально чисты перед законом, второе — эти люди должны пользоваться поддержкой профессионального сообщества».
По мнению Александра Деева, сегодня можно прогнозировать, что Игорь Кобзев примет участие в губернаторских выборах, которые состоятся в сентябре 2020 года. «Он озвучил планы, проекты, которые, по всей видимости, намерен взять в работу. И наряду с проектами, которые должны быть завершены в ближайшее время — по тому же строительству ледового дворца в Иркутске и проведению чемпионата мира по хоккею с мячом, также обозначены долгосрочные, на реализацию которых нужны годы. Это создание в Тулуне территории опережающего социально-экономического развития — показательного примера для всей страны по качественному выводу из кризиса пострадавших территорий. Это строительство нового аэропорта, развитие транспортного сообщения и другие. Байкал: ликвидация отходов БЦБК, развитие Байкальска. Усолье: ликвидация экологического ущерба, нанесенного „Усольехимпромом“. И многие другие».
По мнению Владислава Шиндяева, для победы на выборах в Иркутской области любому кандидату требуется выстраивать эффективную работу в двух направлениях. Это, во-первых, установление конструктивных взаимоотношений с группами влияния и муниципалитетами. Во-вторых, работа с общественностью, формирование общественного мнения. «Только в совокупности, работая во всех этих направлениях, можно добиться какого-то конкретного результата. Если что-то будет складываться не так, это приведет к возникновению очагов напряжения», — считает он.
Политическая кампания по выборам губернатора Иркутской области в 2020 году будет одной из важнейших в масштабах страны. Точно так же, как выборы-2015 запустили череду протестных избирательных кампаний в регионах, нынешняя станет знаковой — есть ли конструктивный выход из протестности. Президент Владимир Путин на встрече с Игорем Кобзевым высказал готовность федерального центра поддерживать Иркутскую область, проекты развития. Будут предоставлены серьезные ресурсы, а значит, в регионе появятся новые социальные объекты, дороги, начнется реализация серьезных экономических проектов. Так что можно считать, что 2019 год, несмотря на все свои трудности, для региона закончился хорошо. И ждем продолжения в будущем году.
Галина Солонина, IRK.ru
Что надо знать, можно найти на Ютубе! И будет достаточно…