Последние месяцы выдались непростыми для работников сферы здравоохранения региона. В начале июля руководство городской клинической больницы №3 Иркутска уволило заведующего отделением травматологии Бориса Ивлева. В августе на условия работы пожаловались сотрудники иркутской городской больницы №1 и ангарской станции скорой помощи.
—У нас крайне противоречивая ситуация. В соцсетях не проходит и дня без сообщений, что пациенты вынуждены приносить в медучреждения расходные материалы, что не хватает врачей. Все это минздрав комментирует своеобразно, — выступила на круглом столе, посвященном проблемам сферы здравоохранения, журналист Ирина Штерман.
Она представила участникам мероприятия гендиректора НПЦ «Госучет» Романа Ерженина — «неангажированного человека», который провел работу по оценке финансового менеджмента в сфере здравоохранения. В качестве источников исследования выступили сайт Федерального Казначейства, отчет об исполнении бюджета, сведения о доходах.
— Периодом исследования стали 2015-2018 годы. Один из самых интересных показателей — динамика изменения средней зарплаты учреждений здравоохранения. Согласно указу президента, к 2018 году среднюю выплату врачам должны были поднять до 200%, — сказал Ерженин, включая презентацию для доклада.
По его словам, средняя зарплата в Иркутской области в 2018 году составила 48 тысяч рублей. В учреждениях здравоохранения она достигла лишь 39 тысяч рублей, темп роста за четыре года составил 42%. Ерженин акцентировал внимание на усредненности показателей и отметил, что они отличаются в разных учреждениях.
— В Аларской районной больнице темп роста составил всего 18% и достиг средней зарплаты в 28 тысяч рублей. В Маме — другая картина. И для примера привожу темп роста зарплаты министра здравоохранения — 58%. В 2018 году зарплата министра Олега Ярошенко достигла 300 тысяч рублей, — озвучил полученные данные эксперт.
В число учреждений с самой высокой средней зарплатой 2018 года вошли Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр — 64 тысячи рублей, областной центр врачебной косметологии — 63 тысячи, Иркутское областное патологоанатомическое бюро — 60 тысяч рублей.
Следующий блок исследования Ерженин посвятил динамике изменения штата. В регионе сохраняется средняя численность работников в количестве тысяча должностей. В 2018 году этот показатель резко снизился - примерно на 6 тысяч. Средняя неукомплектованность учреждений составила 30 тысяч вакансий или 38%.
Роман Ерженин подчеркнул — медики работают на несколько ставок, чтобы получать среднюю зарплату. Например, сотрудники Аларской РБ получают 20 тысяч рублей, если работают на полторы-две ставки.
— Люди перерабатывают. То есть врач после суточного дежурства снова выходит на работу и это норма. Как и то, что постовая медсестра может три дня не уходить домой. Такая катастрофическая картина, — печально резюмирует эксперт.
Последнюю часть своего доклада он посвятил динамике финансирования сферы здравоохранения. За четыре года оно увеличилось с 34 до 46 миллиардов рублей, однако и здесь не все так однозначно. Субсидии из бюджета Иркутской области составляют 8,5 миллиарда рублей, остальные средства — поступления от Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и платных услуг.
— Заметен активный рост фонда оплаты труда (ФОТ) за четыре года, он превышает темп роста среднего финансирования. В 2017 году был провал статей, которые связаны с обеспечением, в том числе лекарственным. Это обеспечило поднятие ФОТ, — объясняет изменения директор научного центра.
По предварительным оценкам, прирост ФОТ составил 145% и средняя зарплата поднялась с 28 до 39 тысяч рублей. Однако недофинансирование всей сферы составило как минимум 5 миллиардов рублей. То есть денежных средств не хватило на то, чтобы поднять и зарплату до средней по региону и отчисления на работу учреждения.
После окончания доклада журналисты задали спикеру вопросы. Первый касался соотношения зарплаты руководителей и рядовых сотрудников сферы здравоохранения. Ерженин ответил, что зарплата медиков за четыре года в среднем увеличилась в 1,4 раза, а у руководителей — министра и двух его замов — в 1,6.
— Темп роста зарплаты сотрудников минздрава невысок, в среднем в год на 5-6%. Зато у трех сотрудников минздрава за четыре года средний рост составил 160%, — прокомментировал специалист.
В кабинете воцарилась долгая пауза, кто-то пробормотал «без комментариев».
— Как пересекаются зарплата и штатная численность? — прозвучал второй вопрос от участников круглого стола.
— Укомплектованность больниц в среднем составляет 50%. При этом 40% — это факты совмещения. То есть средняя зарплата рассчитывается с учетом переработок. Это не ставка, — сделал еще одно неутешительное заключение эксперт.
Он пояснил, что есть три методики расчета зарплаты. Первая — по данным учреждения, вторая — по среднесписочным данным, третья — по численности штата. Только последняя отражает фактическую ставку, в среднем она составляет 27 тысяч рублей.
– У учреждений здравоохранения нет мотивации увеличивать комплектацию штатов. Если они начнут заполнять вакантные должности, то средняя зарплата уменьшится, — делится выводами Ерженин.
Своим докладом он подтвердил тенденцию сокращения должностей, о которой говорят коллективы больниц. В 2018 году количество ставок уменьшилось на 5,6 тысячи должностей. Объяснить эти изменения специалист не смог.
Один из самых острых вопрос касался скудного финансирования домов ребенка, где зарплата в среднем поднялась лишь на 28%. Отвечая, Роман Ерженин назвал эти учреждения «дном средней зарплаты».
— Вот зона бедности — Черемховский областной специализированный дом ребенка. Средняя зарплата 26 тысяч рублей. Укомплектованность кадрами 53%. То есть реальные выплаты могут быть меньше. Это в среднем полторы ставки. Доля ФОТ 72%, никаких денег на развитие нет , — проанализировал деятельность учреждения эксперт.
Он выразил уверенность, что борьбу с бедностью регион должен начинать с областных домов ребенка и больниц Усть-Ордынского округа.
Результаты исследования прокомментировала фельдшер станции ангарской скорой медицинской помощи Татьяна Шульга, которая присутствовала на мероприятии. Медик отметила, что приведенные в докладе цифры отличаются от реальности в худшую сторону. Только за последние три месяца зарплата работников скорой упала на 10 тысяч рублей.
— У нас также трудятся по 1,5-2 ставки. Недавно мы написали президенту, что некоторые его приказы не действуют на региональном уровне, власти их упраздняют. Обращались к своему главному врачу, но его ответы нас не устроили. Нам сказали, что сменилась форма собственности, поэтому не будет никаких надбавок, — поделилась ситуацией Шульга.
Она пояснила, что зарплата снизилась из-за уменьшения надбавки за стаж с 80% до 45%. Урезанные проценты должны были перевести на стимулирующие выплаты, но этого не произошло. Сотрудники скорой помощи на одну штатную единицу в среднем получают 18-20 тысяч рублей. Ежедневно на станции не хватает 2-3 бригады для работы.
Сухой доклад Романа Ерженина, состоящий преимущественно из цифр, полностью совпал с эмоциональными выступлениями медицинских коллективов. Эксперт заметил и снижение выплат, и переработки, и сокращение — все, что осложняет и без того непростую работу врачей. И сколько бы минздрав области и министр Олег Ярошенко не пытался отмалчиваться и отрицать ситуацию, факты говорят сами за себя.
Фото — Анастасия Бортник
Виктория Чистякова, IRK.ru
В нашей академовской поликлинике число пациентов все время растет, т.к. строятся рядом новые ЖК, а больница одна. Появилось больше платных услуг - было бы логично предположить, что в больнице стало больше денег. Вместо этого - большие сокращения штата. В стационаре только базовые дешевые…