Швейная фабрика в поселке Тельма закрылась в 2011 году. Как и многие предприятия в нашей стране, в 90-е годы она перешла в частные руки, затем обанкротилась и была выставлена на продажу. Десять лет запустения не прошли бесследно: из здания вынесли и вывезли все, что представляло хоть какую-то ценность; у него сгорела часть кровли.
В 2014 году в заброшенном здании фабрики побывала предпринимательница Анна Репина. Девушка родилась в Усолье и много раз проезжала через Тельму, но не знала о существовании в поселке швейного предприятия.
Анна с 16 лет помогала родителям с магазином одежды, в 2010 году запустила в Усолье свой первый магазин, работая напрямую с поставщиками. В 2014 году девушка задумалась о собственном производстве, начала интересоваться подобными объектами в регионе. Большинство швейных фабрик превратились в торговые центры. Исключением стало заброшенное предприятие в Тельме.
– Территория была совершенно бесхозная. Поскольку раньше я не знала о существовании фабрики в поселке, мой взгляд на объект был свежим, – поделилась Анна. – Когда увидела эти вековые стены, почувствовала энергетику места, поняла, что здесь скрыт большой потенциал. Подумала, что нужно приобрести здание, а потом уже решать, что с ним делать.
Пять лет назад Анна Репина купила здание фабрики в Тельме. Девушку не пугал объем работ, которые нужны, чтобы привести его в порядок, потому что у нее уже был опыт реконструкции строения в Усолье. Анна продолжила заниматься проектом возрождения швейной фабрики, находясь в декрете. В 2017 году из здания вывезли 10 КамАЗов мусора, в том числе обломки старых машинок.
– Я долго думала, какую модель производства сюда поместить, делала расчеты. Изучила сколько жителей поселка занято, сколько из них безработные, – объяснила иркутянка. – Консультировалась с разными специалистами, что здесь можно сделать. Моих компетенций бы не хватило: объект достаточно большой, он связан с инфраструктурой поселка, с общей занятостью, коммуникациями и пространством. Читала книги и изучала архивы, чтобы понять, что это такое и как должно развиваться дальше.
Тельминская мануфактура с 1737 года снабжала русскую армию сукном. В 1810 году вместо деревянных корпусов было построено каменное здание, сохранившееся до наших дней. Во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали швейную фабрику из Одессы. Здесь в три смены шили одежду для фронта.
Швейная фабрика во все времена была сердцем Тельмы. В поселке все вокруг нее создавалось: так, в 1816 году при фабрике ее рабочими был построен православный храм. Уникальный по архитектуре он единственный в мире имеет пять ротонд. Жители посёлка спасли его от взрыва большевиками, засыпав храм зерном так, что не было видно купола. В настоящее время ведется его реконструкция.
– Меня удивило, что за три столетия производство останавливалось и снова запускалось. При этом люди, которые занимались этим делом, проявляли мужество, – отметила Анна.
Весь поселок – это продуманная инженерная конструкция. Пруд у церкви входит в систему каскадов, он самый нижний, выше расположены еще два. Вода стекала под напором и вращала чесальные машины на фабрике.
Постепенно у Анны появилась идея организовать на базе фабрики мультипроизводство. В помещении оборудуют стеклянные галереи, где разместятся ремесленники. Туристы смогут увидеть, как создается тот или иной предмет. Один или два цеха девушка планирует занять собственным производством.
– Представьте, вы с семьей приезжаете в Тельму, здесь можно погулять: запроектирована деревянная променада, есть прогулочные исторические улицы. Заходите сюда, мы с вами идем по галерее с мастерами, а тут куют, вышивают, делают гончарные и керамические изделия, – увлеченно описывает владелица здания.
Проект поддерживает администрация Усольского района. Специалисты собрали информацию о мастерах, проживающих в территории, и их ремеслах. Потенциальных резидентов для фабрики здесь достаточно.
Анна планирует создать управляющую компанию, которая поможет ремесленникам выйти на рынок: пройти сертификацию, презентовать продукцию и организовать ее сбыт через свой агрегатор и другие интернет-площадки. Резиденты будут оплачивать только сервисную плату, а остальное компания зарабатывает сама.
– Хотим организовать все по принципу «я зарабатываю – ты зарабатываешь». Мы продаем билеты в исторический индустриальный парк, потому что эти вековые стены – наша история. Посещение – это статья дохода для компании, ремесленники смогут проводить мастер-классы для туристов и продавать свою продукцию, – делится она концепцией.
Магазин с изделиями ручной работы, галерея с мастерскими, внутренний дворик с кафе и рестораном – мы идем по заброшенному зданию и пространство вокруг наполняется новыми смыслами. Семьей Анны собрана редкая коллекция минералов, в одном из помещений разместится музей.
Возрождение Тельминской фабрики начали с малого: запустили сбор денег на восстановление пострадавшей от пожара крыши на платформе Boomstarter. На перекрытие 1200 квадратных метров крыши понадобится 2,6 миллиона рублей, пока собрано 47 тысяч рублей. В знак благодарности за поддержку проекта можно получить открытку из Тельмы и даже именной кирпич на стене фабрики.
Тельминская швейная фабрика – памятник истории, охраняемый государством. В поселке одновременно работало до 10 видов производства. Основное – суконное, а также винокуренное, стекольное, кожевенное, свечное, ковровое, клеевое, зеркальное и другие. Тельминская фабрика была запущена, чтобы снабжать знаменитую экспедицию Витуса Беринга. В сукно, произведенное здесь, были одеты все сибирские части в войне с Наполеоном 1812 года, как и в период первой мировой войны. Местные мастера выезжали запускать производства в других городах. Например, запустили суконную фабрику в Омске.
– Свою историю нужно уметь продавать, мы сейчас совершенно этим не занимаемся. Что нужно туристу? Вкусно поесть и что-то купить. И вторая тема в регионе совсем пустая. Байкал сегодня перегружен туристами, но там ничего нет, приезжающим на отдых нечего у нас купить, – считает владелица здания. – Мы готовы вдохнуть новую жизнь в поселок, возродив Тельминскую фабрику, создать рабочие места и обеспечить развитие территории.
Идею Анны поддержала команда единомышленников. Генеральный директор Восточно-Сибирского центра энергосбережения Андрей Ильин подбирает подрядчиков для восстановления здания снаружи и внутри. Работы рассчитаны на пять лет, но главное сейчас закрыть крышу.
– После того, как восстановим кровлю, часть помещений можно будет законсервировать. В цехе на первом этаже оставим часть вентиляции как элемент декора и повесим светильники советских времен, дизайнеры по старым фото изготовят. Хотим сохранить эстетику того периода, – делится планами Андрей. – Все системы здания будем менять на современные: заводить тепло, делать вентиляцию. Общей канализации в Тельме нет, не понятно что куда отводилось. Нам готовы помочь производители оборудования, который занимаются эко-очисткой воды.
На стенах сохранилась советская лепнина 50-х и 70-х годов, ее тоже восстановят. По словам Андрея, подпорные стенки здания и лестницы находятся под охраной государства, их нельзя изменять или убирать.
В проекте Андрей несколько месяцев, раньше знал только про храм в Тельме, но и подумать не мог, что здесь размещалось предприятие с такой историей. «Оказывается, в свое время тут работало до 2000 человек в три смены. Если сейчас на улице остановить любого человека и спросить какое отношение он имеет к фабрике, выяснится, что у него бабушка или дедушка, родители или сестры, братья, здесь работали», – говорит собеседник.
По его словам, местные жители позитивно относятся к идее восстановить швейную фабрику. Экономически активного населения в Тельме мало, люди занимаются сельским хозяйством, но со строительством дороги в обход поселка работы здесь просто не будет.
– У нас в команде все настойчивые. Сделаем. Мы презентовали проект на «Байкал Бизнес Форуме» в секции «Креативная экономика», получили хорошие отзывы, нас многие поддержали. На примере фабрики покажем, что Иркутская область тоже может креативить, – убежден Андрей.
К проекту присоединились ведущие специалисты из трех иркутских вузов. Людмила Троицкая работает на кафедре управления инвестициями в Байкальском госуниверситете, она принимала участие в проектировании таких объектов как 130-й квартал и «Иркутские кварталы».
– Когда мы узнали, что Аня приобрела фабрику, стало понятно что вокруг этого можно сделать современный проект общемирового масштаба. Мы не успели в ни в кластерную, ни в индустриализацию знаний, но в креативную попадаем точно. Надо вернуть людям капитализацию творческого начала – и в этом наша глобальная задача, – поясняет Людмила Троицкая.
У Тельмы большой туристический потенциал. Создание здесь промышленно-индустриального парка вызвало много вопросов, касающихся благоустройства территорий, прилегающих к зданию швейной фабрики. Специалисты ИРНИТУ разработали градостроительную концепцию для проекта.
– Мы с моей командой месяц работали над концепцией центральной части Тельмы. Планируем сделать там площадь, рекреационный парк, обустроить деревянный мост через дорогу, чтобы можно было безопасно перейти к храму со стороны поселка. Вдоль берега реки Тельминки предлагаем построить прогулочную променаду до Ангары, – объясняет задумку старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства ИРНИТУ Виктория Черниговская. – Хотим сделать транспортно-пешеходную улицу. В поселке сохранилось много старинных деревянных домов с резными наличниками, нам бы хотелось запустить по улицам туристические пешеходные маршруты.
По задумке архитекторов, в Тельме нужно пустить водный транспорт и электрокары, которые будут ездить не только по улицам, но и по прибрежным территориям. Исследование поселка продолжится. В ближайшее время планируется приведение в порядок площади перед фабрикой, ее хотят сделать торговой.
– Тельминская швейная фабрика – сердце этой территории, которое несет в себе всю историческую нагрузку и культурную ценность. Вот сейчас восстановить ее и поселок заживет с новыми силами, – подчеркивает Виктория Черниговская.
Фото — Илья Татарников
Алина Вовчек, IRK.ru
Идея хорошая, если получится - молодцы! Но себестоимость при таких капиталовложениях какая будет? Будет ли спрос на продукцию фабрики?