Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Нас вышвырнули как собак». Сельхозпроизводители о работе Центрального рынка

О проблемах МУП «Центральный рынок» говорят давно. Иркутяне отмечают: местных продуктов там стало меньше, больше торгуют привозным, а местные сельхозпроизводители говорят, что им перекрывают кислород и не дают работать. Почему город закрывает глаза на деятельность муниципального предприятия и как помочь людям, обсудили на совещании Законодательного собрания Иркутской области.

28 мая на совещании присутствовали депутаты Законодательного собрания Иркутской области, депутаты думы города Иркутска, представители министерства сельского хозяйства, антимонопольного комитета, а также сельхозпроизводители из области. Совещание открыл председатель ЗС Сергей Сокол. Он отметил, что областным властям необходимо вмешаться, несмотря на то что администрация должна заниматься подотчетным ей предприятием МУП «Центральный рынок». По его мнению, людям больше неоткуда ждать помощи. Сергей Сокол рассказал, что на его имя регулярно поступают жалобы о работе рынка от сельхозпроизводителей со всей области. Более того: пенсионеры, которые годами торговали на рынке, лишились своих мест там.

— Что касается Усть-Ордынского, мы с Кузьмой Романовичем ездили по всем районам. Многих, кто производил для иркутян экологически чистую продукцию, сейчас не пускают на рынок. А ведь сельхозпроизводители округа на это живут. Порядка 70% продукции они реализовывали именно в Иркутске, на Центральном рынке. Теперь это уже проблема не только Иркутска или его жителей, а проблема областного значения. Это не частное предприятие, а муниципальное, фактически государственная собственность. А значит, должна быть социальная составляющая, а не только коммерческая, — уверен Сергей Сокол.

Как выяснилось, проблем много. Кузьма Алдаров, заместитель председателя ЗС области, рассказал, как осенью 2018 года к ним обратились овощеводы Иркутского района. Они пожаловались, что больше не могут торговать на рынке. В прошлом году договоры с ними заключались на короткий срок без какой-либо перспективы продления, а арендная плата выросла на 30-40%.

— Необходимо включать механизмы регулирования в этом вопросе. Ведь рынок — это место, где сельхозпроизводители должны продавать продукцию, которую вырастили на своих огородах, — убежден Кузьма Алдаров.

Совещании Законодательного собрания Иркутской области
Совещании Законодательного собрания Иркутской области

Вячеслав Козин, заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области, подтвердил: в конце 2018 — начале 2019 года в министерство стали поступать обращения от крестьянско-фермерских хозяйств, крупных предприятий, садоводов. Люди утверждали, что руководство рынка умышленно затягивает подписание договоров аренды, создает искусственные препятствия для ограничения торговой деятельности арендаторов.

— Многочисленные попытки провести переговоры с руководством рынка не приводили к изменению ситуации. Мы направляли обращения в администрацию города Иркутска. Но, к сожалению, никакого решения вопроса не увидели, — подчеркнул замминистра.

Как оказалось, министерство не раз уже пыталось вмешаться и помочь обеспокоенным предпринимателям. Так, было проведено две встречи у заместителя мэра Екатерины Козулиной с участием общественных организаций, службы потребительского рынка и сотрудников министерств. На встрече также присутствовал директор рынка с юристами. Однако конструктивного разговора не получилось. А в качестве официальной позиции администрации Вячеслав Козин привел слова заместителя мэра: «МУП является коммерческой организацией, самостоятельным юридическим лицом, имеет право заключать договоры с юрлицами, самостоятельно несет ответственность за нарушение законодательства».

Все присутствующие с нетерпением ждали выступления Евгения Силкина, заместителя директора по коммерческим вопросам МУП «Центральный рынок». Он уверенно взял слово. Неожиданно для всех представитель рынка не стал отрицать все очевидные для собравшихся нарушения. И заявил, что «критика в адрес предприятия вполне уместна».

— Наверное, как представитель рынка, я не должен этого говорить, но тем не менее, — отметил он, — предприятие сейчас находится в глубочайшем кризисе — финансовом, управленческом и кадровом. То, что происходит на рынке последние два года, требует оценки органов власти, а может, даже и компетентных органов. Рынок, понятно, не решит проблемы всех сельхозпроизводителей, но создать льготные условия для частников может.

Евгений Силкин рассказал, что у Центрального рынка есть весь набор правонарушений: нецелевое расходование средств, наличие большого количества штрафов, уклонение от решения антимонопольного комитета по комплексной уборке — цена вопроса 27 миллионов. Дальше больше — в марте 2019 года зафиксирован картельный сговор, который нанес ущерб предприятию в размере 10 миллионов рублей.

Ирина Бондаренко
Ирина Бондаренко

— За последний год не продано ни одного килограмма свинины производства области. Мясо закупается в Красноярске на аукционах. Входная цена — 35-45 рублей за килограмм. Представляете, какая на рынке большая наценка, если свинину продают по 300 рублей за килограмм, — высказался Силкин.

После такого выступления возникло неловкое молчание, которое прервал Сергей Сокол, сообщив, что Евгений Силкин уже дважды по суду восстанавливался в своей должности после увольнения. Остается надеяться, что после такого признания не последует очередного.

Как оказалось, руководство Центрального рынка участвовало в антиконкурентных соглашениях. Об этом на совещании рассказал руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. Теперь предприятие ждут административные санкции, предусмотренные законодательством. Но это больше касается торгов, которые проводит Центральный рынок при закупке товаров и услуг.

— Мы неоднократно сталкивались с заявлениями, обращениями по арендной плате и ценообразованию на рынке. Но полномочия нашей службы в этом случае не позволяют нам реагировать, — пояснил Александр Кулиш. — Мне кажется, многие предприниматели запуганы, они не в состоянии противостоять предприятию и городу. Мы общались с предпринимательским сообществом, предлагали им направлять нам заявления, предоставлять доказательства, но реальных шагов и заявлений от них у нас нет.

После обнародования таких сведений Сергей Сокол с сожалением отметил, что на совещании нет представителей администрации. Всем хотелось узнать, почему городская власть не отреагировала на все эти злоупотребления и нарушения.

Однако ЗС не одиноко в своем стремлении разобраться в ситуации. Председатель городской думы Евгений Стекачев заявил, что у депутатам также есть вопросы к деятельности Центрального рынка. Он недоумевает: почему предприятие площадью 10 тысяч квадратных метров, которое находится в центре города, в самом лучшем месте с большим трафиком, не приносит в бюджет деньги. Стекачев сообщил, что представители рынка объясняли отсутствие поступлений в бюджет так: это социальный объект, их задача — поддерживать сельхозпроизводителей, поэтому предприятие работает в убыток.

— Но сейчас рынок не поддерживает местных производителей и не развивается – какая-то тупиковая ситуация. А куда все уходит — никто не знает, — говорит председатель думы. — Мы с коллегами прошлись вокруг рынка, там в основном превалирует торговля представителей ближнего зарубежья. Я с трудом поверю, что у них есть приусадебные участки в области, на которых они что-то сами выращивают.

Евгений Стекачев уверен: нужно принимать кардинальные решения. Если нет необходимости в рынке как поддерживающем сельхозпроизводителей, этот объект не нужен.

— Его нужно сдать в аренду какой-нибудь управляющей компании, пусть она 100 миллионов рублей в год перечисляет в бюджет. На мой взгляд, это та сумма, которую город должен получать с данного предприятия. Либо развернуть рынок в социальную плоскость. Пусть он не будет приносить денег, а работает в режиме самоокупаемости, но тогда горожане смогут покупать местную продукцию.

На совещание пригласили сельхозпроизводителей. Так, директор ЗАО «Агроферма Ангара» Ирина Бондаренко отметила, что для всех местных производителей Центральный рынок — лучшее место сбыта продукции.

Елена Борисовна
Елена Борисовна

— Нет сегодня лучше торговой точки, чем Центральный рынок. Здесь все маршруты. А для сельхозников этот оборот очень важен. Но при этом с местным продуктом туда не попасть. Почему — загадка. Договор заключается на месяц, с кем-то на два или три. Это настоящий терроризм, что тебе не дают выращенную продукцию за тысячу километров привезти и продать. То мы в заявлении что-то не указали, то за весы не заплатили, — жалуется женщина.

Представитель Ассоциации овощеводов Андрей Федоров рассказал, что после новогодних праздников он написал заявление о предоставлении места на рынке согласно постановлению №62. Принес документы — паспорт и справку о ведении личного хозяйства. Однако договор с ним не заключили.

— Почему никто не понимает, что для 90% тех, кто реализует продукцию на рынке, это единственный источник дохода. И на что люди должны были жить, Владислава Свердлова, директора Центрального рынка, не интересовало. Нам детей кормить надо. Преимущество у торговцев из ближнего зарубежья, которые перепродают товар, им отдали лучшие места в «бриллиантовом» ряду. А наши овощи пропадали в хранилищах. Первого марта нас вызвали. Показали места — один квадратный метр лицом к стоянке. Выбора не дали. Договор дали на подпись без права ознакомиться с ним. Видимо, меня бы здесь не было, если бы я свыше аренды заплатил, — предполагает мужчина.

Как выяснилось, за последний год арендная плата для предпринимателей выросла на 100%. Если раньше Андрей платил за место в два квадратных метра 8 тысяч рублей, то в прошлом году ему пришлось заплатить уже 16 тысяч. Мужчина поделился: «Мы с сестрой на рынке 25 лет. И до директора Свердлова к нам всегда с уважением относились, справедливо. Сейчас нас оскорбляют и не дают работать, разговаривают с нами только на языке ультиматума». На это председатель городской думы Евгений Стекачев заявил, что необходимо внести требования к мэру Иркутска о лишении должности человека, который не на своем месте.

Слово взяла Елена Борисовна, выступающая от бригады сельхозпроизводителей декоративного растениеводства. Она представляла свою продукцию на рынке более 20 лет. Однако в этом году женщине пришлось искать другое место, руководство рынка отказалось заключать с ней договор.

— На новом месте у нас хорошие условия, но нет покупателей. Мы отдали рынку много лет, а нас вышвырнули как собак, — со слезами рассказывает Елена Борисовна. — Мы не знаем, как нам дальше жить. Мы были и в министерстве сельского хозяйства, были у Чупрова, были у вас — и никто нам не смог помочь. За моей спиной 17 человек, и за каждым стоит семья. Мы тоже хотим нормально жить. Горожанам выделили по три метра на Центральном рынке для реализации рассады, а производителям Иркутского района места не нашлось.

В зале Заксобрания присутствовали две жительницы поселка Усть-Ордынский. Они расстроены тем, что не могут спокойно продавать свою продукцию на Центральном рынке.

Одна из жительниц поселка Усть-Ордынский
Одна из жительниц поселка Усть-Ордынский

— В прошлом я доярка. Сейчас до трех часов ночи стою у плиты, варю творог, делаю сметану на продажу, — говорит Тамара Яковлевна. — Мне 68 лет, и я терплю унижения от работников рынка. За нами там как за преступниками смотрят, в сумках роются, личные вещи досматривают. Обзывают, смеются над нами. Условия работы плохие, холодильники не работают.

После таких эмоциональных выступлений стало ясно: затягивать больше нельзя — решать проблему надо срочно, так как страдают люди. «Вредительство, издевательство и беспредел, — так охарактеризовал Сергей Сокол деятельность руководителей МУП „Центральный рынок“. — Ведь и экономике, и обществу наносится ущерб». Сергей Сокол заверил депутатов городской думы, что Заксобрание окажет им поддержку в этом вопросе, так как Центральный рынок должен быть доступен для сельхозпроизводителей всего региона.

Фото предоставлены ЗС

Анастасия Маркова, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля