Электротеатр
Маленький квартал, где ныне стоит роскошное здание «Художественного», был местом для развлечений горожан ещё до изобретения кинематографа. Там находился цирк-шапито, сгоревший в конце 19 века.
В начале 20 века турецкие подданные братья Ягджоглу, владевшие к тому моменту целой сетью кинотеатров на Дальнем Востоке и владивостокской фирмой по продаже в Сибири вин и фруктов, решили открыть в крупнейшем тогда городе за Уралом – в Иркутске – кинотеатр. Тогда их звали электротеатрами и иллюзионами.
Один из братьев, Константин, занялся проектом вплотную: арендовал у купцов Замятиных здание, возведенное на месте сгоревшего когда-то цирка. 2 октября 1909 года в нем заработал кинотеатр «Фарс» – точно так же назывался театр братьев Ягджоглу во Владивостоке.
Не прошло и года, как турецкий предприниматель взялся за перестройку здания, которая закончилась 25 ноября 1910 года. Изменениям подверглось фойе и декор фасада, а плафон в зрительном зале расписал на мифологическую тематику профессор Генрих Энгель, которому доводилось заниматься отделкой интерьеров во дворце персидского шаха. На следующий день, 26 ноября, состоялось торжественное открытие иллюзиона, который сменил название с «Фарса» на «Художественный декаданс». В общей сложности в проект братья Ягджоглу вложили около 100 тысяч рублей – баснословная по тем временам сумма.
Кинотеатр занимал не весь комплекс: в правом и левом крыле располагались фруктовый и молочный магазины. 3 июля 1911 года при электротеатре открылся сад «Ольга», во дворе для любителей роликовых коньков также работал скейтинг-ринг. Дела шли неплохо, после 1913 года братья Ягджоглу полностью выкупили здание.
Объявления о новых фильмах печатали в городских газетах; киносеансы в них называли спектаклями, а продолжительность мерили аршинами. Например, в летописи Юрия Колмакова сообщается, как 20 марта 1911 года в кинотеатре «Декаданс» начался «грандиозный спектакль» — показ киноленты «Язвы общества» «длиной 1410 аршин».
Иллюзионы в начале 20 века были чрезвычайно популярны, из-за чего для учащихся учебных заведений даже ограничили их посещение – во избежание прогулов. 12 февраля 1916 года газета «Иркутская жизнь» писала, что согласно постановлению, утвержденному самим генерал-губернатором, учащимся разрешено посещать иллюзионы только по воскресеньям с 13 до 17 часов, и в четверг до 20 часов. При этом смотреть можно было только одобренные сотрудниками учебного заведения фильмы.
Киноконкуренция
К началу Первой мировой войны в 1914 году в Иркутске действовали 13 кинотеатров. Три самых больших из них, в том числе «Декаданс», находились на одной улице. Два других – это «Одеон» (ныне неэксплуатируемое здание бывшего клуба «Стратосфера») и «Иллюзион» (ныне кинотеатр «Дон Отелло»). Их владельцем был главный конкурент братьев Ягджоглу – иркутский предприниматель, итальянец Антонио Донателло, взявший себе звучное прозвище Дон-Отелло (с отсылкой к популярной тогда опере о ревнивом мавре). Он не только устраивал киносеансы, но и снимал и собственные документальные фильмы о событиях из жизни города.
Когда настали сложные времена Мировой войны, в Россию стали стекаться беженцы из оккупированной немецкими и австрийскими войсками территорий – поляки, прибалты, сербы, румыны. Прибывали они и в Иркутск. Их принимали у себя местные жители, город предоставлял под временное размещение училища, не оставались в стороне доходные дома, магазины. Беженцам помогли разместиться и в иллюзионе «Художественный декаданс».
В «Иркипедии» сообщается, что Константин Ягджоглу отличался вспыльчивым нравом. Например, в 1913 году в «Сибирских новостях» опубликовали заметку «Зверская выходка», которая повествовала о конфликте в кинотеатре «Декаданс», где владелец за незначительную провинность избил и выгнал служащего.
Не исключено, что подобное поведение могло быть связано со здоровьем предпринимателя. В летописях сообщается, Константин Ягджоглу скончался в Петрограде 18 ноября 1916 года от «развития душевной болезни». Через два месяца, в январе 1917 года, его брат Александр продал «Декаданс» давнему конкуренту Антонио Дон-Отелло всего за 10 тысяч рублей.
Казалось, расклад для итальянца удачный – теперь в его руках сосредоточились все лучшие иллюзионы Иркутска. Но судьба распорядилась иначе: уже через месяц случилась февральская революция, а осенью к власти пришли большевики.
Власть государства
В 1920-1930-е годы новая советская власть национализировала все культурные учреждения, часть из них вскоре прекратила существование. Кинотеатры у Антонио Донателло отобрали силой.
В рейдерских вооруженных захватах не последнюю роль сыграл революционер Нестор Каландаришвили, в честь которого называется улица в центре Иркутска (до 1920 года Грамматинская). Донателло был вынужден оставить свое имущество и покинуть страну.
При новой власти многие электротеатры закрылись, другие остались, но уже под другими названиями – тогда было модно переименовывать все подряд. «Художественному декадансу», можно сказать, повезло: его наименование просто сократили, убрав второе слово.
На смену лентам зарубежных и отечественных частных кинокомпаний пришли советское пропагандистское и «идеологически правильное» кино. Впрочем, от мировых тенденций в области проката новая власть старалась не отставать. В 1931 году оборудование «Художественного» обновили для демонстрации звуковых фильмов, а всего через пять лет, в 1936 году, здесь показали первую для иркутских зрителей цветную кинокартину.
В 1956-1957 годах в здании сделали ремонт. Именно тогда уникальную роспись потолков в кинозале заменили на лепнину. В 2000 году на фоне непростого финансового положения кинотеатр приобрела Иркутская государственная экономическая академия (ныне БГУ). Вскоре «Художественный» приобрел статус культурно-досугового центра при образовательном учреждении, он же стал Центром российской кинематографии имени Леонида Гайдая.
Былые конкуренты с улицы Большой сильно изменились: «Иллюзион» стал небольшим кинотеатром под названием «Дон Отелло» – в память об основателе-итальянце; здание, в котором когда-то располагался «Одеон» с крупнейшим кинозалом на этой улице, сегодня переживает непростые времена – оно фактически заброшено. Так что спустя столетие именно в «Художественном» находится крупнейший экран этой старинной улице – в здании, где почти 110 лет живет дух иркутского синематографа.
Вадим Палько, IRK.ru
Мой первый комментарий!
в здании кинотеатр художественный нужно сделать театр юного зрителя!!